Опровержение заблуждений шиитов. Часть 3

Вопрос № 2: Каковы истоки шиитов и от кого берёт начало их появление?

Ответ: Когда произошло разногласие между Имамом Али Ибн Абу Талибом и Муавией Ибн Абу Суфьяном, огнепоклонники и иудеи использовали это для раскола единства мусульман, желая затеять смуту и положить начало вражде между ними. Иудей Абдуллах Ибн Саба[1] выразил свою любовь к Али Ибн Абу Талибу, да будет им доволен Аллах, утверждая, что он достоин быть халифом. Однако он дошел до крайности, назвав Али Господом, как ранее это было у иудеев, провозгласивших, что Узейр[2] – это сын Аллаха, а также у христиан, уверовавших, что Мессия (Иса) – это сын Господа.

[Однажды] Абдуллах Ибн Саба обратился к Али: «Ты, ты!», – подразумевая, [что он] – это Аллах. После этого Али изгнал его в Мадаин.

[Таким образом], Ибн Саба – это первый человек, выразивший мнение, что Али, да будет им доволен Аллах, достоин быть имамом [до остальных сподвижников]. [Позже] от него ответвились разные крайние [группы шиитов], а [некоторые из них] сказали: «Поистине, Али был достойней и предпочтительней получить пророчество и посланничество, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и что Всевышний Аллах послал к нему Джабраиля, однако тот ошибся и спустился с пророчеством к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!»[3].

Таковы истоки появления шиитов и начало их основания под предводительством упомянутого ранее иудея, который говорил, что после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно Али должен был стать правителем. Также [он заявлял], что у каждого Пророка есть наследник, и именно Али был наследником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако сподвижники, посоветовавшись [друг с другом] после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лишили Али его права на правление. После этого, вместо Али, халифом был избран Абу Бакр, затем Умар, а затем и Усман. Таким образом, [согласно шиитам], эти халифы и остальные сподвижники совместно приняли участие в узурпировании власти, [которая должна была перейти лишь] к достойному, коими являлись Али и его дети.

Подводя итог, отметим, что иудей Абдуллах Ибн Саба стал основоположником шиизма и выделил его ключевые идеи. Шиитский ученый Аль-Кишши в «Риджал аш-шиа» писал: «Некоторые обладатели знаний сказали, что Абдуллах Ибн Саба был иудеем, но потом принял Ислам и поддерживал Али, да будет им доволен Аллах. При этом он ошибался говоря, что Юша Ибн Нун[4] является наследником Мусы, мир ему. Находясь в Исламе, после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он высказал подобное и в отношении Али. Он является первым, кто получил известность, указывая на обязательность правления Али и проявляя свою непричастность к его врагам».

В результате, становится ясно, что семя шиизма были орошено иудейской и христианской водой.

Выдающийся ученый Юсуф Ибн Исмаил Ан-Набхани в своей книге «Нуджум аль-мухтадин фи ар-радди аля ихвани аш-шаятин» писал: «Рафидиты – это группа, которая появилась спустя двадцать пять лет после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, идущая по пути иудеев и христиан в своей лжи, несправедливости, порочности и других их проступках. В прошлом они были лазутчиками иудеев в арабских странах, ими управлял человек, имеющего иудейские корни, по имени Абдуллах Ибн Саба – предводитель рафидитов в Куфе. Он видел мусульман, чьи идеи и сердца были сплочены, но пожелал разделить их между собой на группы, чтобы исчезла их могущественная сила. Затем он стал вести себя как мусульманин, распространяя на земле лицемерие и развращая мусульман. В Куфе, Басре, Ираке и Персии он стал призывать людей к своему мазхабу, назвав его шиитским. Он первый, кто использовал шиитское учение для вражды с мусульманами. При этом он повелел людям любить Али, да будет им доволен Аллах, и его семью наряду с ненавистью к Абу Бакру, Умару и Усману».

Другой из ученых писал: «Они незаметно прокрадывались к персам, возводя шиизм к Али Ибн Абу Талибу, да будет им доволен Аллах, и его семье. Они стали утверждать, что они являются безгрешными[5], и, проявляя свою любовь к ним, дошли до крайности, выраженной неверием и безбожием по причине ругани и обвинений в неверии Абу Бакра, Умара, Усмана, а также их сторонников. В итоге эта группа стала известной и распространяется по сей день в странах, где живут арабы и неарабы».

Вопрос № 3: В чем причина нарекания шиитов рафидитами[6]?

