Вероубеждение мусульман в свете Корана и Сунны

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему предводителю Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Мы перевели и снабдили небольшими примечаниями краткий текст под названием «Аль-Мирсад ли Мухкамат-иль-И’тикад» («Укрепление основ веры»), в котором излагаются убеждения мусульман и приводятся доводы из Корана и Сунны. Автором данного труда является Шейх Низар Хамади (да хранит его Аллах). Просим Всевышнего Аллаха сделать так, чтобы этот труд наставил мусульман на истинный путь!

«Аль-Мирсад ли Мухкамат-иль-И’тикад» («Укрепление основ веры») 

С Именем Аллаха, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих – в вечном мире.

1. Будь убеждён в том, что наш Господь является Тем, Чьё существование обязательно (ваджибуль-вуджуд[1]). Всевышний Аллах сказал: «Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?»» (Сура Ибрахим, аят 10) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него[2]». (Передал имам аль-Бухари)

2. Также знай, что Всевышний Аллах Предвечен [нет начала Его существованию], и таков смысл Его слов: «Он — Первый[3]» (сура аль-Хадид, аят 3), а также слов Посланника Аллаха: «Ты Первый, и не было ничего до Тебя». (Передал имам Муслим)

3. Также будь убеждён в том, что Всевышний Аллах Вечен [нет конца Его существованию]. И в этом заключается смысл слов Аллаха: «[Он] — Последний[4]» (сура аль-Хадид, аят 3), а также слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «… и Ты Последний, нет ничего после тебя!» (Передал имам Муслим)

4. Также будь убеждён в том, что Он не подобен творениям, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Нет ничего подобного Ему!»[5] (сура аш-Шура, аят 11), а также слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, Аллах не спит, и не подобает ему спать». (Передал имам Муслим)

5. Также будь убеждён в том, что Он не нуждается в месте или в том, кто обособил[6] бы Его чем-либо. Всевышний Аллах сказал: «Пречист Он! Он [ни в чем] не нуждается» (Сура Юнус, аят 68). Посланник Аллаха сказал: «О Самодостаточный (Кайюм)[7], посредством Твоей милости молю о помощи». (Передал аль-Хаким)

6. Также будь убеждён в том, что Он Един в Своей сущности, атрибутах и действиях. Ведь Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают Ему в сотоварищи!» (Сура Ат-Тауба, аят 31) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет божества достойного поклонения, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он властен над всякой вещью». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)

7. Также будь убеждён в том, что Он обладает Могуществом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах — тот, кто дарует пропитание. Он — могущественный, сильный!» (Сура аз-Зарият, аят 58) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе об истихаре: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом…» (Передал имам аль-Бухари)

8. Также будь убеждён в том, что Ему свойственна Воля, ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах делает то, что хочет». (Сура аль-Хадж, аят 14) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах – Творец всего, что пожелает, никто не способен принудить Его». (Передал имам Муслим)

9. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно такое качество, как Знание. Всевышний Аллах сказал: «Самка может зачать или родить только с Его ведома». (Сура Фатыр, аят 11) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе об истихаре: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием…» (Передал имам аль-Бухари)

10. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно такое качество, как Жизнь. Всевышний Аллах сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает…» (Сура аль-Фуркан, аят 58) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в своём дуа: «Ты Живой, Который не умирает, а люди и джинны умирают». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)

11. Также будь убеждён в том, что Ему свойствен Слух. Всевышний Аллах сказал: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий». (Сура Аль-Муджадила, аят 1) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему! Но взываете к Слышащему, Близкому». (Передал имам аль-Бухари)

12. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно Зрение. Аллах сказал: «Разве он (Абу Джахль) не знал, что Аллах видит [всё, что происходит]?» (Сура аль-Аляк, аят 14)[8] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Преградой[9] перед Его Взором является нур (огонь), если бы Он убрал его, то Величие Его сожгло бы всё, чего достиг Его Взор». (Передал имам Муслим)

13. Также будь убеждён в том, что Ему свойственна Речь[10]. Сказал Аллах: «И Аллах говорил с [пророком] Мусой [истинным] разговором [без посредника]». (Сура ан-Ниса, аят 164) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал». (Передал имам Муслим)

14. И допустимо в отношении Аллаха совершение чего-либо возможного или отказ от него, ведь Сказал Он: «Твой Господь [, Мухаммад,] создает, что пожелает, и избирает, [кого пожелает], а у них нет выбора» (Сура аль-Касас, аят 68) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, если бы Всевышний наказал обитателей небес и земли, то Его наказание не было бы притеснением для них, и если бы Он помиловал бы их, то милость Его была бы для них лучше их дел!» (Передал имам Абу Дауд)

Что же касается Посланников (да благословит их Аллах и да приветствует), то все те качества, которые были свойственны Посланнику Аллаха Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), были обязательны и для них, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (сура аль-Бакара, аят 136), а также слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не выбирайте[11] между пророками». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)

В эти описания [обязательные для пророков] входит:

Правдивость;

Аллах сказал: «Правду сказал Аллах и Его посланник». (Сура аль-Ахзаб, аят 22) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, я не говорю ничего кроме правды!» (Передал имам Ахмад)

Надёжность;

Всевышний Аллах сказал: «И не бывало так, чтобы какой-либо пророк обманом присваивал [себе что-либо]». (Сура Алю Имран, аят 161) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы [никогда] не увидите меня скупцом, лжецом или трусом». (Передал имам аль-Бухари)

Доведение призыва.

