Шесть основ. Кого можно считать ашаритом

Один из методов критики мазхаба ашаритов со стороны его врагов – это попытка поставить под сомнение принадлежность к мазхабу ашаритов некоторых великих ученых Ислама, как Шейх-уль-Ислам ан-Навави или правитель верующих в области хадиса Ибн Хаджара аль-Аскаляни, приводя их мнения по вопросу о «первом ваджибе» или обязанности знать доводы каляма для каждого мукалляфа.

Метод такой «критики» прост: привести какое-то мнение известных ученых в частных вопросах, а потом говорить: «Вот, этот великий ученый противоречит ашаритам в этом вопросе, поэтому нельзя его называть ашаритом, ведь он согласен с ашаритам только в части вопросов». Одним из сильнейших доводов против сектантов был и остается тот факт, что величайшие ученые Ислама были ашаритами, и поэтому они прилагают все усилия, чтобы опровергнуть этот факт.

Для понимания ложности подобных «доказательств», нужно уяснить следующее: любой мазхаб имеет основы, отрицание хотя бы одной из которых выводит человека из числа последователей данного течения, при этом есть вопросы второстепенные, по которым существуют разногласия внутри мазхаба, и высказывание мнения отличного от мнения большинства по этим вопросам не выводит человека за рамки мазхаба.

В данной заметке мы попытаемся перечислить основы, которые делают ашарита ашаритом, указывая после каждой основы тех, кто противоречит ашаритам в ней. Отрицание хотя бы одной из этих основ автоматически выводит человека из ашаритского мазхаба.

Шесть основ и их разъяснение

 

1) Аллах существует вне времени и пространства, не занимает места, не является местом, не ограничен никаким видом направлений или ограничений.

Эта основа отврегает убеждения всех видов сект, уподобляющих Аллаха (мушаббиха) и описывающих Его телесностью (муджассима). И не имеет значения, утверждают ли они направления подобные творению, либо направления неизвестные творению, либо место и ограничения «подобающие величию Аллаха». Также эта основа отвергает мазхаб «вахдатуль-вуджуд», последователи которого исповедуют сущностную вездесущость Аллаха, что выражается в утверждении: «Аллах везде сущностно».

Полезное примечание. Если мы встречаем выражение «Аллах везде» без добавления слов «сущностью», то такие слова можно понять, как «везде знанием» или «везде правлением». Тем не менее, следует избегать подобных выражений, потому что Ахлю-Сунна говорят: «Аллах существует вне места и направления», а «везде» — это место и направление.

Также следует разделять между убеждениями «вахдатуль-вуджуд» и «хулюль». «Вахдат» заключается в убеждении, что реально существует только Аллах, а остальные существующие не имеют объективную природу и подобны теням и отражениям, а убеждение «хулюль» говорит о слиянии «божественного с тварным». Оба эти отклонения являются неверием (куфр) в основе.

2) Аллах описан величественными качествами совершенства, которые не имеют ограничений в своем совершенстве и количестве. Эти атрибуты не являются самой сущностью, но и вне сущности также не существуют, а как они существуют в Аллахе мы не знаем, ибо суть сущности и атрибутов Аллаха не познаваема. Также качества Творца небес и земли неизменяемы.

Этой основой отвергается мазхаб мутазилитов, а также мазхаб вуджудитов, заключающийся в том, что качество и сама сущность — это одно и то же, то есть атрибут Знание означает, что Аллах знающий, и в этом нет утверждения качества «знания», а иначе (как они считают) это будет утверждением существования нескольких предвечных, то есть предвечный Аллах, предвечное знание, предвечная сила и т. д.

Если принять, что Знание — это Знающий, а Сила — это Всемогущий, то получается, что Знание и Сила одно и тоже, а из этого вытекает опустошение атрибутов (та’тыль).

Мазхаб опустошения атрибутов, согласно Ахлю-Сунна, заключается в отрицании самого факта наличия у Аллаха предвечных атрибутов, как Сила, Знание, Воля, Жизнь, Речь и т. д., как это делали мутазилиты, а в утверждении, что смысл «йад» неизвестен нам, нет аннулирования атрибутов, потому что незнание смысла не означает отсутствие самого атрибута.

А согласно муджассима, опустошение атрибутов — это утверждение их нетелесной природы, потому что муджассим считает, что существовать могут только тела и только в пространстве и направлении. Когда ахлю-Сунна говорят, что Аллах не является телом, не занимает пространство, не имеет направления, для муджассима это означает утверждение абстракции, которая не может существовать в объективной реальности, так как все нетелесное и нематериальное не может существовать, поэтому вероубеждение абсолютного бесподобия Аллаха для них означает опустошение, и (согласно их утверждению) Бог, которому поклоняются ашариты, — это «Небытие» (аль-`Адам).

Также основа неизменяемости атрибутов отвергает мазхаб Ибн Таймийи, который считал, что атрибуты Аллаха изменяются. Примером этому является его убежденность, что воля Аллаха — это не единый предвечный и неизменяемый атрибут, а непрерывная цепочка «воль», каждая из которых имеет начало и конец. Вероубеждение же ахлю-Сунна заключается в том, что ни сущность Аллаха, ни Его качества неизменны, потому что абсолютное совершенство неизменно.