Ответ: Причина этого заключается в том, что когда Зейд Ибн Али Аль-Абидин Ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, вышел против Хишама Ибн Абдул-Малика[7], то Юсуф Ибн Умар Ас-Сакафи[8], предводитель иракцев, представлявший сторону Хишама Ибн Абдул-Малика, а также сторонники Зейда потерпели от него поражение после того, как многие отказались от него. Ему присягнули многие жители Куфы и потребовали от него, чтобы он отказался от двух шейхов, Абу Бакра и Умара, и что лишь после этого они помогут ему. На это он ответил им: «Ни за что! Я буду считать их предводителями».  Тогда они сказали: «В таком случае мы отказываемся от тебя». Он сказал им: «Уходите, вы отказывающие[9], [то есть рафидиты]».

С этого момента их стали называть рафидитами, как это упомянул шейх и выдающийся ученый Мухаммад Ибн Али Ас-Саббан в своей книге «Исгафу ар-рагибин». Аль-Асмаи также отмечал: «Их прозвали так, потому что они оставили Зейда Ибн Али»[10].

 

[1] Хусейн Аль-Мусави писал: «Некоторые шииты говорят, что Абдуллах Ибн Саба – это несуществующая личность, придуманная суннитами с целью дискредитации шиитов и их убеждений, а также нераспространения среди людей данной школы».

В книге «Аслу аш-шиати ва усулух» на стр. 40-41 сказано: «Что касается Абдуллаха Ибн Саба, которого относят к шиитам или шиитов – к нему, то все [авторы] шиитских книг открыто проклинают его и показывают свою непричастность к нему». Несомненно, что это очевидные слова, указывающие на существование этой личности, в противном случае, они проклинали бы человека, который никогда не существовал. Более того, если мы посмотрим в авторитетные и признанные книги шиитских ученых, то мы непременно обнаружим, что Абдуллах Ибн Саба – это реальная личность. Приведем некоторые цитаты из их книг:

1. В книге «Марифату ахбари ар-риджаль» на стр. 70-71 Аль-Кишши приводит от Абу Джафара, мир ему, следующее: «Действительно, Абдуллах Ибн Саба притязал на пророчество и утверждал, что повелитель правоверных Али является Богом, пречист он от такого. Весть об этом дошла до повелителя правоверных, мир ему, он вызвал его и спросил об этом, в ответ ибн Саба подтвердил [свои слова] и сказал: «Да, ты и есть Бог! Мне было внушено, что ты – Бог, а я – пророк». На это повелитель правоверных сказал ему: «Горе тебе! Даже сатана надсмехается над тобой, оставь это и покайся». Но ибн Саба отказался, за что был задержан и удерживался в течение трёх дней для покаяния, но в итоге он этого не сделал, за что был казнен через сожжение. Али сказал: «Поистине, сатана обольстил его, придя к нему и внушив это»». Также от Абу Абдуллаха передается: «Да проклянет Всевышний Абдуллаха Ибн Саба, который утверждал о божественности повелителя правоверных, мир ему, но, клянусь Аллахом, Али был покорным рабом Аллаха! Горе тому, кто возвёл на него ложь».

2. Во 2 томе книги «Танких аль-макаль фи ильми ар-риджаль» на стр. 183-184 Аль-Мамакдин приводит следующее: «Абдуллах Ибн Саба – это [человек,] вернувшийся к неверию и [впавший] в крайность. Этот проклятый был страшным фанатиком, и повелитель правоверных казнил его через сожжение за то, что он утверждал, что Али – это Бог, а он – пророк».

3. В книге «Фираку аш-шиа» на стр. 23-44 Ан-Навбахти писал: «Сабаиты заявили об имамстве Али, и что данный имамат предписан Аллахом. [Это были убеждения] последователей Абдуллаха Ибн Саба, который открыто порицал Абу Бакра, Умара, Усмана и других сподвижников, отрекаясь от них. Он говорил, что так ему велел поступить Али, мир ему. Али же вызвал его и спросил об этом, в ответ тот подтвердил [свои слова]. Тогда Али велел убить его, после чего люди вскрикнули: «О повелитель правоверных, как ты можешь убить человека, который призывает любить тебя, твою семью и твое правление, а также призывает отречься от твоих врагов?» – тогда Али прогнал его в Мадаин». Группа ученых рассказывала, что Абдуллах Ибн Саба был иудеем, позже принявшим Ислам. Он считал Али правителем еще будучи иудеем. При этом он утверждал в отношении Юши Ибн Нуна, что после Мусы, мир ему, правление перешло к нему, а, придя в Ислам, он заявил то же и в отношении Али Ибн Абу Талиба. По сути, Ибн Саба является первым, кто распространил мнение об имамате Али, мир ему, а также отрекся от своих врагов. Именно по этой причине подобным образом стали говорить те, кто не согласен с шиитами, что основа рафидизма взята от иудеев».

