Важность науки калам

Шейхуль Ислам, имам Такиюддин ас-Субки (683-756 гг. по хиджре) сказал в своем письме отвечая на вопросы хафиза Афифуддина аль-Мутри:

وسائر الصحابة لا يصل أحد ممن بعدهم إلى مرتبتهم ، لأن أكثر العلوم التي نحن نبحث وندأب فيها الليل والنهار ، حاصلة عندهم بأصل الخلقة ، من اللغة ، والنحو ، والتصريف ، وأصول الفقه. ما عندهم من العقول الراجحة ، وما أفاض اللَّه عليهم من نور النبوة العاصم من الخطأ فِي الفكر ، يغني عن المنطق ، وغيره من العلوم العقلية ، وما ألف اللَّه بين قلوبهم حتى صاروا بنعمته إخوانًا ، يغني عن الاستعداد للمناظرة والمجادلة ، فلم يكن يحتاجون فِي علومهم إلا إلى مايسمعونه من النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ من الكتاب والسنة ، فيفهمونه أحسن فهم ، ويحملونه على أحسن محمل ، وينزلونه منزلته ، وليس بينهم من يماري فيه ، ولا يجادل ، ولا بدعة ، ولا ضلالة. ثم التابعون على منازلهم ، ومنوالهم قريبًا منهم ، ثم أتباعهم ، وهم القرون الثلاثة ، التي شهد النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لها بأنها خير القرون بعده. ثم نشأ بعدهم وكان قليلًا فِي أثناء الثاني والثالث ، أصحاب بدع وضلالات ، فاحتاجت العلماء من أهل السنة إلى مقاومتهم ، ومجادلتهم ومناظرتهم ، حتى لا يُلبسوا على الضعفاء أمر دينهم ، ولا يُدخلوا فِي الدين ما ليس منه. ودخل فِي الكلام أهل البدع من كلام المنطقيين ، وغيرهم من أهل الإلحاد ، شيء كثير ، ورتبوا علينا شبهًا كثيرة ، فإن تركناهم وما يصنعون ، استولوا على كثير من الضعفاء ، وعوام المسلمين ، والقاصرين من فقهائهم وعلمائهم ، فأضلوهم وغيروا ما عندهم من الاعتقادات الصحيحة ، وانتشرت البدع والحوادث ، ولم يمكن كل واحد أن يقاومهم ، وقد لا يفهم كلامهم ، لعدم اشتغاله به ، وإنما يرد الكلام من يفهمه ، ومتى لم يرد عليه تعلو كلمته ، ويعتقد الجهلاء ، والأمراء ، والملوك ، و المستولون على الرعية صحة كلام ذلك المبتدع ، كما اتفق فِي كثير من الأعصار ، وقصرت همم الناس عما كان عليه المتقدمون. فكان الوجب أن يكون فِي الناس من يحفظ اللَّه به عقائد عباده الصالحين ، ويدفع به شبه الملحدين ، وأجره أعظم من أجر المجاهد بكثير

«Не было со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней никого кто бы мог сравниться с его сподвижниками. Они без изучения владели большинством наук, которые мы сегодня изучаем: арабский язык, морфологию (сарф), грамматику (нахв), основы исламского права (усуль аль-фикх) – эти науки были частью их естества. Сила их ума и свет Пророчества, которым озарил их Аллах, защищали их от заблуждения и ограждали от необходимости вникать в логику и другие рациональные науки.

Соединив их сердца Своей милостью и сделав их братьями, Всевышний Аллах избавил их от подготовки к спорам и от необходимости убеждать других доводами разума. Сподвижники брали знания от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и не нуждались в других источниках знания. Они были теми, кто лучше всех понимал Коран и Сунну, их образ жизни был олицетворением Корана и Сунны. Среди них не было тех, кто спорил, обсуждая что-либо в отношении Корана, не было среди них ни дурных новшеств, ни заблуждений.

Табиины и последователи табиинов были в этом похожи на сподвижников. О превосходстве этих трех поколений свидетельствовал сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однако позже распространились дурные новшества, и число заблудших стало увеличиваться. При этих обстоятельствах ученые Ахлю-Сунна были вынуждены противостоять заблудшим, спорить с ними и приводить доводы, чтобы они не ввергли в заблуждение людей со слабым иманом и не добавляли к религии ничего лишнего.

В доводах нововведенцев, с помощью которых они возводили ложь на религию и сеяли сомнения в душах мусульман, все больше читалось влияние работ логиков, философов и других заблудших. И если бы они не встретили отпора и продолжили свою деятельность, то овладели бы как умами простых верующих, так и беспечных, нерадивых ученых и факихов. Они овладели бы их умами, ввели бы их в заблуждение, изменив их истинные убеждения. Если бы они не получили отпор – это привело бы к распространению новшеств (бид’а) и заблуждения.

И также была опасность того, что их слова не были бы поняты всеми, то есть люди не распознали в их словах заблуждение, и приняли бы их на веру. Простой мусульманин не мог им возразить – заблудших могли разоблачить лишь те, кто понимал, что то, что они (заблудшие) говорят и делают, идет вразрез с религией.

Если сторонник нововведений не встречает отпора, то его взгляды распространяются, становятся нормой и начинают доминировать. Невежественные правители и те, в чьих руках находится власть, начинают верить в то, что эти заблуждения – истина. Именно так и случилось во многих землях, где нравы людей ухудшились.

Поэтому борьба против сторонников нововведений стала коллективной обязанностью мусульман (фард аль-кифая) – возникла необходимость в тех, кто встал бы на страже убеждений праведных рабов Аллаха и тех, кто по Его воле решительно развеял бы сомнения, которые сеют в ряды мусульман нововведенцы. И поистине, такого человека ждёт гораздо большая награда, чем муджахида»[1].

[1] Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», биография аль-Газали.

Похожие материалы