Введение в усуль аль-фикх. Глава вторая. Знание и его виды

Знание

Слово «знание» (‘ильм) в языке означает «убежденность» (якын)[1]. А в шариатской терминологии оно обозначает познание вещи – познание того, какова она на самом деле. И эта вещь есть объект познания, и она может быть как существующей, так и несуществующей.

И знание (‘ильм) не ограничивается одним фикхом в шариатской терминологии, но включает в себя фикх и другие науки[2]. И фикх как шариатский термин – более узкое понятие, чем знание (‘ильм). То же касается языкового значения слова «фикх», так как «фикх» [в языке] означает «понимание». А «‘ильм» – познание, и последнее имеет более общее значение[3].

И противоположность знанию (‘ильм) – невежество (джахль). И невежество – это такое представление об объекте познания, которое противоречит действительности. Есть и другое определение: [невежество – это] отсутствие знания. И невежество может быть простым (басыт) или составным (мураккаб).

И простое невежество (джахль басыт) – это отсутствие знания, например, мы не знаем о том, что находится под поверхностью земли. А составное невежество (джахль мураккаб) – это представление, расходящееся с действительностью, например, мнение мутазилитов, что Аллаха нельзя увидеть в следующей жизни, или убеждение философов, что мир предвечен.

И определение, которое относится к обоим видам невежества, таково: невежество – это отсутствие знания о вещи, то есть о предполагаемом объекте познания.

  • Если незнание не искажает истинное представление о вещи, то это простое невежество (джахль басыт).
  • Если незнание расходится с действительностью, то это составное невежество (джахль мураккаб), и оно называется составным, потому что сочетает сразу два вида невежества: незнание самого предмета и незнание собственного невежества [в данном вопросе].

И речь идет о сотворенном знании[4], и оно делится на неизбежное (дарури) и приобретенное (муктасаб).

И первое из них – неизбежное (дарури), и это такое знание, для получения которого не требуются ни размышления (назар), ни приведение доводов (истидляль). Оно называется неизбежным, так как для его получения человек не прикладывает никаких усилий и не может его избежать. К примеру, это знание, получаемое при помощи пяти чувств: обоняния, вкуса, осязания, слуха и зрения – таким образом, это знание, получаемое при помощи чистого опыта.

А второе из них, то есть приобретенное знание, — его приобретают. Это значит, что оно основано на размышлении (назар) и приведении доводов (истидляль). К примеру, это знание того, что мир сотворен.

И приведение доводов (истидляль) – это поиск довода, который привел бы к искомому.

А довод (далиль) – это проводник к цели, согласно мнению мутакаллимов. Согласно же мнению знатоков усуля, это то, на основе чего при верном размышлении можно прийти к суждению[5].

Размышление (назар) – это мысль (фикр) о состоянии (положении) вещи, которая приводит к искомому, будь то уверенность (‘ильм) или предположение (занн).

И цель размышления (назар) и приведения доводов (истидляль) – одна[6].

Предположение (занн) – это допущение двух вещей, одна из которых более явная для того, кто размышляет. И эта правильная сторона[7] называется предположением (занн). А другая вещь – отвергнутая в данном размышлении – называется подозрением (вахм).

А сомнение (шакк) – это состояние мысли, когда ни одной из двух допускаемых вещей не отдается предпочтение[8].

[1] В русском языке тоже есть такое значение у слова «знание». Например, когда человек говорит: «Я знаю», — имеется в виду, что он уверен, иначе он бы сказал: «Я думаю», – или: «Я предполагаю».

[2] Такие, как, например, акыда или тасаввуф.

[3] Ведь знание может включать в себя не только то, что мы понимаем, но также то, что мы не понимаем, например, то, что мы просто видели, слышали или бездумно выучили наизусть.

[4] Что касается предвечного несотворенного знания, то это Знание Всевышнего Аллаха, и оно не является ни неизбежным (дарури), ни приобретенным (муктасаб).

[5] Суждение может быть либо истинным, либо ложным.

[6] Получение знания.

[7] Правильная в том смысле, что ей отдается предпочтение.

[8] Убежденность (якын) – это стопроцентное знание. Предположение (занн) – это от 51-го до 99-ти процентов уверенности. Подозрение (вахм) – это от 1-го до 49-ти процентов уверенности. А сомнение (шакк) – это 50 на 50.

Похожие материалы