Ибн Абдуссалам: изложение вероубеждения

Данный текст представляет собой перевод послания (рисаля), имама Иззуддина ибн Абдуссалама под названием «Аль-Мильхату фи и’тикади Ахлюль Хакк» («Суть убеждений приверженцев Истины»).

Шейх-уль-Ислам, имам Иззуддин Абу Мухаммад Абдулазиз ибн Абдуссалам ас-Сулями (да смилуется над ним Аллах), которого называют султаном учёных, сказал:

«Хвала Аллаху, обладателю величия и славы, могущества и совершенства, милости и благодеяний. Он единый, единственный и самодостаточный, не родил и не был рождён, и не был Ему равен никто. Он не тело, которое можно вообразить, и не ограниченная или измеряемая материя, Он не подобен ничему, и ничто не подобно Ему, Его не охватывают стороны, и не окружают небеса и земли, Он был до того, как создал место и время, и сейчас Он [такой же], каким был [до их создания]. Он создал творения и их деяния и предопределил их пропитание и срок, и каждое благо от Него есть проявление милости, а каждое наказание – проявление справедливости: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены». (сура Аль-Анбия, аят 23)

«Истава» над славным ‘Аршем – именно так, как Он сказал, и в том смысле, какой Он вложил. «Истива» не является соприкасанием и утверждением, пребыванием в месте, воплощением или перемещением. И Аллах, Велик Он и Возвышен, превыше того, что говорят о Нём ошибающиеся и заблудшие. ‘Арш[1] не несёт Его, напротив, это ангелы, несущие ‘Арш, поддержаны милостью Его могущества и подчинены Его власти; Он охватил и исчислил всё Своим знанием. Он знает о тайных помыслах и колебаниях душ.

Живой, Волеизъявляющий, Слышащий, Видящий, Знающий, Могущественный, Говорящий предвечной Речью, которая не есть буквы или звуки. Нельзя представить Его Речь написанной чернилами на доске или листе, в виде формы, воспринимаемой глазами, как думают об этом хашавиты и лицемеры. Ибо письмо – это деяние рабов, и невозможно представить, чтобы они (деяния рабов) были предвечными, однако к написанному [слову Аллаха] необходимо проявлять уважительное отношение, ибо оно указывает на Его Речь; как необходимо и уважительное отношение к Его именам, ибо они указывают на Его качества. И что касается [всего] указывающего на Него и относящегося к Нему, то оно по праву достойно уверенности в его величии и соблюдения его святости (неприкосновенности). Поэтому необходимо проявлять уважение к Каабе, пророкам, учёным и праведным рабам.

Я иду по городу Лейлы
И целую эти стены и те,
Но в сердце моём любовь не к городу,
А к той, кто в нём живёт.

И поэтому мы целуем Чёрный камень, а человеку без омовения запрещается прикасаться к мусхафу[2], к его строкам, полям, на которых нет надписей, обложке и кожаному мешку, в котором он хранится. И горе тому, кто думает, что предвечная Речь Аллаха – это звуки, произнесённые рабами, или слова, написанные чернилами.

Убеждения аль-Ашари включают в себя то, на что указывают 99 прекрасных имён Аллаха, которыми Всевышний назвал Себя в Своей книге и сунне Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). А эти имена, в свою очередь, включены в четыре фразы [восхваления], которые называют «аль-бакыят ас-салихат» («нетленные благодеяния»).

Первая из них: фраза «СубханАллах», которая на арабском означает очищение и отрицание, то есть отрицание изъянов и недостатков у Сущности Аллаха и Его качеств. И в эту фразу входят те из Его имен, которые имеют смысл отрицания, например, аль-Куддус, что значит «не имеющий недостатков»[3], и ас-Салям, что значит «свободный от изъянов».

Вторая фраза – это «АльхамдулиЛлях», которая содержит в себе утверждение форм полноценности Его сущности и качеств. И те из Его имён, в которых есть это утверждение, подпадают под смысл этого восхваления, как, например, Знающий, Могущественный, Слышащий, Видящий.