Всевышний Аллах сказал: «[Пророк Нух] сказал: «Я довожу до вас послания моего Господа и искренне советую вам (чтобы остерегались наказания Аллаха); и я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете». (Сура аль-Араф, аят 62) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) во время последнего хаджа сказал: «Не довёл ли я до вас [послание вашего Господа]?» Сподвижники ответили: «Да». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «О Аллах! Засвидетельствуй!» (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)

Допустимым же в отношении пророков является всё то, что допустимо и в отношении остальных людей, кроме тех вещей, которые могут привести к принижению их высокого положения.

Всевышний Аллах сказал: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство». (Сура ар-Ра’д, аят 38) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иногда я бываю сыт, а иногда голоден». (Передал имам ат-Тирмизи)

Является обязательным уверовать и подтвердить всё то сокровенное, что передал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), согласно словам Всевышнего Аллаха: «…которые веруют в сокровенное…» (Сура аль-Бакара, аят 3) А также согласно тому, что изложено в хадисе Джибриля (мир ему).

В число этих сокровенных вещей входит:

Судный день;

Всевышний Аллах сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него! Он непременно соберет вас ко Дню воскрешения, в котором нет сомнения». (Сура ан-Ниса, аят 87) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, отвечая на вопрос об имане: «Иман – это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и в Последний день». (Передал имам Муслим)

Воскрешение;

Всевышний Аллах сказал: «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека». (Сура Лукман, аят 28) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый раб будет воскрешён в соответствии с тем, каким он был в мирской жизни». (Передал имам Муслим)

Собрание;

Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь же Аллаха и знайте, что вы будете собраны у Него». (Сура аль-Бакара, аят 203) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди будут собраны в Судный День босыми, голыми, необрезанными». (Передал имам Муслим)

Мост;

Всевышний Аллах сказал: «Каждый из вас войдет туда». (Сура Марьям, аят 71) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Установят Мост над адом, верующие будут проходить Его за миг, некоторые – как молния, другие – как ветер, следующие – подобно птицам и быстрым лошадям. Всего же будет три категории людей: те, которые спасутся и не почувствуют трудности; те, которые будут спотыкаться, а затем перейдут мост; и те, которые упадут в Геенну». (Передал имам Муслим)

Весы;

Всевышний Аллах сказал: «В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям». (Сура аль-Араф, аяты 8-9) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, они легки для языка, но тяжелы на Весах: «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому!» (Субхана-Ллахи ваби-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-’Азым)».

Существование Рая;

Господь сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле и который уготован для богобоязненных…» (Алю Имран, аят 133) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, есть в Раю дерево, в тени которого всадник будет скакать сто лет!» (Передал имам аль-Бухари)

Существование Ада.

Господь сказал: «Бойтесь Огня, который уготован неверующим». (Сура Алю Имран, аят 131) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Геенну приведут, волоча с помощью семидесяти тысяч цепей, каждую цепь будут держать семьдесят тысяч ангелов!» (Передал имам Муслим)

Просим Всевышнего защитить от Ада и позволить войти в Рай вместе с праведниками!

Да благословит Аллах и да приветствует Посланника Аллаха, Его семейство, сподвижников многочисленным благословением и приветствием!

 

[1] Шариф аль-Джурджани сказал: «Ваджибуль-вуджуд – Тот, Чьё существование не нуждается в чём-то и не зависит от кого-то». («Ат-Та’рифат»)

[2] Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Здесь указание на то, что не было ничего помимо Него, ни воды, ни Арша, ни чего-либо другого. Потому что все это – не Всевышний Аллах». («Фатх аль-Бари»)

[3] Имам аль-Багави сказал: «Он Тот, Кто существовал без начала, Он был, и не было ничего». («Ма’алим ат-танзиль»)

[4] Имам Насафи сказал в своём тафсире (3/433): «Последний – Тот, Который будет существовать после гибели всего».

[5] Имам аль-Куртуби сказал: «Некоторые учёные-исследователи сказали: Единобожие (Таухид) есть утверждение сущности, которая не подобна другим сущностям и не лишена атрибутов. Аль-Васити разъяснил: «Нет сущности, подобной Его сущности, нет имени, подобного Его имени, нет действий, подобных Его действиям, нет атрибутов, подобных Его атрибутам, кроме как со стороны соответствия названий. Чиста Его предвечная сущность от сотворённых качеств, точно так же, как и создание лишено предвечных качеств. И это всё является мазхабом людей истины, сунны и Джама`а, да будет доволен ими Аллах!»» («Аль-Джами‘ ли-ахкам аль-Куран»)

[6] Его существование не зависит от кого-либо или чего-либо.

[7] Аль-Кайюм — Тот, кто не нуждается в поддержке и распоряжается всем без чьей-либо помощи, в то время как всё остальное нуждается в Нём и ищет помощи у Него. («Максыд аль-Асна» имама аль-Газали, с сокращением)

[8] Запугивание Аллахом раба Взором побуждает последнего к осторожности в словах и действиях, так как человек подвержен забывчивости и беспечности, и поэтому может говорить и совершать то, за что Аллах воздаст ему сполна.

[9] Имам ан-Навави сказал: «Сущность Преграды (хиджаб) свойственна лишь ограниченным физически творениям, а Аллах чист от телесности и границ, поэтому здесь подразумевается то, что ограждает от Его Взора, и оно было прозвано нуром (или огнём) из-за того, что в обыденности они мешают видению, под Ликом же имеется в виду сама Сущность Аллаха». («Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим»)

[10] Которая не состоит из звуков и букв, у которой нет начала и конца, и которая не схожа с речью творений.

[11] Под выбиранием и различием имеется в виду то, что приводит к принижению того или иного Пророка, однако вместе с тем следует знать, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является наилучшим из них.

Похожие материалы