4. В книге «Аль-макаляту ва аль-фираку» на стр. 20 Са`д Ибн Абдуллах Аль-Кумми, говоря о сабаитах, писал: «Сабаиты – это последователи Абдуллаха Ибн Саба, полное имя которого Абдуллах Ибн Вахб Ар-Расиби Аль-Хамадани. В своем [призыве] его поддерживали Абдуллах Ибн Хурси и Ибн Асвад, которые были его самыми ярыми последователями. Он был первым, кто открыто унижал Абу Бакра, Умара, Усмана и других сподвижников, отрекаясь от них».

5. В книге «Шарх нахдж аль-баляга» (5/5) Ибн Абу Аль-Хадид писал, что Абдуллах Ибн Саба встал, когда Али делал хутбу и сказал ему: «Ты, Ты», – и стал повторять эти слова. Али жк спросил его: «Кто я?» – он ответил: «Ты – Аллах». После этого он велел схватить его и всех тех, кто придерживался его мнения.

6. Во 2 томе книги «Аль-анвару ан-нумания» на стр. 234 Ниматуллах Аль-Джазаири писал: «Абдуллах Ибн Саба сказал Али, мир ему: «Ты истинный Господь», – после чего Али прогнал его в Мадаин. Говорят, что он был иудеем, а потом принял Ислам. Будучи иудеем он утверждал в отношении Юшуа Ибн Нуна и Мусы аналогичное, что говорил в отношении Али».

Данные шесть текстов приведены из различных авторитетных шиитских источников в таких науках, как передатчики (ильм ар-риджаль), мусульманское право (фикх), а также сектоведение. После этого невозможно отрицать существование этого человека.

Таким образом, из вышеприведенных текстов мы можем сделать следующие выводы:

1. Правдивость утверждений о существовании личности Абдуллаха Ибн Саба и секты сабаитов, члены которой оказывали взаимопомощь в призыве и распространении его идей;

2. Ибн Саба был иудеем, внешне проявляющим Ислам, но в действительности оставшимся иудеем и посредством этого обмана распространявшим свои заблуждения;

3. Ибн Саба был первым, кто стал открыто поносить Абу Бакра, Умара, Усмана и других сподвижников, а также провозгласил имамат Али, назвав его наследником Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, переняв эти идеи от иудаизма. При этом он утверждал, что сказанное им было вызвано любовью к Али и его семье и утверждал, что только они достойны правления и проявления вражды к их врагам, коими Ибн Саба считал сподвижников и их последователей.

Подытоживая, еще раз подчеркнем что личность Абдуллаха Ибн Саба была реальной, это невозможно отрицать и даже игнорировать, поскольку его имя упоминается во многих авторитетных шиитских книгах, а желающие ознакомиться более подробно с этой личностью могут обратиться к следующим источникам:«Аль-гарат» Ас-Сакафи, «Риджалю ат-туси», «Ар-риджалю» Аль-Хулли, «Камусу ар-риджаль» Ат-Тустари, «Даирату маариф» Аль-Хаири, «Аль-куна ва аль-алькаб» Аббаса Аль-Кумми, «Халлю аль-ишкаль» Ахмада Ибн Тавус, «Ар-риджалю» Ибн Давуда, «Ат-тахрир» Ат-Тавуси, «Маджмау ар-риджаль» Аль-Къахбаи, «Накду ар-риджаль» Ат-Тафриши, «Джамиу ар-руват» Аль-Макдиси Аль-Ардабили, «Манакибу Али Аби Талиб» Ибн Шахра Ашваба, «Мирату аль-анвар» Мухаммада Ибн Тахира Аль-Амили.

Все эти источники свидетельствуют о существовании Ибн Саба. Удивительно, что шиитские ученые Муртаза Аль-Аскари, Мухаммад Джавад и другие отрицают его существование, ведь нет сомнений, что их слова не соответствуют истине» [см. работу Хусейна Аль-Мусави «Кашфу аль-асрари ва табриати аль-аиммати ва аль-атхар», стр. 11-14].

[2] Узейр – это один из уважаемых пророков Аллаха, которого иудеи объявили сыном Аллаха. Он был послан в период между пророком Сулейманом и Закарией. Назвав Узайра сыном Бога, иудеи совершили преступление против истинного Единобожия. Об это упоминается в Коране: «Иудеи сказали: «Узейр (Ездра) – сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия (Иса) – сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (сура «Ат-Тавба», аят 30).