Таким образом, выражением «СубханАллах» мы отвергли в отношении Аллаха любой недостаток и изъян, который может прийти в голову, а словами «АльхамдулиЛлях» утвердили для Него все виды совершенства, которые мы знаем, и все виды величия, которые мы способны постичь.

И в то, что мы утвердили и отвергли, не вошло очень многое, скрытое от нас и которое мы можем не знать. И в целом мы выразим это фразой «Аллаху акбар», которая является третьим восхвалением. Эта фраза означает, что Он превыше того, что Мы утвердили и отвергли. Это и есть смысл слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я не способен восхвалить Тебя так, как Ты восхвалил Самого Себя». (Муслим, 486) И те из Его имён, которые содержат в себе восхваления более тех, которые мы узнали, как «Возвышенный» и «Возвышающийся», подпадут под одну категорию с выражением «Аллаху акбар».

И если есть кто-то, кому свойственны качества, описанные подобными выражениями, то мы отрицаем существование равного и подобного Ему словами «Ля иляха илля Ллах», что является четвёртым восхвалением. Ибо божественность (улюхийя) восходит к достойности поклонения, а поклонения достоин только тот, кто описан всеми вышеупомянутыми словами. А те имена, которые содержат в себе все [описания] в общем, например, «аль-Вахид» («Единственный»), «аль-Ахад» («Единый»), «Зуль Джаляли валь Икрам» («Тот, Кто заслуживает возвеличивания и почтения»), входят во фразу «Ля иляха илля Ллах». И, поистине, Всевышний заслуживает поклонения, ибо Ему свойственны полноценность и совершенство, и Он Тот, кого не могут описать описывающие и сосчитать считающие.

Красота твоя нетленна,

И чудеса её подобны морю,

Говори же о ней, не стесняясь.

Пречист Тот, Чьё положение велико, а власть сильна: «Его просят те, кто на небесах и на земле» (сура Ар-Рахман, аят 29) из-за их нужды в Нём, и «каждый день Он занят делом» (сура Ар-Рахман, аят 29), ибо Он Могуч, Ему принадлежат творение, приказ, власть и сила, а сотворённое покорено Его властью, и «…небеса будут свернуты Его правой рукой» (сура Зумар, аят 67); «Он подвергает мучениям, кого пожелает, и милует, кого пожелает, и к Нему вы будете возвращены» (сура аль-‘Анкабут, аят 21). Пречист Вечный в Своей сущности и атрибутах, Оживляющий мертвых и Возрождающий из праха, Знающий прошлое и будущее.

И если нетленные благодеяния, эти четыре восхваления выразить одной фразой, то это была бы фраза «Альхамдулиллях», как сказал Али ибн абу Талиб (да будет доволен им Аллах): «Если бы я захотел нагрузить верблюда [наградой] за слова «АльхамдулиЛлях», у меня бы не получилось«. Ибо это восхваление есть прославление, а оно иногда осуществляется через утверждение полноценности, иногда – через отрицание недостатка, иногда – через признание своей неспособности познать [истинную сущность], а иногда – через утверждение единственности в совершенстве, что является высшей степенью восхваления.

Фраза «Альхамдулиллях» заключает в себе все вышеупомянутые нетленные благодеяния, ибо буквы «алиф» и «лям» находятся в ней для того, чтобы охватить все виды восхвалений и прославлений, которые мы знаем и не знаем, а восхваление не выходит за рамки того, о чем мы сказали. И описания таким качеством, как божественность, достоин только тот, кто описан всеми этими качествами. И никто не отклоняется от этого убеждения: ни приближённый ангел, ни посланный пророк, ни какой-либо представитель другой религии, кроме тех, кого унизил Аллах и кто последовал за своими страстями и ослушался своего Господина. Унижение покрыло этих людей, они отогнаны от дверей [милости] и отдалились от стороны [блага]. И тот, кто не возвеличивает и не стремится познать [Аллаха] в этом мире, достоин того, чтобы в будущей жизни лишиться Его щедрости и лицезрения.Это краткое изложение убеждений аль-Ашари (да смилуется над ним Аллах), праведных предшественников (саляф ас-салих) и приверженцев тариката и хакиката. И оно относится к ясному и подробно разъяснённому так же, как капля относится к морю:

Ищущий знает, что это относится к [тому виду],
Даже если остальные это отрицают.

