Заблуждения секты «Мурабитун». Опровержение в вопросе денег

 
Среди множества групп, течений и джамаатов, распространившихся в Исламе в наши дни, существует группа под названием «Мурабитун», основанная шотландским аристократом Яном Далласом, принявшим Ислам 40 лет назад и называющим себя суфийским шейхом. Этот немногочисленный джамаат локально представлен в таких странах, как Южная Африка, Англия, Мексика, и имеет ряд серьезных заблуждений в области фикха и манхаджа. Об их заблуждениях писал, в частности, муфтий Ибрагим Десаи, известный ханафитский алим из Южной Африки (муфтию задали вопрос: «Является ли группа «Мурабитун», базирующаяся в Европе, из Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а?» Муфтий Ибрагим Десаи ответил: «Путь, которым идёт «Мурабитун», по большей части, неправильный»), однако в целом их мнения нигде пока серьёзно не разбирались из-за отсутствия у джамаата какого бы то ни было влияния, настоящих алимов, книг по исламским наукам на арабском языке. Их удел –  псевдоисламская публицистика, наполненная сомнительным риторическим пафосом, способная привлечь исключительно людей, чувствующих себя неуютно в исламской умме, не желающих вписываться в традицию, идущую от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Им не достаточно книг по Шариату, они хотят привнести в Ислам западные обычаи: демонстративно носят европейскую одежду, курят сигары, слушают оперу, почитают Достоевского, Хайдеггера и Гитлера. Кричат о восстановлении Халифата, подобно Хизб ат-Тахрир, а сами — плоть от плоти европейского модернизма. 
 
К сожалению, джамаат «Мурабитун» в последние годы проник в Россию через нескольких принявших Ислам русских националистов, которые не пожелали отказаться от прежних вкусов и привычек и нашли оправдание своим страстям в идеях этой секты. Вместо получения и распространения исламских знаний они занялись распространением политической утопии «Мурабитун». Исполненные фанатизма, они не слушают наставлений и не принимают никаких шариатских доводов, поэтому редакция сайта «Дарульфикр» хочет предостеречь мусульман от опасных заблуждений этой секты. Для начала предлагаем вашему вниманию опровержение на мнение этой секты о запретности использования бумажных денег, написанное нашим братом Махди Шамсуддином, талибуль-ильмом из Ливана и одобренное шейхом Билялом Захидом, ханафитским алимом из Триполи.
 
Мы просим у Аллаха тауфика и наставления для нас и наших братьев! Амин.
 
В последнее время в интернете участились вбросы невежества одного деятеля, желающего во что бы то ни стало снискать себе популярность среди непосвящённого в его махинации народа. Одна из ересей, которую упорно навязывает людям этот интеллектуал-джахиль, заключается в том, что основа использования бумажных денег — это харам и заблуждение, а бумажные ассигнации попадают под категорию свинины, мертвечины или вина. Однако в ситуации, когда у людей нет в наличии динаров и дирхамов, муслиму дозволено использовать доллары, рубли или лиры, подобно разрешению есть мертвечину или свинину для человека, находящегося на грани жизни и смерти. Ошибочность этой идеи очевидна для всякого, кто знает шариатское определение для недействительной торговой сделки. В книге «Ат-Тасхилю ддарури» шейха Ашика Иляхи Ханафи, рахимахуллаху Тааля, на этот счет говорится следующее:

«Всякая сделка, на незаконность которой указывает Шариат, есть недействительная сделка (баюн батыль). Хукм этой сделки означает, что она, с точки зрения Шариата, не действительна, кроме того, недействительным также является факт овладения купленной вещью со стороны покупателя».

Если допустить, что заблуждение, которое навязывают эти невежды, является истиной, это повлечёт за собой ряд последствий. В таком случае придётся признать, что все торговые сделки, совершенные посредством бумажных денег, являются по Шариату нелегитимными, а всякий, кто заключает их, является грешником, потому что в таком случае на нём лежит обязанность абсолютно отстраниться от бумажных ассигнаций и использовать в купле-продаже другие вещи, которые по Шариату являются деньгами.

