Фетва об истигасе

Имам Шамсуддин ар-Рамли (919-1044 гг.х), собрал шариатские решения (фетвы) своего отца, великого шафиитского факиха, имама Шихабуддина ар-Рамли (ум. 957 г.х) в книге «Фатава ар-Рамли».

В книге сказано, что имама спросили:

 وفي فتاوى شمس الدين الرملي ما نصه ( سُئِلَ ) عَمَّا يَقَعُ مِنْ الْعَامَّةِ مِنْ قَوْلِهِمْ عِنْدَ الشَّدَائِدِ يَا شَيْخُ فُلَانٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَنَحْوِ ذَلِكَ مِنْ الِاسْتِغَاثَةِ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ فَهَلْ ذَلِكَ جَائِزٌ أَمْ لَا وَهَلْ لِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَالْمَشَايِخِ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ وَمَاذَا يُرَجِّحُ ذَلِكَ ؟  

«Разрешено ли то, что имеет место среди народа – когда кто-то в затруднительном положении говорит: «О, шейх такой-то» и «О, Посланник Аллаха» и тому подобное, прибегая к помощи (истигаса) посредством пророков и любимцев Аллаха, учёных и праведников? Обладают ли посланники, пророки, любимцы Аллаха, праведники и шейхи способностью помогать другим после смерти и если да, то, что подтверждает это мнение?».

Имам Шихабуддин ар-Рамли ответил следующее:

 فَأَجَابَ بِأَنَّ الِاسْتِغَاثَةَ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ جَائِزَةٌ وَلِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ ؛ لِأَنَّ مُعْجِزَةَ الْأَنْبِيَاءِ وَكَرَامَاتِ الْأَوْلِيَاءِ لَا تَنْقَطِعُ بِمَوْتِهِمْ . أَمَّا الْأَنْبِيَاءُ فَلِأَنَّهُمْ أَحْيَاءٌ فِي قُبُورِهِمْ يُصَلُّونَ وَيَحُجُّونَ كَمَا وَرَدَتْ بِهِ الْأَخْبَارُ وَتَكُونُ الْإِغَاثَةُ مِنْهُمْ مُعْجِزَةً لَهُمْ . وَالشُّهَدَاءُ أَيْضًا أَحْيَاءٌ شُوهِدُوا نَهَارًا جِهَارًا يُقَاتِلُونَ الْكُفَّارَ . وَأَمَّا الْأَوْلِيَاءُ فَهِيَ كَرَامَةٌ لَهُمْ فَإِنَّ أَهْلَ الْحَقِّ عَلَى أَنَّهُ يَقَعُ مِنْ الْأَوْلِيَاءِ بِقَصْدٍ وَبِغَيْرِ قَصْدٍ أُمُورٌ خَارِقَةٌ لِلْعَادَةِ يُجْرِيهَا اللَّهُ تَعَالَى بِسَبَبِهِمْ وَالدَّلِيلُ عَلَى جَوَازِهَا أَنَّهَا أُمُورٌ مُمْكِنَةٌ لَا يَلْزَمُ مِنْ جَوَازِ وُقُوعِهَا مُحَالٌ وَكُلُّ مَا هَذَا شَأْنُهُ فَهُوَ جَائِزُ الْوُقُوعِ وَعَلَى الْوُقُوعِ قِصَّةُ مَرْيَمَ وَرِزْقُهَا الْآتِي مِنْ عِنْدِ اللَّهِ عَلَى مَا نَطَقَ بِهِ التَّنْزِيلُ وَقِصَّةُ أَبِي بَكْرٍ ، وَأَضْيَافِهِ كَمَا فِي الصَّحِيحِ وَجَرَيَانُ النِّيلِ بِكِتَابِ عُمَرَ وَرُؤْيَتُهُ وَهُوَ عَلَى الْمِنْبَرِ بِالْمَدِينَةِ جَيْشَهُ بِنَهَاوَنْدَ حَتَّى قَالَ لِأَمِيرِ الْجَيْشِ يَا سَارِيَةَ الْجَبَلَ مُحَذِّرًا لَهُ مِنْ وَرَاءِ الْجَبَلِ لِكَمِينِ الْعَدُوِّ هُنَاكَ ، وَسَمَاعُ سَارِيَةَ كَلَامَهُ وَبَيْنَهُمَا مَسَافَةُ شَهْرَيْنِ ، وَشُرْبُ خَالِدٍ السُّمَّ مِنْ غَيْرِ تَضَرُّرٍ بِهِ . وَقَدْ جَرَتْ خَوَارِقُ عَلَى أَيْدِي الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ وَمَنْ بَعْدَهُمْ لَا يُمْكِنُ إنْكَارُهَا لِتَوَاتُرِ مَجْمُوعِهَا ، وَبِالْجُمْلَةِ مَا جَازَ أَنْ يَكُونَ مُعْجِزَةً لِنَبِيٍّ جَازَ أَنْ يَكُونَ كَرَامَةً لِوَلِيٍّ لَا فَارِقَ بَيْنَهُمَا إلَّا التَّحَدِّي 