Или, как сказал другой поэт:

Это стало ясным и не скрыто ни от кого,
Кроме слепца, не знающего о Луне.

Хашавиты, уподобляющие Аллаха творениям, бывают двух видов.

Первые не скрывают свой хашавизм, «…полагая, что это (ложь) поможет им. Воистину, они лжецы». (Коран, 58:18) Вторые прикрываются мазхабом праведных предшественников, возможно, чтобы легитимизировать нечто, добытое незаконным путем: «хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа». (Коран, 4:91)

Путём же праведных предшественников (саляф) является Единобожие и очищение [от недостатков], а не описание [Аллаха] такими качествами, как телесность и уподобление кому-либо.

Точно так же все нововведенцы полагают, что они находятся на пути предшественников (саляф). Как сказано:

Каждый заявляет о своей связи с Лейлой,

Но Лейла всё это отрицает.

И как можно приписывать праведным предшественникам убеждения телесности и подобия [Аллаха] или говорить, что они молчали при появлении нововведений и противоречили словам Всевышнего: «Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете её» (Коран, 2:42), «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его«» (Коран, 3:187), «…чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (Коран, 16:4).

А учёные являются наследниками пророков и обязаны разъяснять людям то, что должны были разъяснять пророки. Всевышний сказал: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать творить одобряемое и запрещать совершать предосудительное». (Коран, 3:104)

А таджсим (приписывание телесности) и ташбих (уподобление) – это одни из самых предосудительных деяний, а единобожие и очищение от недостатков (танзих) – одни из самых одобряемых, и, клянусь Господом небес возвращающих и земли раскалываемой, что когда появлялись нововведения, праведные предшественники (саляф) тут же стремились их опровергнуть и удержать тех, кто вводит их, к примеру, джахмитов, джабаритов и т. д.

И предшественники трудились на пути Аллаха с истинным усердием. Усердие на пути Аллаха (джихад) бывает двух видов: первое – в форме дискуссий и разъяснений, второе – мечами и копьями. И нет разницы между дискуссиями с хашавитами и дискуссиями с другими нововведенцами. Ведь их нутро скрывает мерзость и ужасные убеждения: «Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он недоволен» (Коран, 4:108), и когда одного из них спросили о вопросе, связанном с хашавизмом, он сказал молчать об этом, а когда спросили о другом нововведении, не связанном с ним, ответил, как положено. И если бы не таджсим и ташбих, которые скрываются в нём, он бы ответил на вопрос, связанный с хашавизмом, с помощью танзиха и таухида. Унижение всегда преследует эту группу нововведенцев, где бы они ни были: «Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах тушит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит распространяющих нечестие». (Коран, 5:64)

И каждый раз, когда им выпадает возможность [распространить свои убеждения], они пользуются ею, и каждый раз, когда случается смута, они в ней участвуют. Ахмад ибн Ханбаль и его достойные последователи, а также другие учёные-саляфы непричастны к тому, что им приписывают хашавиты и, [более того,] противоречат им. Как можно подумать, что Ахмад и другие учёные верили, что предвечное сущностное описание Аллаха – это то же самое, что и произнесённое вслух и написанное чернилами? Тогда как [в текстах] достоверно передано и очевидно, исходя из здравого смысла, что качества Аллаха предвечны, а произнесённое и написанное сотворено. Ведь Всевышний сказал об этом в Своей Книге в трёх местах.