Равным образом, если теоретически признать, что использование бумажных денег подобно употреблению в пищу мертвечины или свинины, это должно означать, что при полном отсутствии других вещей, являющихся по Шариату деньгами, человек не имеет права покупать за доллары или рубли больше, чем требуется для поддержания жизни. И даже более того: согласно мнению ханафитов и шафиитов, не дозволено человеку, находящемуся между жизнью и смертью, съесть мертвечины больше, чем надо для сохранения жизненных сил. При таком раскладе запрещено покупать на бумажные деньги больше горбушки хлеба, не говоря уже о таких вещах, как автомобиль, компьютер или телефон. Также для мусульманина становится обязательным переезд в Индонезию, где уже отчеканили 25 000 золотых монет, во имя отстранения от харама, как заявляет эта секта.

ИншаАллах, в ближайшее время выйдет более полный текст опровержения заблуждения этой невежественной секты. В настоящей же заметке, которая является основой радда, мы приведем цитаты из некоторых книг наших шейхов, которые заключают в себе фикховые определения денег.

 
 
Шейх Мухаммад аль-Хамид Ханафи, рахимахуллаху Тааля, (в прошлом муфтий ханафитов города Хама в Сирии) пишет в книге «Ар-Рудуд аляль абатыль» (часть 2, с. 173):

«По Шариату деньги делятся на два основных вида:

1. «Накдун хилький» — деньги, изначально заключающие в себе ценность. К таким деньгам относятся золото и серебро.

2. «Накдун джаалий» – деньги, ставшие ценностью по причине того, что люди стали считать ту или иную вещь деньгами. К таковым относятся разменные медные монеты, а также бумажные деньги. Отсюда следует, что те известные хукмы Шариата, которые распространяются на золото и серебро (например, обязательный «закят», а также «риба»), распространяются также на «накдун джаалий», т. е. на «фулус» (медная разменная монета) и бумажные деньги».

(Здесь заканчиваются слова шейха Мухаммада аль-Хамида)

Как видно из этих слов истинного алима Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, распространение хукмов «рибы» и обязательного закята на какой-либо вид денег обусловлено единственной причиной – тем, что эти деньги стали деньгами или обрели ценность, потому что так решили люди, т. е. потому что таков «урф» людей того или иного селения. В данном случае не имеет значения, заключают эти бумажки или медные монеты в себе ценность изначально или не имеют таковой. По этому поводу шейх Мухаммад аль-Хамид, рахимахуллаху Тааля («Ар-Рудуд аляль абатыль», с. 174 ) пишет следующее:

«Верное мнение, на котором основываются факихи, состоит в признании того, что законы «рибы» распространяются также и на «фулус» (включая бумажные деньги) так же, как на золото и серебро. Отсюда запрещение «риба» в отношении золота и серебра не означает, что она (риба) не распространяется также на прочие вещи, которые стали представлять ценность исключительно потому, что люди согласились считать их деньгами. В данном случае важность имеет не вещь сама по себе, но то, является ли она ценной в «урфе» людей».

 
В авторитетной книге ханафитского мазхаба «Аль-Ихтияр» (часть 1, с. 231) шейха Абдуллы ибн Махмуда ибн Маудуда аль-Маусыли Ханафи, рахимахуллаху Тааля, по поводу влияния «урфа» на ценность вещей говорится следующее:

«И если во время сделки была названа цена покупаемой вещи без указания на вид денег, то за вид денег должна быть принята самая распространенная в данной местности валюта, которая является деньгами по решению «урфа» людей. Отсюда, если сказал покупатель: «Покупаю этот дом за десять», — или: «Покупаю это платье за десять», — или: «Покупаю этот арбуз за десять», — и заключение торговой сделки происходит в селении, жители которого используют динары, дирхамы и «фулус», то эти слова будут означать, что под ценой покупаемого дома имеется в виду десять динаров, под ценой платья — десять дирхамов и под ценой арбуза — десять медных монет, исходя из «урфа» проживающих в данной местности людей. Однако если люди этого селения не привыкли использовать в своих торговых отношениях динары, дирхамы и «фулус», то при расчёте следует опираться опять-таки на «урф» в определении вида выплачиваемых денег для данной конкретной местности».

