Убеждения верующих

С Именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире и лишь к верующим — в мире следующем.

Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.

Шейх Абу Мухаммад Абдуль-Кадир аль-Фаси сказал:

Хвала Аллаху, Наставляющему верующих для познания Единобожия, Поддерживающему их на этом пути Своим светом и помощью (тауфик). Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, чистейшему из людей, пришедшему для наставления рабов Аллаха, его роду и сподвижникам, возвеличиваем его положения и стремимся к его любви.

Знай, что Всевышний обязал мукалляфа, а это разумный совершеннолетний, до кого дошел призыв Пророка (мир ему и благословение), знать, что обязательно, что невозможно, а что допустимо в отношении Всевышнего Аллаха.

الالهيات

И для Всевышнего Аллаха обязательно все совершенство. И это:

Он существует, и невозможно для Него небытие, как предшествующее [Его бытию], так и следующее после.

Он предвечен, и у Него нет начала.

Он бесконечен, и у Него нет конца.

Он не подобен никакому творению и не является ни телом, ни качеством тел, не расположен в каком-либо направлении, не занимает ни места, ни времени, не материализуется, чист от соприкосновения [с материальным миром], от утверждения, нахождения, перемещения, близости или отдалённости.

Арш, и все вокруг, и ангелы, несущие его, — все они под Его Силой и Могуществом.

Всевышний чист от всех образов и примеров, что приходят на ум или что рисует воображение, ибо «нет ничего, Ему подобного, и Он Всеслышащий, Всевидящий» [Аш-Шура:11].

Он Самодостаточный, то есть существует самостоятельно и не нуждается ни в ком другом, и Он абсолютно независим и следит за всем, что все совершают, ведь Он Живой и Управляющий.

Он Един в Своей Сущности, не имеет множества и не составлен из частей.

Он Един в своих качествах, и никто не подобен Ему в каком-либо из описаний совершенства и качеств величия.

Он Един в Своих действиях, и Он единолично творит и создает, и лишь Он дает всему начало без помощи, исправлений и поддержки.

И лишь Он Творец всех творений, Творец их действий, движений и покоя и всех состояний, и никто другой не влияет ни на какое-то действие никаким образом.

А что касается некоторых влияний, обнаруживаемых при связи некоторых вещей друг с другом, например, сгорания при соприкосновении огня с дровами или насыщения после еды, то мы видим лишь соприкосновение огня с деревом, а того, что именно огонь сжигает дерево, мы не видим, и на это не указывает рациональное доказательство, и это действие Аллаха. А если кто-то скажет: «Это действие огня», — то это обман.

Он Единственный правит миром и Единственный, кто управляет им, и нет управляющего миром, кроме Него, и лишь Его Воля и повеление реализуются.

Он описан сущностными предвечными атрибутами, и они:

Он Живой жизнью без тела и духа.

Он Всемогущий Силой, на основе которой Ему легко творить все бесконечное, подпадающее под Его силу, и уничтожать это.

Он Волеизъявляющий Волей, выделяющей некоторые допустимые вещи в их некоторых допустимых состояниях из существования или несуществования, направлений, времен, мест и других состояний.

И в Его правлении происходит только то, что Он захочет, будь это неверие (куфр), вера (иман), поклонение или ослушание, и все это сотворено, и определено Его предопределением, и определено Его Волей и управлением.

Он Знающий единым Знанием, раскрывающим все познаваемое, и у него нет ограничений. «Он охватил все знанием» [Ат-Таляк:12], «И он исчислил каждую вещь» [Аль-Джинн:28].

Ничто не скроется от Его знаний даже на размер песчинки ни на земле, ни на небесах, и Он знает о движении пылинки по воздуху, о скрытых вещах, о движении мыслей и хранимых тайнах. Он знает то, что было, и то, что будет, и то, чего не было, а если бы было, то каким образом оно случилось бы.

Он Слышащий не ушами или перепонками, но Слухом, от которого не скрывается ничто слышимое.

Он Видящий не зрачками и глазами, но Зрением, от которого не скроется видимое и ничего не скроет ни удаленность, ни близость, ни тьма, но при этом Он не находится напротив и не отражает свет.

И Его Слух не связан только со звуками, а Зрение — только с телами, цветами, соединением и разделением, движением и покоем. Он слышит и видит все существующие сущности, обязательные и допустимые, явные и скрытые. Он слышит и видит, как черный муравей ползет в кромешной тьме по полированному камню.