[3] Шиитский ученый Ас-Саййид Али Аль-Баруджарди в книге «Тараифу аль-макаль» (2/232) писал: «[Секта] аль-гурабийа утверждала, что Мухаммад и Али похожи друг на друга больше, чем похожи вороны друг на друга и даже муха с мухой. Всевышний Аллах отправил ангела Джабраила, который допустил ошибку в доведении откровения  от Али к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его семье».

Абу Мансур Абдуль-Кахир Аль-Багдади в книге «Аль-фарку байна аль-фирак» на стр. 225-226 писал: «Аль-гурабийа – это группа людей, утверждающая, что Всевышний Аллах отправил ангела Джабраиля, мир ему, к Али, однако тот ошибся и отправился к Мухаммаду, поскольку тот был сильно похож на него. Они сказали, что Мухаммад был похож на Али сильнее, чем вороны друг на друга и даже муха с мухой. Они утверждали, что Али это – Посланник, и что посланниками после него становятся его дети. Они говорили своим последователям: «Проклинайте пернатого», – имея виду ангела Джабраила, мир ему. Неверие этой группы больше, чем неверие иудеев, которые сказали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто же придет к тебе с откровением от Всевышнего Аллаха?» – он же ответил им: «Джабраиль». Они сказали: «Мы не любим его, потому что он приходит с наказанием. Если бы к тебе пришел Микаиль, который приходит с милостью, то мы непременно уверовали бы в тебя». Иудеи со своей враждой к Джабраилю, мир ему, не проклинают его, а лишь предполагают, что он из числа ангелов наказания, а не милости. Секта гурабийа из числа рафидитов проклинает Джабраиля и Мухаммада, мир им, когда как Всевышний Аллах сказал: «Если кто-то враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «Аль-Бакара», аят 98). Исходя из этого аята, устанавливается решение о неверии того, кто ненавидит ангелов, и не позволено вводить в число мусульманских групп тех, кого Аллах назвал неверными».

[4] Юша Ибн Нун – это слуга Пророка Мусы, мир ему, который упоминается в Коране: «И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне придётся потратить на это многие годы!» (Сура «Аль-Кахф», аят 60). Точное упоминание его имени пришло в хадисе: «И он (Муса) отправился, и вместе с ним пошел юноша Юша Ибн Нун» (Аль-Бухари, № 3401; Муслим, № 2380).

[5] Шиитский ученый Мухаммад Рида Аль-Музаффар в книге «Акаид аль-имамиййа» на стр. 67 писал: «Мы убеждены, что имамы, как и пророки, сохранены от всех внешних и внутренних пороков и непристойностей с младенчества до самой смерти, совершенных умышленно или из-за невнимательности. Также они сохранены от небрежностей, ошибок и забывчивости, потому что Имамы – это защитники Шариата и его хранители, их состояние в этом подобно пророкам».

[6] Имам ахлю-сунна валь-джамаа Абуль Хасан Аль-Ашари в «Макаляту аль-ислямиййин» (1/89) писал: «Их назвали рафидитами ввиду того, что они отвергли (рафада) правление Абу Бакра и Умара, да будет ими доволен Аллах». В этой же работе (1/137) Имам Абуль Хасан Аль-Ашари писал: «Зейд Ибн Али, да смилуется над ним Аллах, предпочитал Али Ибн Абу Талиба, да будет им доволен Аллах, над остальными сподвижниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом он подчинялся [власти] Абу Бакра и Умара, да будет ими доволен Аллах, и считал выход против правителя несправедливостью. Когда в Куфе он услышал от некоторых своих сторонников, которые присягнули ему, что они начинают поносить Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими, он выступил против них. Тогда те, кто присягнул ему, отвернулись от него, и он сказал им: «Вы отвергли меня». Из-за данных слов Зейда в их адрес их и назвали рафидитами».

[7] Хиша́м Ибн Абдул-Малик – омейядский халиф, правивший с 723 по 743 годы (105-125 годы по хиджре). 

[8] Юсуф Ибн Умар Ас-Сакафи – наместник Куфы и Хорасана.

[9] Слово «рафидиты» произошло от слова «рафада» – отклонять, отвергать, отказывать. Свое название рафидиты получили, когда отказались от правления Зейда Ибн Али.

[10] См. «Лисан аль-араб» (7/157) Ибн Манзура; «Ас-сихах» (2/1078) Аль-Джавхари.

Похожие материалы