Из этих важных слов имама аль-Маусыли Ханафи, рахимахуллаху Тааля, следует, что деньгами (аль-маал) в Исламе называют не только динары, дирхамы и «фулус», но и прочие вещи, являющиеся ценностью по решению «урфа» той или иной местности. При этом не имеет значения, из какого материала эти деньги произведены. Нет сомнения, что исключение составляет харам (например, свинья, мертвечина, вино и т. д.), то есть то, что в Шариате изначально не может являться деньгами. Ведь к определению законной, с точки зрения Ислама, торговой сделки относится также купля-продажа вещи, не являющейся с точки зрения Шариата деньгами. Шейх Али ас-Сабуни Ханафи, рахимахуллаху Тааля, в книге «Фикхуль Муамалят» (с. 34) приводит следующее фикховое определение денег (аль-маал):

 
«Аль-маал — это всё то, к чему устремляется человеческая природа, что возможно отложить на время нужды и что дозволил Всевышний Аллах».
  
Из этого определения необходимо следует, что сравнение бумажных денег со свининой или мертвечиной — явное заблуждение по нескольким причинам. Во-первых, данная мерзость не является деньгами ввиду того, что эти вещи изначально обесценены Шариатом в отличие от бумажной валюты, ценность которой установил признанный Исламом «урф» и на запретность использования которой не указывает ни один далиль из Корана, Сунны и иджмы; во-вторых, каждому известно, что свинья или мертвечина — это, согласно Исламу, наджаса в отличие от бумаги, которая по Шариату чиста.

Идея того, что ценность той или иной вещи (кроме золота и серебра) относительна и что её ценность может быть обусловлена решением «урфа», особенно ясно выражена в словах имама Малика, рахимахуллаху Тааля, которые содержатся в книге «Аль-Мудаввана аль-Кубра» (том 3, с. 90):

«Если бы случилось так, что люди дозволили бы использование кожаных монет в своих торговых сделках, то я запретил бы продавать или покупать эти монеты за золото и серебро по окончании срока».

Имеется в виду, что имам Малик, рахимахуллаху Тааля, запретил бы в этом случае один из видов «рибы», называемый «ар-риба ннасия». Примером такого вида «рибы» может послужить сделка, при которой продают деньги одного вида (динар, например) за деньги другого вида (например, дирхам). При этом дирхам получают не сразу, но по прошествии определённого срока.

А шейх Рафик Юнус аль-Мисри, хафизахуллаху Тааля, в своей книге «Аль-Джамиу фи усулиль рриба»приводит такой интересный факт:

«В «Ат-Таарихе» аль-Баляризи приводится, что Умар ибн Хаттаб хотел пустить в обращение деньги, изготовленные из верблюжьей кожи. Однако страх перед истреблением верблюда заставил его отказаться от претворения в жизнь этого плана. И это стремление халифа верующих со всей очевидностью указывает на то, что кожаные деньги в его глазах подобны золоту и серебру…»

 
В заключение приведем слова шейха Мухаммада Адиба Кялькаля Шафии, хафизахуллаху Тааля. На наш взгляд, в этих словах шейх прекрасно раскрыл, что нужно понимать под деньгами в Исламе:

«Можно утверждать, что деньги — это всякая вещь, которую используют в качестве критерия ценности, средства обмена и хранения (до времени нужды). Следовательно, всякая вещь, имеющая подобное назначение, будет считаться деньгами независимо от того, из какого материала она сделана, а также независимо от того, каким образом она стала средством купли-продажи в самом своем начале. Поэтому, если в том или ином обществе существует какая-либо вещь (сделанная из того или иного материала), которую приняли и используют в торговых отношениях люди, то такая вещь будет считаться деньгами».