Он Говорящий Речью, которая не является ни буквами, ни звуками, и Его не охватывает молчание, [в Его Речи] нет предшествования или следования, последовательности или частичности, и прерывистости, потому что Его качества не подобны качествам творений, так же, как Его Сущность не подобна сущностям творений.

Для Него невозможно все, что противоречит изложенному выше: начало, прекращение, подобие творениям, существование у Него сотоварища, смерть, слепота, глухота, то, что мешает совершать действия, например, невежество, слабость, неумение определять некоторые допущения, отсутствие волеизъявления, способности выбирать свои действия, а также то, что нарушает речь например, немота.

В отношении Аллаха допустимо сотворение творений и их уничтожение, и Он проявляет милость сотворением, даванием начала, возложением обязательств (таклиф), уничтожением, милостью, улучшением, но на Нем не лежит обязанности, ведь нет никого, кто бы мог Его заставить что-либо сделать. Он совершает, и выбирает, и, если хочет, делает что-либо, а если не хочет, то не делает.

Он наставляет на истинный путь и сбивает с него, помогает в благом (тауфик) и дает способность совершить дурное (хузлян), и любая милость — это Его щедрость, а любое бедствие — это Его справедливость. И Он не описывается несправедливостью или насилием, потому ни с кем не разделяет владением, чтобы было возможно совершить несправедливость, ибо все существующее, кроме Него, от Арша и до недр земли, находится в Его владении, и Он управляет им как Властелин: «И Его не спрашивают о том, что Он делает, а они будут спрошены» [Аль-Анбияъ:23].

النبويات

Аллах проявил Свою милость, послав посланников из числа Своих рабов, дав им в виде Откровения Свой шариат и Свои решения, повелев им доносить до творений Свои повеления и запреты, увещевая их о Его гневе и наказании, направляя их к их Господу для достижения Его довольства и награды.

И Аллах поддержал их чудесами, отличными от привычного хода вещей, указывающими на их правдивость, и сохранил их от грехов, как больших, так и малых, как внешних, так и внутренних, как до пророчества, так и после, согласно достоверному мнению, а также от беспечности и отвлечения от Аллаха, и от стремления сердец к мирскому, и от всех форм невежества, явного и скрытого, от лжи, подлости, следования ложному, обмана и сокрытия чего-либо из Откровения, что было велено довести до людей.

Условия посланничества: мужской пол, совершенство разума, ум, сообразительность, сила мысли, благородное происхождение, чистота от всего отталкивающего, например, отсутствие грубости, вины предков в прелюбодеянии, проказы, сумасшествия, длительных припадков, а также отсутствие профессии, которая понижает человеческое достоинство человека, например, занятия кровопусканием, и отсутствие качеств, нарушающих цели и мудрость посланничества, например, слепоты, согласно достоверному мнению, глухоты и немоты.

И для них обязательны правдивость, безгрешность, доведение откровения и наставление.

Для них допустимы человеческие качества [а также поступки и состояния], в которых нет недостатка и которые не отталкивают от себя, например, болезни, сон, еда, питье и брак.

И в совершаемых дозволенных действиях они не подобны остальным, потому что это поклонение Аллаху для них.

И обязательно верить во всех пророков и посланников, все ниспосланные Писания без ограничений, потому что достоверно не передается количество писаний, а отвергающий что-то достоверно установленное из этого — неверующий (кяфир).

И [обязательно верить в то,] что наш господин и Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и да приветствует, — это печать пророков и посланников и что он лучший из творений, согласно единогласному мнению ученых (иджма). Он послан к джиннам и людям, а что касается ангелов, есть расхождение, и Коран был ниспослан ему.

السمعيات

Обязательно верить во все, что они сообщают, например, в существование джиннов, которые является мукалляфами и заслуживают либо награду, либо наказание, а также в существование ангелов, благородных рабов Аллаха, которые не могут грешить из-за их безгрешности и не описаны ни мужским, ни женским полом.

Также [обязательно верить в] воскрешение людей после смерти в телах, в которых они существовали до смерти, для отчета, награды или наказания.

Также [обязательно верить в] Ад и Рай, творения Аллаха, существующие уже сейчас и которые будут существовать всегда.

Также [обязательно верить в] допрос двух ангелов в могиле каждого, кто был охарактеризован Исламом в этой жизни, даже лицемера (мунафик), а в отношении проявлявшего неверие (куфр) существуют разногласия.

Эти два ангела — Мункар и Накир; кто-то сказал: «Мубашшир и Башир».

