Суть познания (Зубда аль-Ма’ариф)

Представляем вашему вниманию работу устаза Абу Али аль-Ашари — «Зубда аль-маариф» — сокращенный вариант (мухтасар) книги «Талхыс аль-маариф», где собраны наиболее важные наставления шейха Хасана Хильми аль-Кахиби (1853-1937) своему сыну Мухаммад-Арифу (да смилуется Аллах над ними обоими).

Итак, шейх Хасан Хильми пишет:

يا ولدي اعلم أن التوبة عبارة عن ندم يبعث العزم على الترك فيما يقدر على فعله

1

Сын мой, знай, что покаяние — это сожаление, которое приводит к решимости отказаться от греха, который человек имеет возможность совершить[1].

2

يا ولدي إن رحمة الله تعالى واسعة و قد غفر لكثير من العصاة و جعلهم من أوليائه

Сын мой, поистине, милость Аллаха широка, и были прощены многие грешники, которые стали приближенными к Аллаху[2].

3

يا ولدي يجب على التائب أن يكون الباعث على التوبة تعظيم أمر الله تعالى والخوف من سخطه و أليم عقابه لا رغبة دنياوية أو رهبة من الناس أو طلب ثناء أو صيت أو ضعفا في النفس أو فقرا أو غير ذلك

Сын мой, обязательно, чтобы кающийся каялся из трепета перед Аллахом и страхом перед Его гневом и Его мучительным наказанием, а не ради мирских целей, боязни людей, стремления к похвале или известности, телесной слабости, бедность или чего-то еще другого[3].

4

اعلم يا ولدي أن الذكر مفتاح الفلاح و مصباح الأرواح و هو العمدة في الطريق و معول أهل التحقيق و ماهيته هو التخلص عن الغفلة و النسيان بدوام حضور القلب مع الحق

و قيل ترديد اسم المذكور بالقلب و اللسان و سواء في ذلك ذكر الله أو صفة من صفاته أو حكم من أحكامه أو استدلال على شيء من ذلك أو دعاء أو ذكر رسله أو أنبيائه أو أولايائه أو من انتسب إليه و تقرب إليه و سبب من الأسباب أو فعل من الأفعال بنحو قراءة أو ذكر أو شعر أو غناء أو محاضرة أو حكاية

فالمتكلم ذاكر و المدرس ذاكر و المفتي ذاكر و الواعظ ذاكر و المتفكر في عظمة الله تعالى و جلاله و جبروته و آياته في أرضه و سمواته ذاكر و الممثل بما أمر الله به و المنتهي عما نهى عنه ذاكر

Знай, сын мой, что поминание Аллаха — это ключ к счастью, духовный светоч для душ, и это основа духовного пути и опора познающих. И суть поминания — устранение беспечности и забывчивости при постоянном мысленном сосредоточении на Аллахе.

Некоторые сказали, что это повторение имени языком и сердцем, и при этом не имеет значения, поминается один из атрибутов, или какое-то установление [Шариата], или доказательство чего-то упомянутого, или мольба, или посланники, пророки или приближенные, или того, кто относит себя к Нему или приблизился к Нему, или [упоминают] способы [приближения к Нему], или действие, такое как чтение Корана, зикр, чтение поэзии или песен, лекций или историй.

Говорящий — поминает, учитель — поминает, муфтий- — поминает, проповедник — поминает, размышляющий о величии Всевышнего Аллаха и Его знамениях на Его земле и в Его небесах — поминает, подчиняющийся повелению Аллаха и отстраняющийся от запрещенного Им — поминает[4].

