Хадис о намазе-тасбих

Известно, что аль-Албани считает саляту тасбих[1] – бид’а (нововведением в Исламе), относя все хадисы, указывающие на законность саляту тасбих, к слабым или ложным.

Имам Ибн Маджа, рахимахуллах, приводит этот хадис в “Ас-Сунан”. По мнению ханбалитского ученого Ибн Джаузи, рахимахуллах, – это ложный хадис.

Поэтому он включил его наряду с другими хадисами из “Ас-Сунан” Ибн Маджа в сборник ложных (мавду’) хадисов “Аль-Мавдуат”[2].

Однако известна излишняя строгость Ибн Джаузи, рахимахуллах, в его оценке достоверности тех или иных хадисов. Так, например, он относит к ложным сообщениям и некоторые достоверные хадисы[3].

Ниже мы процитируем небольшой отрывок из книги “Имам ибн Маджа и его книга “Ас-Сунан” большого диюбандийского алима-мухаддиса Мухаммада Абдур-Рашида ан-Ну’мани, рахимахуллах, который приводит слова великих мухаддисов, опровергающих мнение имама ибн Джаузи, рахимахуллах, по поводу ложности хадиса о саляту тасбих.

Шейх Абдур-Рашид Ну’мани, рахимахуллах[4], пишет: “Ибн Маджа приводит в разделе “Ма джаа фи саляти ат-тасбих” хадис с иснадом от Мусы ибн Убайды:

“Передал мне Саид ибн Аби Саид Мавля Аби Бакр ибн Амр ибн Хазм, [который передал] от Аби Рафия, который передал:

“Сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Аббасу: “Не одарю ли я тебя? И не принесу ли тебе большую пользу?… (Далее следует матн[5] xадисa, касающегося салята тасбих)”

Далее шейх Абдур-Рашид ан-Ну’мани, рахимахуллах, пишет:

“Ибн-Джаузи включил этот хадис в состав ложных сообщений в “Аль-Мавду’ат”[6]. Он пишет:

“Муса ибн Убайда – слабый передатчик. Яхья сказал: “[Он] cлабый передатчик”.

Имам ас-Суюты, рахимахуллах,  пишет [по этому поводу] в “Ат-Таккубат”[7]:

“Аль-Хафиз (Ибн Хаджар) сказал :

“Слова Ибн аль-Джаузи, что Муса ибн Убайда – причина слабости хадиса, не могут быть приняты. Ибо, поистине, этот передатчик не лжец, не говоря уже о наличии других хадисов (с другими иснадами), подтверждающих этот хадис”.

Далее шейх Абдур-Рашид ан-Ну’мани, рахимахуллах, пишет:

“Ибн Маджа приводит в разделе “Ма джаа фи саляти ат-тасбих” хадис с иснадом от Мусы ибн Абдуль-Азиза:

“Передал нам аль-Хакам ибн Абаан, [который передал] от Акрамы, [который передал] от Ибн Аббаса, который сказал:

“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Аббасу ибн аль-Мутталиб… (Далее следует матн хадиса о саляте тасбих)”.

Ибн Джаузи, рахимахуллах, пишет в “Аль-Мавдуаат”[8]:

“Этот хадис – ложный, ибо Муса ибн Абдуль-Азиз у нас неизвeстен (мадж’ууль)”.

Шейх ‘Абдур-Рашид ан-Ну’мани сказал:

“Этот хадис от Ибн Аббаса приводит в “Аль-Хисалю аль-Мукаффира” аль-Хафиз Ибн Хаджар, сообщая о его передатчиках следующее:

“Передатчики этого хадиса – хорошие. Например, на Акраму опирается аль-Бухари, аль-Хакам – садуук (правдивый передатчик), а по поводу Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза Ибн Ма’ин сказал: “Не вижу в нем слабости (т. е. Муса ибн ‘Абдуль-‘Азиз – надежный передатчик)”.

То же сказал и ан-Насаи. Иснад данного хадиса отвечает условиям хадиса-хасан (хорошего хадиса), который усиливают другие подобные сообщения. [Грубо ошибся] Ибн Джаузи, когда включил этот хадис в “Аль-Мавдуат”.

Его (Ибн Джаузи) слова: “В иснаде этого хадиса неизвестный передатчик Муса”, – ошибка, поскольку тому, кого назвали “сика”[9]  Ибн Ма’ин и ан-Насаи, никак не навредит то, что тот, кто пришел после этих двух имамов-мухаддисов, не знает степень этого передатчика. Так пишет ас-Суюты, рахимахуллах, в “Аль-Ля’лиу аль-маснуат”…”

[1] Тасбих-намаз. Состоит из четырех ракаатов. Можно совершить по два ракаата, можно и в четыре ракаата. После дуа сана’а (по шафиитскому мазхабу после “Ваджахту”) перед чтением суры Аль-Фатиха 15 раз читают тасбих: “Субханаллахи вальхамдулилляхи ва ля иляха илля Ллаху валлаху Акбар”. Затем читают суру «Аль-Фатиха» и после этого – 10 раз тасбих. Затем 10 раз тасбих в поясном поклоне (руку’) и 10 раз после выпрямления, по 10 раз в обоих земных поклонах и 10 раз между поклонами. Намерение: “Я намереваюсь совершить сунна намаз-тасбих ради Аллаха, Аллаху Акбар”. Итак, тасбих читается по 10 раз во всех положениях, кроме чтения перед сурой «Аль-Фатиха», где тасбих читают 15 раз. В результате формула-тасбих будет повторена в каждом ракаате по 75 раз, а всего в намазе-тасбих – 300 раз. 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (смысл): “Намаз-тасбих – величайший подарок Аллаха, и награда за этот намаз – прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, совершены они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае, хотя бы раз в жизни” (передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Байхаки).

[2] Шейх Ибн Джаузи включил в “Аль-Мавдуат” 34 хадиса из сборника “Сунан” Ибн Маджа.

[3] 3 хадиса “Сахих” имама Муслима.

[4] Сс. 201-202.

[5] Текст.

[6] 2-й том, сс. 143-145.

[7] С. 14.

[8] Том 2, сс. 143-145

[9] Надежный передатчик.

Похожие материалы