В чем заключается ширк, в который впали арабы времён джахилии?

Имам-мухаддис Абдулла ибн Сыддык аль-Гумари, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:

«Придание Всевышнему Аллаху сотоварищей (аль-ишрак), которое имело место у многобожников (мушрикун) и которое предельно жёстко порицается в Священном Коране, означает поклонение мушриков пророкам, ангелам и праведникам-аулия, исходящее из убеждения, будто они (пророки, ангелы и праведники) разделяют с Всевышним Аллахом качества божественности и обладают автономным, независимым от воли Аллаха влиянием на вещи.

Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. И об этом факте рассказывает нам Священный Коран. (Отсюда) признаётся совершение мушриками двух великих грехов:

Они поклоняются своим богам, будучи убежденными, что боги эти вместе с Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они говорили в своей тальбии такие слова:

 
«Вот мы перед Тобой, о Боже! Нет у тебя сотоварища, кроме сотоварища (шариик), который для Тебя. Ты полностью им владеешь и владеешь тем, чем владеет он». 

(Однако) известно из науки таухида (единобожие), что в плане сотворения нет никакого действия, кроме действия Аллаха. Отсюда, всякий, кто утверждает в отношении чего-либо, кроме Аллаха, независимое от Него действие (которое является сотворением), является кяфиром, даже если он, несмотря на это, считает себя верующим».

 
(Цитируется по книге «Ад-Дурру-с-самин мухатасару-р-раддиль мухкамиль матин», с. 10).

Из этого важного текста шейха аль-Гумари, да будет им доволен Всевышний Аллах, видно, что ширк многобожников заключается не в обращении к кому-либо, помимо Аллаха, с просьбой, как полагают ваххабиты, а в убеждении, будто вещи имеют автономное и независимое от воли Всевышнего Аллаха влияние на объективный мир. Другими словами, ширк многобожников времён джахилии состоит в нарушении таухида действий, о котором истинно суннитская ашаритская акыда говорит следующее:
 
«Сказал имам Ибн Фаурак, да будет доволен им Всевышний Аллах, в книге «Макаляту-ш-шейх Абиль-Хасан Ашари»:
 
«Знай, что одно из правил имама Абуль-Хасана, да будет доволен им Аллах, касающихся основ таухида, заключается в утверждении того, что абсолютно все сотворённое – это место приложения Могущества (аль-Кудра) Единственного, который создал его (сотворённое) из ничего. (Отсюда), противоречие этому правилу (таухида) будет рассматриваться как один из видов ширка…» 

Это великое правило. Истинно верующему следует соблюдать и исповедовать три вида таухида, утвержденных ашаритской доктриной:

1. «Таухид аз-зат» – Единство Сущности, заключающееся в Её неделимости и неподобии.

2. «Таухид ас-сифат» – Единство атрибутов Всевышнего Аллаха, заключающееся в неделимости и совершенном неподобии их сотворённому.

3. «Таухид аль-афааль» – Единство действий Всевышнего Аллаха, заключающееся в абсолютном неподобии Его действий действиям сотворенного. Об этом виде таухида и говорится в вышеприведённых словах имама Абуль-Хасана Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Похожие материалы