5

اعلم أيها الولد قد وجدنا كثيرا من المريدين يتركون الأذكار الواردة خلف الصلوات المكتوبة معللين بما رأوه في الكتب من أن وظيفة المريد أن يواظب بما أمره به شيخه من الذكر لا اشتغال النوافل

لكن والدك الحقير -سامحه الله من فرطاته آمين- يرى الخير في المواظبة على هذه الأذكار الواردة في دبر الصلوات لما فيها من الفضائل و المنافع

و لو كان المريد لا يعطل أوقاته من الأذكار الملقنة له إلا في فقت الاشتغال بهذه الدعوات و الأذكار لارتقى إلى المقامات العلية

لكنه يكون في أوقات كثيرة في الغفلات مشتغلا بما لا يعنيه من الأقوال و الأفعال الغير المرضية فتفويت فضيلة الاتباع بدليل أنه مشتغل بالذكر الذي أمر به شيخه مع كونه في أودية الغفلة في أكثر الأوقات من علامة القصور و الفتور و التعطيل

Знай, мой сын, я отметил, что многие мюриды не читают зикры после обязательных намазов, объясняя это тем, что они прочитали в книгах, что обязанность мюрида — это выполнение зикра, который повелел им их шейх, а не дополнительное поклонение.

Но твой никчёмный отец, да простит Аллах его за его недочеты, амин, считает, что есть благо в чтении зикров, переданных [в хадисах], после обязательных намазов, потому что в них много пользы.

И если бы мюрид все время читал зикр от шейха, кроме времени на эти дуа и зикры после намаза, то он поднялся бы на высокие духовные уровни. Но большую часть времени обычно такие люди заняты бесполезными речами и действиями, которые не приводят к довольству Аллаха.

И лишение благодати следования Сунне из-за выполнения зикра, который был получен от шейха, хотя мюрид большую часть времени беспечен, — это признак небрежности, духовной апатии и простоя[5].

6

و اعلم أن كل محل طلب فيه ذكر بخصوصه فالاشتغال به أولى من غيره و لو من قرآن أو مأثور آخر

Знай, что в любое время, когда желательно произносить определенный зикр, предпочтительнее заниматься именно этим, а не чем-то иным, даже если это чтение Корана или какое-то дуа из Сунны[6].

7

أوصيك يا ولدي بالاشتغال على ما يجلب به الحضور وقت الذكر

فإن إحضار القلب عند الذكر مطلوب من الذاكر و الحضور لا يمكن إلا بمعرفة معاني الأذكار و هو روح الأعمال

فاحتياج الذاكر إلى معرفة معاني ما يذكر إذاً أمر ضروري لا محالة

Я завещаю тебе, сын мой, заниматься тем, что ведет к духовной сосредоточенности во время зикра, а осознанность в зикре необходима для поминающего, а такой осознанности невозможно достичь, если не понимаешь смысла зикров, и это душа дела, и поэтому очевидно, что поминающему нужно понимать смысл его зикра[7].

8

أيها الولد ينبغي لك أن تتعلم الآداب و تستعملها في مواضعها سواء كنت في الذكر أو الدعاء و السؤال أو التعليم و التعلم و القراءة و التفهم فإن التصوف كله أدب

О сынок, тебе надо изучать адаб и практиковать его, когда надо: при совершении зикра, дуа, при задавании вопросов, во время преподавания и обучения, чтения и вникания [в прочитанное], потому что весь тасаввуф — это адаб[8].

9

فاعلم يا ولدي أن أعمال الآخرة كأعمال الدنيا على حد سواء

فقد يكون بعض العمل الكثير الشاق في الدنيا قليل الأجر بمقابلته و العمل القليل اليسير كثير الأجرة

Сын мой, знай, что дела для жизни вечной (ахира) такие же, как и мирские дела: некоторые трудные мирские действия оплачиваются немногим, а некоторые малые поступки приносят большую прибыль[9].

10

يا ولدي أوصيك بحفظ العين فإنها سبب كل فتنة و آفة

Сын мой, завещаю тебе хранить свой взгляд, потому что это причина всех смут и бед[10].

11

ثم عليك يا ولدي بحفظ اللسان و ضبطه و قيده فإنه أشد الأعضاء جماحا و طغيانا و أكثرها فسادا و عدواناً

Сын мой, храни свой язык, управляй им и подчини его, потому что это самый непослушный орган, самый бунтарский, и он наносит больше всего ущерба и творит больше всего несправедливости[11].