Первое: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа«. (Коран, 21:2) Здесь Аллах назвал приходящее новым (сотворённым), а кто считает, что оно предвечно, тот противоречит самому Всевышнему. Однако это сотворённое является указанием на предвечное. Как, например, когда мы пишем имя Аллаха на листке – Он ведь не воплощён в этот момент в нём. И также, когда предвечный сифат написан на чём-то, он не растворяется в написанном.

Второе: «Но нет, клянусь тем, что вы видите, и тем, чего вы не видите. Это слова благородного посланца«. (Коран, 69:38-40) Посланник описан речью, а описание сотворённого сотворено, но указывает на предвечную Речь. Кто же скажет, что речь Посланника предвечна, тот противоречит Господу миров. И Всевышний не ограничился только этим, а поклялся самой совершенной клятвой: «Но нет, клянусь тем, что вы видите«, то есть «видите воочию», «и тем, чего вы не видите«, то есть всем невидимым, куда входит и Его сущность, сифаты и творения.

Третье: «Но нет! Клянусь телами небесными – отступающими, передвигающимися и исчезающими! Клянусь ночью, когда она наступила. Клянусь рассветом, когда он забрезжил! Это слова благородного посланца». (Коран, 81:15-20)

И удивительно [слышать], как кто-то говорит, что Коран составлен из букв и звуков, а потом утверждает, что он заключён в мусхафе, тогда как мусхаф состоит только из букв, и нет в нём звуков, и эти буквы не слышимы. Ибо слышимый звук – это не то же самое, что написанная буква, и поэтому он постигается слухом, но не зрением, а написанное видимо зрением, но не слышимо слухом. А кто сомневается в этом, тот не считается не то что учёным, а даже просто разумным человеком. И Аллах сделал число нововведенцев и последователей страстей, заблуждений и отклонений среди мусульман небольшим.

А кто скажет, что предвечный сифат воплотился в мусхафе, то когда этот мусхаф сожгут, он должен будет сказать, что это сгорел предвечный сифат Аллаха, однако превыше Он этого намного, ибо предвечное не может измениться или исчезнуть, так как это противоречит его природе.

А если они говорят, что Коран написан в мусхафе, но не смешан (не растворён, не воплощён в нём), как об этом говорит и аль-Ашари (да смилуется над ним Аллах), то за что же они его проклинают? А если они будут утверждать обратное, то посмотри на слова Всевышнего: «Посмотри, как они возводят навет на Аллаха! Этого достаточно, чтобы совершить явный грех«. (Коран, 4:50) «В День воскресения ты увидишь, как у тех, кто возводил навет на Аллаха, почернели лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся?» (Коран, 39:60)

А что касается слов Всевышнего: «Воистину, это благородный Коран, [находящийся] в Хранимом Писании» (Коран, 56:77-78), то между учёными арабского языка нет разногласий относительно того, что здесь опущено слово, с которым связан аят «[Находящийся] в Хранимом Писании», и, несомненно, здесь имеется в виду «Написанный в Хранимой скрижали». Об этом говорит нам разум, свидетельствующий о Единственности [Аллаха] и истинности послания. А согласно единогласному мнению мусульман, он (разум) – это то, с чем связано возложение на [человека] шариатской ответственности.

И не было приведено [подробное] рациональное доказательство предвечности Аллаха [ведь разум свидетельствует об этом], потому что они (хашавиты) не принимают его свидетельства, тогда как в шариате решения разума принимаются. И Всевышний Аллах в Своей Книге не раз приводил доказательства на его основе: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они разрушились бы» (Коран, 21:22); «…и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими…» (Коран 23:91); «Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также во всё, что сотворил Аллах?» (Коран 7:185)

Как же несчастен не принимающий свидетеля, которого принял Аллах, и отвергающий доказательство, приведённое Аллахом, [утверждая], что он опирается [лишь] на переданные сообщения (манкуль). И поэтому мы аргументировали только переданными риваятами и оставили рациональные доказательства скрытыми. Но если бы в них была нужда, мы бы их раскрыли, а иначе оставили бы на потом.