Также [обязательно верить в] видение Аллаха без образа, Пруд (Хавд), Мост (Сырат), взвешивание деяний на Весах, отчет книги деяний, заступничество Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, у которого много разных заступничеств, а также в заступничество посланников и приближенных к Аллаху и заступничество остальных верующих, исполнение угрозы в виде введения группы мусульман в Ад, но верующие не пребудут там вечно.

Смерть — это действие Аллаха, даже если она происходит по причине какого-либо творения.

Каждый смертный [живет] на основе уготованного для него срока.

Души умерших забирает Азраиль с позволения Аллаха.

И рядом с каждым верующим есть ангелы, записывающие его деяния.

Души после смерти остаются, и они не исчезают, согласно достоверному мнению. Некоторые сказали, что они погибнут перед воскрешением, а потом будут заново введены в свои тела. И до Судного дня есть получение благ и наказание.

Неверные будут вечно пребывать в Аду. «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей» [Ан-Ниса:48].

Верующий грешник, совершающие большие грехи, находится под волей Аллаха, и мы не говорим однозначно, что кто-то конкретный из них попадет в Ад.

Грехи не уничтожают хорошие дения, а большие грехи не спадают за совершение хороших, но лишь по милости Аллаха или через совершение покаяния, а это сожаление за совершенный грех из-за того, что это отдаляет от довольства Аллаха и приближает к Его гневу.

Покаяние не действительно, кроме как через отказ от греха, и серьезное намерение не возвращаться к нему больше, и быстрое восстановление нарушенных им прав Аллаха и Его рабов.

И больше всего в этом помогает отдаление от дурной компании, особенно тех, кто вместе с ним совершал грехи, и дружба с устремленными в ахират, вид которых напоминает тебе об Аллахе и улучшает духовное состояние, а это авлия[1] Аллаха, которые боятся Аллаха и внушают страх перед Аллахом в сердца рабов.

Никого из уммы Мухаммада не обвиняют в неверии за совершение грехов, кроме отрицания однозначно известного от Пророка, да благословит Его Аллах и да приветствует.

Иман — это вера, заключенная в сердце, в то, что сообщает посланник, а неверие — считать все это ложью.

Мы никому не свидетельствуем Раем, кроме пророков и тех, кому засвидетельствовал Раем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Также сюда относятся известные праведники (авлия) и имамы это общины, вокруг принятия которых и следования которым существует единогласное мнение ученых (иджма), потому что в иджме этой уммы нет ошибки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кого вы хвалите благим, тот заслужил Рай»[2].

Грехи могут быть малыми и большими. Малые грехи смываются через отстранение от больших грехов и совершение благих дел.

Мы не говорим об обязательности соответствия хороших и плохих деяний. Ведь у раба может быть хороших дел, подобно горам, но одно ослушание уже делает его зависимым от него: либо Аллах его простит, либо накажет за это, а потом его выведут из Ада.

У Судного дня есть признаки, о которых сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: появление лживого одноглазого Даджаля, восход солнца с Запада, выход зверя, появление Махди, мир ему, из потомков Фатимы, да будет доволен ею Аллах, который заполнит этот мир справедливостью, приход Исы ибн Марьям, мир ему, в Шаме, как обновителя этой общины, и он не будет отменять никакие установления, вынося решения на основе Корана, подобно халифам для Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, при наличии в нем качеств пророка. И он сломает крест, убьет свинью, отменит джизью, и не будет принято ничего, кроме веры (иман).

Сподвижник — это верующий, который видел Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и все они справедливы. И они лучшие из людей после пророков, а лучшие из них — Абу Бакр, затем Умар, затем Усман, затем Али, а затем остальные десять обрадованных Раем, а после этого есть подробная градация.

Лучшее поколение — это поколение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, затем век сподвижников, а затем те, кто был после них, затем те, кто был после них. И эта община — самая лучшая из всех общин.

И это перечисление убеждений верующих, составленное для женщин и детей, чтобы защитить от смуты заблудших, без приведения доказательств и доводов. И пусть Аллах примет эту работу, [наградив] Своим довольством, и наделит своего отчаявшегося и слабого раба прощением.

Хвала Аллаху — согласно бесконечности Его милости, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду, и сподвижникам и тем, кто следует за ними искренне до Судного дня. Хвала Аллаху, Господу миров.

تم بحمد الله

[1] Вали — это познавший Аллаха, полностью направивший свои устремления к Нему, постоянствующий в поклонении, отстраняющийся от грехов, отвернувшийся от погружения в наслаждения и страсти [Шарх аль-Макасид, ат-Тафтазани: 2\203].

[2] «Сахих» Муслима: Китаб аль-Джанаиз, глава: «Те умершие, о ком говорят благое или дурное».

Похожие материалы