12

و اعلم أن التكلم بما لا يعنيك يورث القساوة في قلبك و الوهن في بدنك و الحرمان في رزقك

فالتكلم باللغو تضييع للوقت و بالغيبة إحباط للعمل فإنها هي الصاعقة المهلكة للطاعات و في الصمت سلامة في الدين و الدنيا و الآخرة

Знай, что от разговоров о том, что тебя не касается, черствеет сердце, слабеет тело и ты лишаешься удела.

Бесполезные разговоры — это трата времени, а если это поклеп, то аннулирует награду за деяния, и именно это испепеляет праведные дела, как молнии, а в молчании —безопасность для религии, мирского и вечного (ахира)[12].

13

و اعلم أن العلم المجرد عن العمل لا يأخذ يدك يوم القيامة

Знай, что знание, которое не сопровождалось практикой, не возьмет твою руку в Судный день[13].

14

و اعلم أن صحبة أهل الدنيا و الاختلاط بهم سم قاتل و قتيل هذا السم ميت بالموت الأبدي

العاقل تكفيه الإشارة فكيفالتصريح مع هذه المبالغة و التأكيد 

و طعام الملوك و إن كان لذيذا و لكنه يزيد مرض القلب فكيف يرجى الفلاح و النجاة؟!

الحذر الحذر الحذر !

Знай, что дружба с людьми, чрезмерно погруженными в мирское, и пребывание среди них — это губительный яд, а отравленный этим ядом убит навечно.

Разумному человеку достаточно простого намека; что говорить при такой откровенности в этом усилении и подчёркивании?

Еда правителей, хоть и сладка на вкус, усиливает болезнь сердца. И как при этом надеяться на счастье и спасение?!

Остерегайся! Остерегайся! Остерегайся![14]

15

يا ولدي إني إنما أمرتك بقراءة كتاب إحياء علوم الدين و منعتك عن قراءة غيرها من الكتب التي أكثر مسائلها مربوط بالدنيا و أهلها لأجل هذه العلة السابقة

فعليك بالمواظبة عليه و العمل بما فيه، فإنه كتاب نفيس أثنى عليه أكابر السادات ففي ذلك كفاية لك و فقك الله تعالى للعلم و العمل آمين!

Сын мой, я велел тебе читать книгу «Ихья улюм ад-дин» и запретил читать другие книги, большая часть которых — про мирское и тех, кого волнует мирское, именно поэтому.

Постоянно читай эту книгу и практикуй то, что там написано! Поистине, это очень полезная книга, и ее хвалили святые люди, а этого достаточно для тебя.

Пусть Аллах дарует тебе тауфик для знания и практики. Амин[15].

16

يا ولدي أوصيك أن لا ترى نفسك فوق أحد و من حقيرا ذليلا أديبا حسن الخلق كريما سخيا لا شحيحا بخيلا و لا تتبع الهوى فيضلك عن سبيل الله و احذر من أن يخدعك نفسك فإنها لا تأمر بطبعها إلا بالسوء و الشر

О мой сын, я завещаю тебе считать себя не выше других, а никчемным и низким, быть воспитанным, иметь благой нрав, быть благородным и щедрым, а не скупым и жадным. И никогда не следуй за своими страстями, потому что они собьют с пути Аллаха! О, остерегайся того, чтобы тебя обманул твой нафс, потому что нафс по природе своей повелевает только плохое и только зло[16].

17

يا ولدي لا تترك الكسب و الحرفة! بل اطلب الدنيا و صحح النية و لا تبخل بها و لا تمنعها عن المحتاجين وفقك الله تعالى ما يحبه و يرضاه آمين!

Сынок, не бросай работу и ремесло и ищи мирское, но с правильным намерением. И не будь скупым и не отказывай нуждающимся!

Пусть Аллах даст тебе тауфик совершать то, что Он любит и то, чем Он доволен. Амин![17]

18

يا ولدي عليك بحسن الخلق مع الناس و حسن المعاشرة و الألفة بين الإخوان و الأقران ففي ذلك فضل عظيم!