В одном известном хадисе передаётся: «Кто прочитает Коран с правильным произнесением всех окончаний (а’раба), тот получит награду как за десять благодеяний, а кто прочитал его не так, тот за каждую букву получит однократную награду». (Аль-Байхаки, «Шу’аб аль-Иман») А предвечное не может иметь изъяны при его рецитации на диалекте и быть при этом совершенным при чтении с и’рабом. Всевышний Аллах сказал: «и получите воздаяние только за то, что вы совершали». (Коран, 37:39) И когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам, что мы получим награду за чтение Корана, он указал нам, что это – наше деяние, а оно не может быть предвечным.

К людям подошли [разъясняя значение слова «Коран»] со стороны их невежества, глупости и недалёкости относительно Книги Аллаха и сунны Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

Слово «Коран» в шариате и языке может употребляться в двух значениях: предвечный сифат и сотворённое чтение. Всевышний сказал: «Нам надлежит собрать его и прочесть (досл. «куръана» قُرْآنَهُ. (Коран, 75:17) Под словом «Коран» здесь имеется в виду его чтение, ибо не может быть второго Корана. «Когда же Мы прочтём его, то читай его следом» (досл. «куръана» قُرْآنَهُ), то есть «читай его». Ведь чтение – не то же самое, что и читаемое, ибо первое сотворено, а второе предвечно; как если бы мы упомянули Всевышнего Аллаха: наше действие было бы сотворённым, а Сам Всевышний – предвечен. Это была небольшая выдержка из убеждений аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах.

Если скажет что-то Хазами[4] – верьте ей,

Ибо её слова имеют вес.

Об этом можно говорить очень долго. И если бы на учёных не лежала обязанность возвеличивать религию и усмирять нововведенцев, и если бы не хашавиты, которые в наши дни слишком распустили свои языки, задевая честь единобожников и издеваясь над словами людей танзиха, я бы не стал вдаваться в такие подробности в этом вопросе, ибо всё и так ясно. Но Всевышний приказал нам вести джихад для того, чтобы помогать Его религии, а оружие учёного – это его знания и язык, как оружие царя – его меч и копьё. И так же, как не разрешается царям оставлять многобожников и еретиков в безопасности от своего оружия, учёным не разрешается оставлять нововведенцев и заблудших в безопасности от своих языков (опровержений).

И тот, кто защищал Аллаха и Его религию, заслуживает того, чтобы Аллах проявлял о нём заботу Своим неусыпным Оком и укрепил его Своим Могуществом, против которого бессильно всё остальное, и поддержал его Своей незыблемой опорой и защитил его от [вреда] всего живого: «Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других». (Коран, 47:4)

И единобожники, люди танзиха всегда открыто говорили о своих убеждениях на площадях и сборищах и обучали этому в мечетях и медресе. А ересь хашавитов скрыта, и прежде они не могли открыто говорить о ней, и поэтому они лишь подсовывали её невежественному люду. Но в наши дни они подняли свой голос, и мы просим Аллаха, чтобы Он ускорил их исчезновение и унижение, как Он делал это всегда. Ведь танзих и единобожие всегда были путём предшественников (саляф) и халяфов (да будет доволен ими Аллах).

И удивительно, когда они порицают аль-Ашари за слова о том, что хлеб не насыщает, вода не утоляет жажду, а огонь не сжигает. А ведь Всевышний ниспослал в Своей Книге довод, который говорит нам об этом. Поистине, насыщение, утоление жажды и сжигание – это деяния одного лишь Господа миров. И сам по себе хлеб не насыщает, вода не утоляет жажду, а огонь не сжигает, даже если они являются причинами этого, ибо Всевышний Творец и есть истинная первопричина этого. И в аяте: «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил». (Коран, 8:17) Он отрицает, что бросание осуществил Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), хоть он и является его причиной. «Он заставляет смеяться и плакать. Он умерщвляет и оживляет». (Коран, 53:43-44)

В этих аятах Он отделил смех, плач, смерть и жизнь от их причин и отнёс их к Себе. Точно так же аль-Ашари отнёс упомянутые действия к Творцу, ибо «Аллах творец всего» (Коран, 6:102). «Есть ли творец кроме Аллаха?» (Коран, 35:3). «Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого ещё не свершилось«. (Коран, 10:39) «Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?» (Коран, 27:84)

И сколько же ругающих правильные слова,

Ведь беда их в ложном понимании.

