Разница между Шариатом и хакикатом

 
مطلب في الفرق بين الحقيقة والشريعة
وسئل نفع الله به : عن حقيقة الفرق بين الحقيقة والشريعة ؟ .
 
У Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 г.х.), да сделает Аллах его полезным для нас, спросили о сущности и разнице между Шариатом и хакикатом.
 
فأجاب بقوله : فرق بينهما بفروق : منها أن الحقيقة هي مشاهدة أسرار الربوبية ولها طريقة هي عزائم الشريعة ونهاية الشيء غير مخالفة له على ما يأتي ، فالشريعة هي الأصل ومن ثم شبهت بالبحر والمعدن واللبن والشجرة ، والحقيقة هي الفرع المستخرج من الشريعة ومن ثم شبهت بالدر والتبر والزيدة والثمرة ، ومعنى سلب المخالفة لخما المذكور أنه لس بينهما اختلاف في مجاري أحكام العبودية وإنما يختلفان في مشاهدة أسرار الربوبية ، ولا شك أن أهلهما متفاوتون في الاعتناء والاهتمام بعلم صفات القلب والأخذ بعزائم الأحكام وليس ذلك اختلافا بينهما ، وبين ذلك اليافعي رحمه الله بأن الشريعة علم وعمل ، والعلم ظاهر وباطن ، والظاهر شرعي وغيره ، والشرعي فرض ومندوب ، والفرض عين وكفاية ، والعين علم صفات القلب وعلم أصل وعلم فرع ، والعمل عزائم ورخص ، والحقيقة مشتملة على قسمين علم وعمل ، والعلم وهبي وكسبي ، فالوهبي علم المكاشفة والكسبي فرض عين وفرض كفاية وفرض العين علم القلب وعلم أصل وعلم فرع ، فالكسبي الذي هو أحد علم نوعي قسمي الحقيقة هو علم الشريعة والعمل الذي هو العزائم مشتمل على سلوك طريق الحقيقة ، والطريقة مشتملة على منازل السالكين وتسمى مقامات اليقين ، والحقيقة موافقة للشريعة في جميع علمها وعملها أصولها وفروعها وفرضها ومندوبها ليس بينهما مخالفة أصلا ، نعم هنا شيئان : أحدهما علم صفا تالقلب فأهل الحقيقة لهم به اهتمام واعتناء جدا وسلوك طريقتهم موقوف على معرفته وتبديل صفاته الذميمة ، وأكثر أهل الشريعة يهملون ذلك ويتهاونون به مع كونه فرض عين في الشريعة والحقيقة بلا خلاف ، والثاني الرخص فأهل الحقيقة من حيث العلم والاعتقاد لا يشكون في حقيقتها وأنها من رحمة الله عباده ، وأما من حيث علمهم فإنما يسلكون شوامخ عزائم الشريعة الغراء إلى الله بتوفيقه وعنايته وجميل لطفه وصيانته ، فمنهم من لا يقطعها إلا في سبعين سنة ومنهم من يقطعها في ساعة واحدة بحسب معونة الله وتسهيله .
 
Он ответил:
 
«Разница между ними в нескольких вещах:
 
Одно из различий заключается в том, что хакикат –  это видение божественных тайн. Для достижения этого есть путь – это следование решениям Шариата, для которых нужна твердая решимость (аль-`азаим). Шариат – это основа, и поэтому его уподобили морю, руднику, молоку и дереву. Хакикат – это ветвь (фар`), поэтому его уподобили жемчугу, руде, маслу и плоду. Между ними нет разницы в плане исполнения решений истинного рабства (`убудият). Отличие заключается в видении божественных тайн. Нет сомнения, что люди хакиката отличаются заботой о знаниях качества сердца и следованиям тем решениям Шариата, которые нуждаются в твердой решимости. Это не разногласие между ними. Аль-Яфии, да смилуется над ним Аллах, разъяснил это, сказав, что Шариат – это знания и деяния. Знания могут быть явными и тайными. Явные знания – это шариатские и другие. Шариатские знания могут быть или фарзом, или желательным. Фарз может быть или индивидуальным (фарз аль-`айн), или коллективным (фарз аль-кифая). Фарз аль-айн — это знание качеств сердца, знание основ и ветвей (фуру`).
 
Деяния могут быть облегченными и такими, для совершения которых нужна твердая решимость. Хакикат также составляют две вещи: знание и деяние. Знание может быть полученным или таким, которым одарил Аллах. Знание, которым одарил Аллах, – это кашф. Полученное – это фарз аль-`айн и фарз аль-кифая. Фарз аль-`айн – это знание качеств сердца, знание основ и ветвей. Полученное знание, которое является одним из видов знаний хакиката, и есть шариатское знание. Деяния, которые нуждаются в твердой решимости, включающие в себя вступление на путь хакиката, и тарикат, включающий в себя степени вступивших в тарикат, называются макамат аль-якин (уровни истинного знания). Хакикат соответствует Шариату во всех знаниях и деяниях, в основах и ветвях, в обязательном и в желательном. Между ними нет несоответствия!
 
Однако есть две вещи:
 
Первое: знание качеств сердца. Люди хакиката заботятся об этом и уделяют этому внимание. Вступление на их путь зиждется на познании этих качеств и замене плохих качеств хорошими. Большинство людей явных шариатских наук пренебрегают этим, при том, что это является обязанностью каждого (фарз аль-`айн), как в Шариате, так и в хакикате. В этом нет разногласия.
 
Второе: облегчения. Люди хакиката в плане знаний и убеждения не сомневаются в их действительности и в том, что это – из Милости Аллаха к Его рабам. Но в плане деяний они следуют тем решениям Шариата, которые нуждаются в твердой решимости, которые приближают к Аллаху, с Его помощью, Милостью и защитой. Среди них есть такие, которые проходят этот путь только за семьдесят лет, а есть и те, кто проходит этот путь за один час, в зависимости от того, как Аллах поможет и облегчит им это».
 

[Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки. «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 573-574. Дар ат-Таква. Дамаск. 2008 г.] 

Похожие материалы