«Прибегать к помощи (истигаса) пророков и посланников, любимцев Аллаха, учёных и праведников дозволено. Посланники, пророки и любимцы Аллаха имеют способность помогать и после смерти, так как чудеса пророков и любимцев Аллаха не прекращаются с их смертью. Что же касается пророков, они живы в своих могилах, совершая молитвы и исполняя хадж, как об этом передано в сообщениях (риваят). Таким образом, помощь от них является их чудом. Шахиды также живы, их даже видели, когда они уже после своей смерти появлялись и убивали безбожников. Что касается любимцев Аллаха, то такая помощь является их караматом (чудеса). Люди истины верят в то, что эти чудеса – или то, что нарушает привычный порядок реальности – имеют место со стороны любимцев Аллаха (авиля), как намеренно, так и без их намерения сделать это, и Всевышний Аллах являет нам эти чудеса через них. Доводом в пользу этого является то, что эти чудеса возможны с точки зрения разума и допустимость их проявления не делает обязательным нечто невозможное. Следовательно, всё, что находится в этих границах, возможно. Примером проявления таких чудес является история Марьям, мир ей, и того, как до неё доходил её удел, как это описано в Коране. И также история Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и его гостей, как об этом сказано в «Сахих». Также примером является случай с халифом Умаром, да будет доволен им Аллах, и рекой Нил, и ещё один случай с участием Умара, да будет доволен им Аллах, когда он, находясь в Медине и читая проповедь с минбара, увидел, что войско мусульман вот-вот подвергнется неожиданной атаке. В этот момент он крикнул «О, Сарийа, к горе!», имея в виду, что враг находится за горой. И Сарийа услышал голос Умара, да будет доволен им Аллах, несмотря на то, что между ними было два месяца пешего пути. Также Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, выпил яд, и это ему не повредило. То, что не вписывается в рамки законов повседневной реальности – исходило от сподвижников, табиинов и табиу-табиинов. И невозможно отрицать эти чудеса из-за того, что сообщения о них – если собрать их воедино – достигли степени «таватур[1]». Таким образом, то из упомянутого, что может исходить от кого-либо из пророков, является му’джизат. Таковое же, исходящее от любимцев Аллаха, является караматом. И нет разницы между этими чудесами, кроме как в источнике вызова»[2]. («Фатава ар-Рамли», стр. 733; Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмия: 1424/2004)

[1] Таватур – самая высокая степень достоверности хадиса. Хадис переданный от большого количества людей к большому количеству, сговор во лжи которых невозможен.

[2] Это означает, что нет между этими чудесами разницы, кроме того факта, что му’джиза являлась ответом на тахадди – вызов мушриков, которые называли какого-либо пророка лжецом.

Похожие материалы