Фетва о дозволенности тавассуля и истигасы

Имам, шейх уль-Ислам, Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 гг. по хиджре) пишет в своей книге «Аль-Джавхар аль-Муназзам»[1]:

«Из заблуждений Ибн Таймийи, которое не высказывал ни один ученый до него и которое привело к расколу среди мусульман, – это его отрицание дозволенности посредничества (тавассуль) и просьбы о помощи (истигаса) посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. На самом деле, всё не так, как объявил Ибн Таймийя и ни один ученый до него так не считал. Напротив, тавассуль через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – это благое деяние, будь то до его создания или после этого, при его жизни или после его смерти. То, что указывает на стремление к тавассулю через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – это путь праведных предшественников, пророков, любимцев Аллаха и других. У слов Ибн Таймийи нет основы.

Передал аль-Хаким, посчитав достоверным, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Адам, мир ему, совершил ошибку, он обратился к Аллаху: «О, Господь мой, прости меня ради Мухаммада». Аллах ответил: «О, Адам, откуда ты знаешь о Мухаммаде, которого Я ещё не создал?». «О, Господь мой, после того, как Ты создал меня Своей Рукой и вдохнул в меня душу Своей Тайной, я поднял свою голову и увидел над Троном слова: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха». Так я узнал, что Ты бы не присоединил к Своему Имени никого, кроме самого любимого Твоего создания». Аллах сказал: «О Адам, Я простил тебя ради него. Если бы не Мухаммад, Я бы не создал тебя».

Слова «ради него» указывает на степень Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его положение перед Всевышним Аллахом, или право превосходство над творениями, которым Аллах одарил его, или право Мухаммада по отношению ко Всевышнему, по Своей милости. Как передаётся в достоверном хадисе: «Он сказал: «И каково право рабов Аллаха по отношению к Всевышнему?». Это не означает, что есть что-то обязательное для Аллаха, так как для Аллаха нет обязательного.

Просьба посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует – это не просьба, обращенная к нему, приводящая к многобожию. Это просьба – по сути мольба, обращённая к Самому Аллаху посредством человека, который занимает перед Ним почётное место, наделён Им высокой степенью, положением и достоинством. Достоинством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является то, что, когда кто-либо просит посредством Пророка, Аллах не отказывает ему в просьбе. Достаточно унижения тому, кто отрицает это, что он лишён этого.

О допустимости тавассуля при его жизни говорит хадис, переданный ан-Насаи и ат-Тирмизи, посчитавший его достоверным: «Слепой человек пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует и попросил: «Обратись к Аллаху, чтобы Он исцелил меня». Пророк ответил: «Если ты желаешь, я совершу мольбу за тебя, а если пожелаешь проявить терпение – то это лучше для тебя». Слепой сказал: «Соверши мольбу». А в другой версии слепой говорит: «У меня нет поводыря, и мне тяжело». И тогда Пророк, мир ему и благословение, повелел ему совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, я прошу тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, Пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к своему Господу, чтобы Он исполнил мою нужду. О Аллах, сделай его моим заступником». Имам аль-Байхаки также назвал этот хадис достоверным и добавил: «Он встал, будучи прозревшим». В другом риваяте говорится: «О Аллах, сделай его заступником за меня и одари меня заступничеством за себя самого».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его этому, и не обратился за него с мольбой, так как хотел, чтобы слепой сам обратился и, ощущая потребность, смиренность и нужду, обратился посредством Пророка к Всевышнему и достиг желаемого. Это достигается как при его жизни, так и после его смерти.

Поэтому праведные предшественники после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, использовали такой способ мольбы для достижения своих целей. Усман ибн Хунайф, да будет доволен им Аллах, научил этому того, кто хотел обратиться с нуждой к Усману ибн Аффану, когда тот был правителем, так как ему было трудно решить свою нужду. Ат-Табарани и аль-Байхаки передали это. Ат-Табарани передал с хорошей цепочкой передатчиков, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул в своём дуа: «Ради Твоего Пророка и Пророков, бывших до меня».