(«Итхафу ссаиль бима варада миналь Масаиль», с. 26 )

 

Имена шейхов, которые сказали, что на бумажные деньги, ввиду их ценности, распространяется закят и «риба» (Надо сказать, что мнение о том, что с бумажных денег не нужно выплачивать закят, — это мнение шафиитов и маликитов. Но даже если брать это мнение, то здесь нет «аннулирования закята», потому что есть и другие источники сбора закята: торговля и сельское хозяйство. В государственном масштабе — это и есть основной источник дохода от закята. Также из того, что нет обязательности выплачивать закят с бумажных денег, не вытекает, что их запрещено использовать):

 

Шейх Мухаммад аль-Хамид Ханафи (муфтий ханафитов г. Хама) в книге «Ар-Рудуд аляль абатыль»;

Шейх Хасан Хабаннакя аль-Майдани Шафии (муфтий шафиитов в Дамаске) в книге «Нигаяту тадриб»;

Шейх Ариф Джувахджати (имам мечети Ар-Рауда в Дамаске);

Шейх Абдул-Ганий Хаммада (г. Идлиб);

Шейх Асаад аль-Абджи (муфтий шафиитов в г. Халеб в Сирии);

Д-р Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути;

Д-р Вахба за-Зухайли;

Шейх Мустафа аль-Хинн Шафии в книге «Аль-Фикхуль Манхаджи»;

Шейх Мустафа аль-Буга Шафии в книге «Аль-Фикхуль Манхаджи»;

Шейх Али аш-Шарджяби в книге «Аль-Фикхуль Манхаджи»;

Шейх Нуруддин Итр Ханафи (г. Халяб) в книге «Аль-Муамалят аль-масрафийя у ррибавийя»;

Шейх Маджид Итр Ханафи в книге «Аль-Фикхуль ханафи аль-муфассаль»;

Шейх Хаснайн Махлюф аль-Адави Малики (в прошлом муфтий Египта) в книге «Ат-Тибьян фи Закятиль Асман»;

Шейх Мухаммад Адиб аль-Кялькаль Шафии в книге «Итхафу ссаиль бима варада миналь Масаиль»;

Д-р Мухаммад Рафик Юнус аль-Мысрий в книге «Аль-Джамиу фи усули рриба»;

Шейх Малик Джудайда Ханафи (глава «аукафов» в Аккаре, Триполи, Ливан);

Шейх Д-р Усама ар-Рифаи Ханафи (шариатский судья, муфтий Аккара, Ливан, Триполи);

Шейх Джамаль ас-Сайдави Ханафи (факих-ханафит, знающий треть «Хашийя Ибн Абидин» наизусть, Ливан, Триполи);

Шейх Мухаммад Аввама Ханафи (выдающийся алим-мухаддис-факих, лучезарная Медина);

Шейх Абдур-Раззaк Халяби Ханафи (неофициальный муфтий ханафитов в Дамаске)

и многие-многие другие.

На сайт д-ра Вахба Зухейли пришел вопрос следующего содержания:
 

«أولاً: هل من الصحيح أن إستعمال العملات الورقية ليس من الإسلام في شيء وأن الشريعة الإسلامية لا تبيح غير الذهب والفضة كعملة للخلافة الإسلامية وهو ما يفتي به سيدي الشيخ عبد القادر الصوفي المرابط (من أسكتلندا)؟

1- استعمال النقود الورقية مباح بالإجماع، واستعمال الذهب والفضة الآن ممنوع في كل الدول، وفتوى هذا الشيخ خطأ لا دليل عليها.

«Правильно ли утверждать, что Ислам не признаёт бумажных денег и что Шариат не дозволяет, в качестве официальной валюты для исламского халифата, ничего, кроме золота и серебра? Таков смысл фетвы сиди шейха Абдуль-Кадира ас-Суфи аль-Мурабита (Шотландия)?»

Ответ:

«Использование бумажных денег дозволено согласно иджме мусульман, использование же золота и серебра на официальном уровне запрещено во всех государствах, и фетва этого шейха, истинность которой не подтверждает Шариат, есть ошибка».

Похожие материалы