Намаз по ханафитскому мазхабу. Конспект уроков по книге “Маракиль Фалях”. Уроки 5 – 6

Урок 5

Объединение намазов

В ханафитском мазхабе запрещено объединять обязательные намазы в пути или в случае дождя. Это является отличительной особенностью ханафитского мазхаба от других школ исламского права. Например, запрещено совершать солятуль зухр вместе с солятуль аср в отрезок времени, отведённый для солятуль зухр, и наоборот. Такой вид объединения в Шариате называют соответственно «джаму ттакдим» и «джаму ттахир». При этом существуют хадисы, которые указывают на законность объединения между фард-намазами. Однако шейхи ханафитского мазхаба говорят, что объединение молитв является дозволенным лишь с точки зрения внешней формы, но не с точки зрения реальности, то есть, если подразумевать под объединением совершение одной из молитв вне отведённого для неё промежутка времени, такое объединение дозволенным не будет.

Приведём пример. Согласно мнению учёных-ханафитов, каждый из обязательных намазов должен исполняться в своё время, но совершение солятуль зухр при этом следует оттянуть настолько, чтобы успеть завершить его почти вплотную к началу времени солятуль аср. Таким образом, внешне всё будет выглядеть так, будто намазы объединены, так как совершаются подряд один за другим, но фактически каждый из них будет совершён в своё время.

Ханафиты не дозволяют буквальное объединение намазов в пути или в случае дождя, но существует два случая, когда такое объединение дозволено:

1. Во время совершения хаджа (но не умры) дозволено объединить зухр и аср во время нахождения на горе Арафат. Обе молитвы в этом случае совершаются в начале времени солятуль зухр в мечети под названием «Намиро». Перед намазами возвещается один азан, а затем перед каждым намазом отдельно исполняется икамат, при этом между зухром и асром нет больше никаких дополнительных молитв.

Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, ставит следующие условия для законности такого объединения: 1) человек должен пребывать в состоянии «ихрам» (наличие нията на совершение хаджа, произнесение тальбии, облачение в одежды без швов); 2) эти намазы должны совершаться в джамаате за Величайшим имамом (халифой) или за его заместителем (наибом); 3) солятуль зухр не должен быть нарушен (если после совершения солятуль зухр выяснится, что он по каким-то причинам оказался недействительным, следует совершить его повторно полностью, а солятуль аср исполнить уже в своё время). Имамы Абу Юсуф и Мухаммад не ставят условием для законности такого объединения наличие халифы и джамаата.

2. Во время совершения Хаджа дозволено объединить магриб и иша в период пребывания в местечке Муздалифа. В этом случае солятуль магриб совершается во время солятуль иша (такое объединение учёные называют «джаму ттахир»). Перед намазом возвещается один азан, а затем исполняется один икамат. Между магрибом и иша тоже не должно быть никаких дополнительных молитв. Наличие джамаата и халифы не ставится условием для законности такого объединения, но обязательными в данном случае являются пребывание в ихраме и исполнение намазов непосредственно в Муздалифа.

 
Урок 6

Предпочтительное (мустахабб) время для совершения намазов.

Часть 1. Солятуль фаджр.

Согласно ханафитскому фикху предпочтительным временем для совершения солятуль фаджр является время «аль-исфаару биль фаджр». Это период когда после фаджра становится настолько светло, что можно различать вещи. При этом не следует оттягивать совершение молитвы чрезмерно. Необходимо рассчитать время так, чтобы его хватило на совершение двух ракатов обязательного намаза с учётом того, что в утреннем намазе следует (сунна) читать длинные суры из Корана. Кроме того, следует прибавить к этому отрезку время, которого было бы достаточно, чтобы обновить малое или большое омовение (вуду или гусль) в случае нарушения омовения во время исполнения молитвы и совершить два раката фарда с чтением длинных сур.

Утренний намаз откладывают на более светлое время для того, чтобы собрать больше людей в мечети для исполнения утренней молитвы джамаатом. В более светлое время люди охотнее выбираются из дома для отправления солятуль фаджр в мечети. И в этом состоит мудрость откладывания утренней молитвы.

Предписание откладывать солятуль фаджр на более светлое время относится только к мужчинам. Женщинам предпочтительнее всего исполнять утренний намаз в темноте, потому что лучшее состояние для женщины согласно Исламу – это сокрытие себя.

Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует по поводу совершения утренней молитвы в более светлое время говорил следующее:

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время «исфаар», ибо в этом более великая награда»

(Имам Ибн Хиббан привёл в сборнике достоверных хадисов).

А также:

«Переносите исполнение солятуль фаджр на время появления света, будет вам это благословением»

(Имам ат-Табарани привёл в книге «Аль-Кебир»).

Кроме того, мудрость совершения солятуль фаджр в более позднее время состоит в том, что это облегчает для человека получение награды за совершение зикра и двух ракатов намаза после восхода солнца, что является сунной.

Сказал Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует:

«Тому, кто исполнил фаджр в джамаате, затем сел поминать Всевышнего Аллаха вплоть до восхода солнца, а затем исполнил два раката, полагается за всё это награда, равная награде за исполнение хаджа и умры»

(Имам ат-Тирмизи, да будет доволен им Всевышний Аллах, приводит этот хадис «хасан» (хороший)).

Следует отметить, что откладывание совершения солятуль фаджр не является мустахабб для прибывшего в Муздалифа во время исполнения хаджа.
Похожие материалы