Сын мой, будь благороден в отношениях с людьми, будь достойным в быту и мягким с братьями и сверстниками. Во всем этом — великое благо![18]

19

أيها الولد! كن مصلحا بين الناس و لا تكن فتانا بينهم ففي الإصلاح فضيلة عظيمة

Он сын, примиряй людей и не будь смутьяном! В примирении — огромное благо![19]

20

يا ولدي أوصيك بملازمة الجمعة و الجماعة و أن لا تصلي منفردا إلا عند الضرورة و أن لا تتساهل في أداء السنن في الصلوات المفروضات

Сынок, завещаю тебе постоянно посещать коллективную молитву и пятничную, не читай намаз один, разве что по крайней нужде, и не будь небрежен с желательными (сунна) намазами до и после обязательных намазов[20].

21

و اعلم يا ولدي أنه لا بد لإنسان من ثلاثة أشاء حتى تتيسر النجاة الأبدية: العلم و العمل و الإخلاص

Знай, сын мой, что для вечного спасения нужны три вещи: знание, дело и искренность[21].

يا ولدي مكّن نفسك في وسط دائرة الاستقامة و لا كرامة أعلى و أفضل من الاستقامة ! و إياك و الابتداع! و الابتداع يهبط المرء عن درجة أهل الكمال رزقنا الله تعالى و المسلمين الهداية و التوفيق آمين!

Сын мой, утверди свой нафс в кругу постоянного соблюдения Шариата, и нет карамата выше и лучше, чем соблюдение Шариата!

И остерегайся введения новшеств! Нововведения сбрасывают человека с уровня совершенных людей.  Пусть Всевышний Аллах дарует нам и всем мусульманам следование истинному пути и тауфик. Амин![22]

22

و اعلم أن جميع ما ورد في فضل العلم و تعليمه إنما هو في حق المخلصين في ذلك

فلا تغالط في ذلك ! فإن الناقد بصير

Знай, что все, что передается о достоинстве знания и обучения, — про искренних в этих делах! Не обманись в этом! Поистине, Отчитывающий Всевидящ![23]

23

يا ولدي أوصيك بمطالعة كتب الحديث و كتابته و إسماعه للناس ففي ذلك فوائد عظيمة

Сынок, завещаю тебе читать книги по хадисам, записывать их и читать людям. Поистине, в этом огромная польза![24]

24

و أهم ما أنصح به الولد أن يكون شغله بالله تعالى على الدوام و أن يصرف جميع همته و قصده إلى ذكر الله تعالى بلا غفلة عنه لمحة

И самое важное наставление, которое я хочу сделать тебе, сын, — будь занят только Всевышним Аллахом, и все свои устремления и желания направь на поминание Аллаха без беспечности даже на мгновение ока[25].

25

و اعلم أن مجرد النظر إلى كتب أهل السلوك جند من جنود الله تعالى و أن التضلع من هذا العلم يقي صاحبه من سوء الخاتمة و الاشتغال به أولى و أنسب من الاشتغال بغيره و الأدب مع المعلم و الأستاذ من آكد الأمور و بتركه يحرم الطالب من البركات

Знай, что просто взгляд на книги людей, идущих по духовному пути, — это войско из войск Аллаха, и это знание может спасти его обладателя от плохой кончины, а заниматься этим предпочтительнее всего другого.

Адаб к учителю и устазу — одна из важнейших вещей: отказавшись от него, студент лишается благодати[26].

 

[1] С. 35.

[2] С. 53.

[3] С. 54.

[4] С. 83.

[5] С. 91.

[6] С. 96.

[7] С. 100.

[8] Стр. 173

[9] Стр. 192

[10] Стр. 237

[11] С. 237.

[12] С. 238.

[13] С. 239.

[14] С. 241.

[15] С. 243.

[16] С. 243.

[17] С. 251.

[18] С. 255.

[19] С. 257.

[20] С. 275.

[21] С. 280; Аль-Мактубат, 1/78.

[22] С. 282.

[23] С. 282.

[24] С. 282.

[25] С. 285.

[26] С. 290.

Похожие материалы