Имам Абу Бакр аль-Исмаили и наука калам

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби (468- 543 гг. х.) в книге «Аль-‘Авасым мин аль-кавасым», а также имам аш-Шатыби (ум. 790 г. х.) в книге «аль-И’тисам» приводят следующую историю, связанную с хафизом Абу Бакром аль-Исмаили (277-371 гг.х):
 
قال الإمام أبو بكر أحمد بن إبراهيم الإسماعيلي الحافظ الجرجاني : كنت أبغض الناس فيمن يقرأ علم الكلام فدخلت يوما إلى الري ودخلت جامعها أول دخولي واستقبلت سارية أركع عندها وإذا بجواري رجلان يتذاكران علم الكلام فتطيرت بهما، وقلت: أول ما دخلت هذا البلد سمعت فيه ما أكره ،وجعلت أخفف الصلاة حتى أبعد عنهما فعلق بي من قولهما:” إن هؤلاء الباطنية أسخف خلق الله عقولا وينبغي للنحرير أن لا يتكلف لهم دليلا ولكن يطالبهم بلمَ فلا قبل لهم بها ولا معدل معهم عنها
وسلمت مسرعا
 
«Имам хафиз Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили аль-Джурджани сказал: «Я был из числа людей, ненавидящих науку калам. Однажды, когда я впервые зашёл в мечеть города Рей (совр. Иран) и приступил к молитве, возле меня находились двое мужчин, обсуждавших науку калам. Я посчитал это плохим признаком и подумал, что стоило мне только зайти в этот город, как я услышал то, что так не люблю. Поэтому я решил поскорее завершить свою молитву, чтобы уйти от них, но тут услышал обрывок их разговора: «Эти батыниты самые глупые создания, и не стоит учёным утруждать себя доводами против них, а нужно просто спросить их «Почему?», на что они не смогут ответить так же, как и уйти от вопроса». После этого я завершил молитву.
 
و شاء الله بعد ذلك أن كشف رجل من الإسماعيلية القناع في الإلحاد وجعل يكاتب وشمكير الأمير يدعوه إليه ويقول له: إني لا أقبل دين محمد إلا بالمعجزة فإن أظهرتموها رجعنا إليكم وانجرت الحال إلى أن اختاروا منهم رجلا جلدا له دهاء ومُنَّة ( أي قوة ) فورد على وشمكير رسولا فقال له: إنك أمير ومن شأن الأمراء والملوك أن تتخصص عن العوام ولا تقلد أحدا في عقيدتها وإنما حقهم أن يفصحوا عن البراهين
 
Вскоре, по Воле Аллаха, один из исмаилитов сбросил свою маску и написал правителю Вушамкиру: «Поистине, я не приму религию Мухаммада, пока не увижу чудо. И мы вернёмся к вам, только когда вы его нам покажете».
Дело дошло до того, что они выбрали из своих рядов крепкого мужчину, обладавшего к тому же смекалкой, который пришёл в качестве делегата к Вушамкиру и сказал: «Ты – правитель, а особенностью правителей является то, что они должны отличаться от простолюдинов и ни за кем не следовать слепо в своих убеждениях, а также уметь красноречиво излагать доказательства».
 
فقال وشمكير: أختار رجلا من أهل مملكتي ولا أنتدب للمناظرة بنفسي فيناظرك بين يدي.
فقال له الملحد: اخترت أبا بكر الإسماعيلي لعلمه بأنه ليس من أهل علم التوحيد وإنما كان إماما في الحديث .ولكن كان وشمكير يعتقد أنه أعلم أهل الأرض بأنواع العلوم  .فقال وشمكير: ذلك مرادي فإنه رجل جيد.
Тогда Вушамкир сказал: «Я выберу человека из своей страны, а не буду дискутировать сам, но диспут будет проходить в моем присутствии».