Пречист же Тот, кто приблизил к Себе людей, которыми доволен, и отдалил от Себя тех, на кого разгневан. «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены». (Коран, 21:23)

Подводя итоги. Когда истина и правда унижены, каждому учёному следует обязательно приложить свои усилия, чтобы помочь им, и предпочесть унижению истины своё собственное. А когда истина и правда восторжествуют, пусть он укроется в их тени, довольствуется ими и не обращает внимания на отголоски лжи:

Даже малое от тебя приносит пользу, но

Его не называют малым.

Рисковать жизнью ради возвеличивания религии – это узаконенное в шариате действие, и поэтому мусульманину-храбрецу разрешается бросаться в строй многобожников. Точно так же законно подвергать себя опасности при призыве к благому и запрете порицаемого и для помощи религии доводами и аргументами. Если же кто-то боится за свою жизнь, то с него снимается эта обязанность, но для него остаётся желательным делать это. И далёк от истины тот, кто говорит, что рисковать жизнью запрещено.

Кто предпочтёт Аллаха самому себе, того возвысит Аллах. И кто будет искать довольства Аллаха, гневя людей, тем Он будет доволен и сделает так, чтобы люди были довольны им. А кто будет искать довольства людей, гневя Аллаха, на того Он будет разгневан, и сделает так, чтобы люди гневались на него. И нет нужды в довольстве людей, когда есть довольство Аллаха.

И может, ты чувствуешь сладость, а жизнь горька,

И может быть, ты доволен, а люди в гневе.

Любой потере есть замена,

Но нет замены, если ты потерял Аллаха.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе и увидишь Его перед собой». (Ахмад) Также в хадисе пришёл призыв: «Напоминайте себе об Аллахе, ибо, поистине, Аллах ставит раба на такую степень, на какую раб ставит Аллаха».

И как сказали большие учёные: «Кто хочет узнать своё положение перед Аллахом, пусть посмотрит на положение Аллаха в своей жизни».

О Аллах, помоги правде, яви истину и наставь эту общину на правильный путь, на котором приближённый к Тебе обретёт величие, а враг Твой – унижение, на котором люди будут покорны Тебе и будут сдерживаться от грехов. И хвала Аллаху, на Которого я опираюсь и полагаюсь, Его мне достаточно, ибо Он – прекрасный покровитель. И да благословит, приветствует, возвысит, почтит, возвеличит и превознесёт Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и всех сподвижников. Амин, амин».

 

[1] ʼАрш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из света (нура). Имам аль-Куртуби писал: «Всевышний Аллах выделяет ‘Арш, потому что это величайшее Его творение, в которое может поместиться остальной мир целиком» («Тафсир аль-Куртуби», 8/302).

[2] «Мусхафом» называют сами страницы, на которых написан или напечатан Коран. Этим слово начали называть страницы только после того, как Коран был собран в период правления Абу Бакра ас-Сиддыка, да будет доволен им Аллах, когда страницы с Кораном («сухуф») были сложены вместе и были названы «мусхафом».

[3] В своей книге «Шаджара аль-маариф ва аль-ахваль» ибн Абдуссалям сказал: «Плодом познания этого имени является перенимание себе того, на что оно указывает и тем самым очищение себя от всего запретного, нежелательного, от всех сомнений и лишнего из того, что дозволено, но отвлекает тебя от твоего Господина».

[4] Хазами – имя арабской женщины, обладавшей необыкновенно острым зрением.

Похожие материалы