Основные книги по терминологии хадисов

1. Первым, кто написал отдельное сочинение по этой науке, обосновал её принципы и выделил основные положения был кади Абу Мухаммад аль-Хасан ар-Рамахурмузи (ум. 360 г. по хиджре). Его книга называется «Аль-Мухаддис аль-фасыль байна ар-рави валь вааи». Она дошла до наших дней и издана, однако автор не охватил все области этой науки.
2. «Маарифат улюм аль-хадис». Её автор – великий хадисовед имам Аль-Хаким Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла ан-Нейсабури (ум. 405 г. по хиджре). Однако, по словам Хафиза Ибн Хаджара, книга недостаточно систематизирована.
3. Ученик имама аль-Хакима аль-хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах аль-Асбахани (ум. 430 г. по хиджре) – автор «Хильят аль-Аулия» – написал «Мустахрадж» к книге своего учителя, восполнив некоторые пробелы.
4. Аль-Хафиз Аль-Хатыб Абу Бакр аль-Багдади (ум. 463 г. по хиджре) считается истинным основателем мусталах аль-хадис, благодаря своей книге «Аль-Кифаят фи ильм ар-риваят». Учёные говорят, что нет ни одной области наук о хадисе, по которой имам аль-Хатыб не написал бы отдельной книги. Большинство из них сохранилось и издано. Среди самых известных, помимо вышеупомянутой, также можно назвать «Аль-Джами ли-адаб аш-шейхи ва ас-самии», посвящённую адабам (этике) передачи хадисов.
5. «Аль-Ильмаа фи дабти ар-риваят ва такйиди ас-самии». Её автор – кади Ияд (ум. 544 г. по хиджре), великий учёный Ислама, толкователь «Сахих» Муслима. Несмотря на её небольшой объем, имам хафиз Ибн Хаджар в своем шархе на «Нухбат аль-фикар» выделяет её как книгу, достойную внимания.
6. «Ма ля ясау аль-мухаддис джахлюху» Абу Хафса Умара ибн Абдуль-Маджида аль-Маяниджи (ум. 580 г. по хиджре).
7. «Улюм аль-Хадис» (известная, как «Муккадимат Ибн ас-Салях»). Автор – аль-Хафиз Такиюддин Абу Амр Усман ибн ас-Салях Абдуррахман аш-Шахразури ад-Димашки (ум. 643 г. по хиджре). Наука мусталах аль-хадис делится на эпоху «до Ибн ас-Саляха» и «после Ибн ас-Саляха». Он преподавал науки хадиса в медресе аль-Ашрафия. Будучи большим факихом шафиитского мазхаба, он выстроил и систематизировал свою книгу по принципу книг по фикху, обобщив всё, что было сделано в науке мусталах аль-хадис до него. Дальнейшее развитие науки строится вокруг этой книги. Последующие учёные излагали её в стихах, сокращали, писали примечания.
8. Мухтасар этой книги сделал имам, хафиз, шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (ум. 676 г. по хиджре) и назвал его «Аль-Иршад иля ильм аль-иснад», которую тоже в свою очередь сократил, назвав «Ат-такриб ва ат-тайсир ли маарифати сунан аль-башир ан-назир».
9. Толкование на «Такриб» имама ан-Навави написал хафиз ас-Суюти (ум. 911 г. по хиджре) под названием «Тадриб ар-рави». Этот шарх является одной из вершин науки.
10. Имам, хафиз Зайнуддин Абу аль-Фадль Абдуррахим аль-Ираки (ум. 806 г. по хиджре) кратко изложил «Мукаддимат Ибн ас-Салях» в виде назма в 1000 строк (Альфия), как сам на это указал:
«Я сократил Ибн ас-Саляха,
Добавив знания, которые посчитал уместными».
Затем имам начал писать на «Альфию» объёмное толкование, но отказался от этой идеи и вместо него написал более краткий шарх под названием «Фатх аль-мугис», который закончил в 771 г. х.
11. Хафиз Шихабуддин Ахмад ибн Али Ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г. по хиджре) написал небольшой матн по мусталах аль-хадис под названием «Нухбат аль-фикар фи мусталах ахли асар», представляющий огромную ценность для изучающих эту науку. Затем он написал на него шарх «Нузхат ан-назар», также очень полезный.
12. Его ученик, хафиз Мухаммад ибн Абдуррахман Шамсуддин ас-Сахави (ум. 902 г. по хиджре) написал, по единогласному мнению, лучший шарх на «Альфию» имама аль-Ираки под названием «Фатх аль-Мугис». Эта книга наряду с «Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави» имама ас-Суюти является одной из лучших «больших» книг по науке мусталах аль-хадис.
13. Имам, хафиз Джалялуддин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти (ум. 911 г. по хиджре) помимо «Тадриба» известен другим сочинением по мусталах аль-хадис. Подобно имаму аль-Ираки, он также написал «Альфию» по этой науке. В наши дни она является одним из самых изучаемых матнов по терминологии хадисов.
14. «Аль-Манзумат аль-байкуния» имама Умара ибн Мухаммада ибн Футуха аль-Байкуни ад-Димашки аш-Шафии (ум. 1080 г. по хиджре). Он изложил в стихотворной форме всего в 34-х бейтах основы этой науки. На этот назм написано большое количество толкований.
15. Из важнейших можно упомянуть шарх хафиза Мухаммада ибн Абдуль-Баки ибн Юсуфа аз-Зуркани (ум. 1122 г. по хиджре).
16. Примечания к этому шарху (хашият) написал имам аль-Аджхури (ум. 1190 г. по хиджре). В современных изданиях шарх и хашият, как правило, печатаются вместе.
17. Из позднейших книг по терминологии хадисов шейх Абдуллах Сираджуддин выделяет книгу шейха Тахира аль-Джазаири ад-Димашки (ум. 1338 г. по хиджре) под названием «Тауджих ан-назар иля усуль аль-асар». В наши дни она доступна с великолепным тахкыком шейха Абу Гудды. Это издание просто необходимо для изучающего мусталах.
18. Также необходимо упомянуть еще одну книгу, изданную шейхом Абу Гуддой, – «Дафр аль-амани», шарх на «Мухтасар» Шарифа Джурджани, который представляет собой сокращение «Мукаддима Ибн ас-Салях».
Да воздаст Аллах благом всем упомянутым здесь учёным!

 

Похожие материалы