Имам Шафи’и и наука усуль аль-фикх, часть 1.

Учёные, которые пишут об истории Шариата, выделяют школу мнения (ахлю раи), которая представлена последователями метода нашего господина Умара ибн Абдуллы ибн Масуда, да будет Аллах им доволен, который чаще других сподвижников прибегал к суждению (раи). И Алякама ан-Наха`и (ум. 60 или ум.70), дядя и учитель Ибрахима ан-Наха`и, был под этим влиянием. Ибрахим обучал Хаммада ибн Аби Сулеймана (ум. 120), который был учителем Абу Ханифы, рахимахуллах.

В это же время формировалась другая школа, которая носит название «ахлю хадис». Её представители больше внимания уделяли собиранию и толкованию хадиса, нежели вынесению суждения. Основателями этой школы считаются Абдула ибн Умар ибн аль-Хаттаб, Абдулла ибн Амр аль-Ас, аз-Зубайр и Абдулла ибн Аббас, да будет Аллах ими всеми доволен. 

Школа суждения (ахлю раи) развивалась преимущественно на территории Ирака. Последователи этой школы уделяли большое внимание изучению принципов Шариата и считали, что решения должны удовлетворять человеческие интересы.

По просьбе ахлю хадис имам Шафии написал «Аль-Худжа», где опровергал некоторые доводы, которые ахлю раи приводили, критикуя его.
 

После того как имам Шафии переехал в Египет, где большая часть населения следовала мнению Малика, он критически переосмыслил принципы вынесения решений у имама Малика и нашёл, что «решения имама Малика иногда основываются на общих принципах, (тогда игнорируются частные моменты и доказательства), а иногда основываются на частных моментах и доказательствах (тогда игнорируются общие правила)».
 
Так, имам аш-Шафии посчитал, что апелляция имама Малика к иджме людей Медины не является сильным доводом. Он написал отдельную книгу «Ихтиляф ма`а Малик» («Расхождения с Маликом»), где подробно это разбирает.
 
На основе всего упомянутого имам Шафии, рахимахуллах, пришёл к выводу, что уделять внимание надо больше принципам фикха, правилам, на которых основываются частные решения, и исследовать источники правовых решений на основе задач, которые ставит фикх. При таком подходе получается, что фикх – это практическое приложение усуля (методологии), поэтому этот подход считается альтернативой методу двух школ.
 
Имам Шафии написал книгу «Рисаля» и построил фикх на основе общей методологии вынесения суждения.
Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: «До прихода имама Шафии мы не думали о таких вещах, как общее или частное (`умум ва хусуус)».
 
Ученые, которые пишут об истории усуль аль-фикх, считают, что первой работой по этой теме является «Рисаля» имама аш-Шафии, рахимахуллах.
 
Имам аз-Заркаши, рахимахуллах, (ум. 794) посвящает этому вопросу целую главу в книге «Бахр аль-Мухит» и пишет:
 
«Имам аш-Шафии был первым, кто написал работу по усуль аль-фикх. Он написал «Рисаля», «Ахкам аль-Куран», «Ихтиляф аль-хадис», «Ибтал аль-Истихсан», «Джима` аль-Ильм» и «Аль-Кияс»».
 
Имам аль-Джувейни, рахимахуллах, в своем комментарии на «Рисаля» пишет:
 
«Никто до имама Шафии ничего не писал об усуль аль-фикх. У него было много знаний в этой области. Передают, что Ибн Аббас упоминал что-то про ограничения в общем значении и что другие ранние учёные высказывались по некоторым вопросам усуля».
Похожие материалы