Тогда безбожник сказал: «Ты выбрал Абу Бакра аль-Исмаили за его знания, тогда как он не учёный в науке Единобожия, а имам в хадисе». Но Вушамкир был уверен, что он самый знающий на земле во многих науках, и сказал: «Я так хочу, ибо он достойный человек». 

فأرسل إلى أبي بكر الإسماعيلي بجرجان ليرحل إليه إلى غزنة حتي يناظر الإسماعيلي لما كان يسمع من ذكره و إمامته في الحديث و الملك بعاميته يعتقد أنه قائم علي كل علم و أنه ليس فوقه أحد، ولا وراءه مطلب.
 
Тогда правитель послал к Абу Бакру аль-Исмаили в Джурджан, чтобы он прибыл в город Газни (совр. Афганистан), ибо он слышал о его познаниях в хадисе и по простоте своей полагал, что тот является знатоком всех наук, и нет никого выше него.
 
فلم يبق من العلماء أحد إلا يئس من الدين وقال:”سيبهت الإسماعيليُ الكافرُ مذهبا الإسماعيليَ الحافظَ نسبا ” ولم يمكنهم أن يقولوا للملك: “إنه لا علم عنده بذلك” لئلا يتهمهم بالحسد فلجأوا إلى الله أن ينصر دينه وعولوا عليه
 
Тогда не осталось ни одного из ученых, кто бы не отчаялся и не сказал: «Исмаилит одолеет аль-Исмаили». Но они не могли сказать правителю, что аль-Исмаили не обладает необходимыми знаниями, так как он мог подумать, что они ему завидуют. Поэтому им оставалось лишь положиться на Аллаха, чтобы Он помог Своей религии.
 
قال الإسماعيلي الحافظ: فلما جاءني البريد وأخذت في المسير وتدانت لي الدار قلت: إنا لله و كيف أناظر فيما لا أدري؟ هل أتبرأ عند الملك وأرشده إلى من يحسن الجدل ويعلم حجج الله في خلقه على صحة دينه؟ و ندمت على ما سلف من عمري إذا لم أنظر في شيء من علم الكلام ثم أذكرني الله ما كنت سمعته من الرجلين بجامع الري فقويت نفسي وعولت على أن أجعل ذلك عمدتي.
 
Аль-Исмаили продолжает: «Когда же гонец прибыл, я отправился в путь. Приблизившись к месту назначения, я подумал: «О Аллах, как же я буду спорить о том, в чем не разбираюсь? Может мне отказаться это этого перед правителем и указать ему на человека, более способного в участии в диспутах и знающего доказательства истинности религии?». В тот момент я пожалел, что до этого не уделял внимания науке калам. Но вдруг Аллах помог мне, и я вспомнил услышанное от тех двоих мужчин в мечети города Рей. Тогда я обрёл уверенность и положился на это в качестве своего довода.
 
وبلغت البلد فتلقاني الملك ثم جمع الخلق وحضر الإسماعيلي المذهب مع الإسماعيلي النسب .وقال الملك للإسماعيلي الباطني: أذكر قولك يسمعه الإمام .فلما أخذ في ذكره واستوفاه ،قال له الإسماعيلي الحافظ: لم؟فلما سمعها الملحد قال: هذا إمام قد عرف مقالتي فبهت.
قال الحافظ الإسماعيلي: فخرجت من ذلك الوقت و أمرت بقراءة علم الكلام وتحققت أنه عمدة من عمد الإسلام اهـ
 
Когда я прибыл, правитель встретил меня и собрал народ. Так сошлись в диспуте исмаилит и Аль-Исмаили. Правитель сказал исмаилиту-батыниту: «Приведи свои доводы». Когда же он закончил говорить, Хафиз Аль-Исмаили сказал ему: «Почему?». Услышав это, безбожник сказал: «Это имам, он знал мои слова и застал меня врасплох».
Тогда Хафиз Аль-Исмаили сказал: «После того как я ушел из собрания, я дал распоряжение обучать науке калам, так как убедился, что она является опорой Ислама».
Похожие материалы