Тарикат и Хакикат – слуги Шариата

Да одарит Аллах нас и вас пониманием самой сути Шариата Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И да будет Аллах милостив ко всякому, кто после этого дуа скажет: «Амин».

Знай, что Шариат состоит из трёх частей:

  1. Знания (‘ильм),
  2. Деяния (‘амаль),
  3. И чистота намерений (ихляс).

И если нет всех трёх частей, не будет и Шариата. Когда же Шариат претворяется в жизнь, это приводит к довольству (риза) Аллаха. А это – самое благословенное, как в мирском, так и в вечном, так как довольство Аллаха – высшее благо. Шариат — это гарантия счастья и в этом мире, и в вечности, и нет необходимости искать счастья и благословения вне Шариата.

Духовное странствие (Тарикат) и его плоды (Хакикат), о которых говорят суфии, – двое слуг Шариата. Они – средство совершенствования третьей части [Шариата] – ихляса. Единственная причина, по которой к ним следует стремиться, – усовершенствование Шариата, кроме которого ничего не нужно.

Состояния (халь), экстатические переживания, знания и познание, которого достигает суфий во время этого духовного странствия, – не самоцель пути. Напротив, они – иллюзии и фантазии, которые уводят детей духовного пути в сторону.

Тот, кто вступил на этот путь, должен пройти эти этапы и достичь степени довольства[1] (макам аль-риза) – конечного пункта и конечной стоянки всех вышедших в путь духовных странствий.

Цель постижения разных стадий Тариката и Хакиката лишь одна – достичь истинного ихляса (если стремящийся хочет обрести степень довольства).

Лишь один из тысячи духовных странников достигает такого ихляса и степени довольства после постижения трёх божественных стоянок[2] (таджаллият салиса) и духовного видения познавших (мушахада аль-арифун).

Несчастны те, кто считает состояния и экстатические переживания целью духовного странствия, полагая, что духовное видение и проявления [могущества] Всевышнего – это то, к чему следует стремиться.

Нет сомнения, что такие люди – узники собственных иллюзий и фантазий и [эта] преграда не даёт им узреть совершенства Шариата.

Истина состоит в том, что достичь настоящего ихляса и степени довольства можно, лишь обретя эти состояния и пройдя через экстатические переживания.

И также условие [достижения] этого  – применение тех [полученных на этом пути] знаний и познания, и они – лишь инструмент достижения Желаемого и приближения к Цели.

Такое понимание этот бедный раб[3] получил после практики Тариката в течение десяти лет, и он пришёл к этому лишь через баракат Любимца Аллаха, солляллаху алейхи ва алихи ва саллям.

В конце концов, [моя] приверженность Шариату — как и было необходимо — стала явно очевидной, поскольку я не привязывался к состояниям и экстатическому опыту, и не было у меня никакой другой цели, кроме применения Шариата [в моей жизни].

Тем не менее, прошло десять лет, прежде чем пришло ясное понимание этого. И за это хвала Всевышнему Аллаху.

(Имам ар-Раббани Ахмад ас-Сирхинди, «Мактубат», том 1, письмо 36. Написано аль-Хаджжу Мухаммаду Лахори, чтобы объяснить, что Шариат приводит к счастью, как в мирском, так и в Вечном и, что Тарикат и Хакикат – слуги Шариата)

[1] Имеется в виду довольство Аллаха Своим рабом.

[2] Имеются в виду различные этапы на пути познания Аллаха.

[3] Здесь имам Раббани говорит о себе.

Похожие материалы