Нет разницы между посредничеством (тавассуль), просьбой о помощи (истигаса), испрашиванием заступничества (ташаффу`) и обращением (таваджджухом) через него, мир ему и благословение Аллаха, через других пророков и через любимцев Аллаха (авлия). Так говорит Такиюддин ас-Субки. Даже если и запретил это Ибн Абдуссалям, но то, что передают от ас-Субки, это то, что этот запрет касался посредничества не через нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Посредничество через деяния[2] дозволено, несмотря на то, что деяния ограничены временем (то есть у них есть начало и конец), а посредничество через пророков и праведников более предпочтительнее. Так как, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибег к посредничеству через Аббаса, да будет доволен им Аллах, для того, чтобы испросить дождя, и Аббас, да будет доволен им Аллах, не выразил порицание. Мудрость обращения Умара ибн аль-Хаттаб через Аббаса, да будет доволен им Аллах, а не посредством Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его могилы, заключается в проявлении скромности и возвышении семейства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Совершая посредничество через Аббаса, Умар, да будет доволен им Аллах в действительности совершил посредничество через Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Выражения «посредничество» (тавассуль) и «просьба о помощи» (истигаса) не подразумевают, что тот, кто просит о помощи, по статусу выше того, чьей помощи он просит. Ведь слово «таваджджух» производное слова «джах», которое означает «высокое положение». Обращаются посредством обладателя почёта к тому, кто выше почётом. Истигаса – это просьба о помощи. Просящий обращается за помощью к кому-то, чтобы посредством него получить помощь у другого, вместе с тем, что другой превыше. Итак, обращение за помощью (таваджджух) и просьба о помощи (истигаса) посредством Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или посредством других для мусульман, есть не что иное, как обращение к Аллаху. Ни к чему другому мусульмане не стремятся. Тот, кто этого не понимает, пусть плачет по самому себе. Мы просим у Аллаха благополучия.

В действительности, Тот, у кого просят – это Всевышний Аллах, а Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – посредник между Ним и тем, кто молит о помощи. Помощь испрашивается у Всевышнего Аллаха. Всевышний творит помощь. Помощь Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, исходит в виде причинности (сабаб) и приобретения (касб).

Этому не противоречат слова Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Встаньте, попросим Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сохранить нас от этого лицемера». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не взывают о помощи ко мне, а взывают к Аллаху», так как в цепочке этого хадиса Ибн Люхай`ат. Разговор учёных об этом хадисе известен. И даже если представить, что этот хадис достоверен, то он относится к положению аята: «Не ты бросил, а Аллах бросил» (сура «аль-Анфаль», 8:17), и слова «Не я вас нес, а Аллах вас нес». То есть: хоть просят посредством меня, на самом же деле просят у Всевышнего. В Сунне часто встречается объяснение сути этого. В Коране упоминается связь между деяниями и рабами. Например слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Никто не войдет в Рай только благодаря своим деяниям» (Муслим), наряду с аятом: «Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали». (сура «ан-Нахль», 16:32).

В общем, слово «истигаса» применяется к тому, кого просят, даже, если это исходит в виде причинности (сабаб) и приобретения (касб). Это известный факт, без сомнений, будь это в языке или в Шариате. Особенно это понятно из хадиса о заступничестве в День Суда, упомянутого в сборнике аль-Бухари: «Оказавшись в таком состоянии, они обратились за помощью к Адаму, мир ему, Мусе, мир ему, затем к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует».

Тавассуль через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иногда может означать просьбу у него сделать дуа, так как, он жив и знает о проблеме просящего. В большом достоверном хадисе сказано: «Во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, люди стали страдать от засухи. Один человек пришёл на могилу Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и произнёс: «О Посланник Аллаха, проси о дожде для твоей уммы, поистине, она погибает». Затем этот человек заснул, и Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, явился к нему во сне и сказал, что дождь пойдёт. Так и произошло. Далее он сказал: «Иди к Умару, и передай ему мой салам, и скажи, что дождь прольётся. И скажи ему: «Тебе надлежит быть мягче». Так как Умар, да будет доволен им Аллах, был строгим по отношению к вопросам религии. После рассказа человека, Умар, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: «О, мой Господь, я не жалею сил, кроме того, что не в моих силах!». В другой версии говорится о том, что этот сон увидел сподвижник Билал ибн Харис аль-Музани, да будет доволен им Аллах.

Становится очевидным, что при нужде допускается просить у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сделать дуа [к Аллаху за себя], также как при его жизни, так как он знает о нужде просящего, на что указывают хадисы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, может послужить причиной исполнения нужд, попросив сам или став заступником перед Всевышним. Посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обращались в любых ситуациях, до его появления в этом мире, при его жизни и после смерти. А также в День Великого стояния, где он станет заступником. В этом есть единогласное мнение учёных (иджма’) и многочисленные передачи [подтверждают это].

Достоверно от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний внушил Исе, мир ему: О, Иса! Уверуй в Мухаммада и повелевай тем, кого ты застанешь из его уммы, чтобы и они уверовали в него. Если бы не Мухаммад, я бы не создал Адама, если бы не Мухаммад, я не создал Рай и Ад. Я создал Арш (Трон) на воде, он заколебался, Я написал на нём – ля иляха илляЛлах – и он успокоился». Как же не просить заступничества и не совершать посредничества через того, кто занимает такое высокое положение, великую степень возле его Господа, Дарующего ему, что пожелает и что надлежит ему».

 

[1] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Джавхар аль-муназзам фи зиярат аль-кабр аль-мукаррам», 171-176; Бейрут: Даруль Хави: 1427/2007.

[2] О котором сказано в достоверном хадисе о пещере.

Похожие материалы