Одним из примеров лжи, активно возводимой на ашаритов, является утверждение, что ашариты, якобы, относят к Аллаху только 7, 8, 11, 13 или 20 атрибутов, а все остальные они отрицают. И как довод на это приводятся ашаритские труды, в которых эти атрибуты перечисляются, но никто так и не смог привести ясные слова ашаритов, что «Аллах описан только этими атрибутами, и ничем, кроме эти атрибутов, Аллах не описан». Смысл же выделения определенного количества атрибутов в том, что, если мукалляф не знает чего-то из этих атрибутов, либо сомневается в их обязательности, он не знает своего Господа.

Совершенство Аллаха бесконечно, а атрибуты — это описание совершенства Господа, поэтому они бесконечны, но мукалляф не может быть обязан познать бесконечное, либо все описания, пришедшие в Коране и Сунне, поэтому ученые по каляму выделили ряд атрибутов, которые заключают в себе основные смыслы всех других атрибутов.

3) Нет шариатского решения (хукм), кроме как от Аллаха. Все повеления и запреты могут исходить только от Единого Творца небес и земли, а у творений нет права запрещать или приказывать что-то друг другу (т. е. обязывать друг друга следовать чему-либо).

Эта основа отвергает все формы секуляризма, как разделение религии на то, что относится к поклонению, и то, что относится к правлению, наказанию и другим социально-политическим аспектам, которые выводятся из аспектов «религии», и в которой утверждается право человека на основе своих умозаключений устанавливать решения в виде запретов и повелений.

Если человек относит себя к демократам, либералам, социалистами или другим идеологиям, то нельзя спешить с обвинением в неверии такого человека, потому что человек может не знать, что означают эти понятия, либо вкладывать в них свой собственный смысл, как это часто бывает. Например, некоторые простолюдины из числа мусульман в «коммунизм» вкладывают идею социальной справедливости, а не идеологию «борьбы классов», «диктатуры пролетариата» и «научного материализма». Так же люди, называющие себя «демократами», часто имеют в виду под этим абстрактные понятия свободы или уважения к личности, а не убеждения, что общество и народ имеют право устанавливать и придумывать законы, на основе которых общество будет жить и развиваться.

4) Всевышний описан атрибутом Речь, и Его Речь не является звуками и буквами, не имеет начала и конца, но не является действием, которое не имеет начало и конец.

Эта основа отвергает мазхаб мутазилитов, которые считали, что речь — это действие, выражающееся в сотворенных буквах и звуках вне сущности Аллаха. Они исходили из того, что речь у человека представляет собой звуки и буквы и является действием, и поэтому Сущность Аллаха не может описываться речью. 
Но они ошиблись в изначальном понимании атрибута «речь», потому что смысл речи, свойственный человеку, они отнесли к Аллаху и стали его отрицать.

У мазхаба мутазилитов и муджассима есть схожая основа: в отрицании или утверждении божественных атрибутов они опираются на смыслы творений. И мутазилиты, и муджассима едины в том, что речь может быть только звуками и буквами, также они едины в том, что если что-то можно увидеть, то оно обязательно должно быть телом, но они расходятся в выводах из этих смыслов: мутазилиты отвергают речь как описание сущности Аллаха, и отвергают видение, потому что из этого будет вытекать подобие творениям, а муджассима утверждают все эти тварные смыслы, но некоторые из них добавляют «как это подобает величию Аллаха».

5) Аллах сотворил все творения и их действия, а у человека лишь приобретение (кясб) действий.

Предопределение является тайной, скрытой от людей, но есть ряд основ, которые мы должны утверждать: лишь Аллах является творцом, и никто из творений не разделяет вместе с Аллахом ни в какой области это описание. Под «творением» подразумевается создание того, чего до этого не существовало, и на это способен только Всевышний Аллах, а у человека есть возможность выбора (ихтияр) и приобретения (кясб) действий, сотворенных Всевышний Аллахом.

Эта основа является серединой между отнесением акта творения своих действий к человеку, что является мазхабом кадаритов, и полным отрицанием выбора и ответственности человека за свои решения, что является мазхабом джаббаритов.

6) Всё, кроме Аллаха и Его атрибутов, является появившимся после своего несуществования, а значит является сотворенными.

Это одна из ключевых основ, по которой Ахлю-Сунна расходятся с теймитами. Ахлю-Сунна считают, что любое изменение и появление после несуществования является сотворенными и нет между ними разницы, и, как следствие из этого правила, Сущность Аллаха и Его атрибуты не могут описываться качествами и признаками творений, потому что сходство в качествах и признаках означает схожесть сущности. Например, если Аллах и его творения имеют сходство в виде изменений, появления новых качеств, перемещений, нахождении в пространстве и т. п., то это означает сходство сущности, будто бы Аллах такой же, как Его творения, а невозможность этого очевидна.

Ибн Таймийя разделил изменения, которые происходят в Сущности Аллаха и вне Его Сущности. Первый вид изменений он считал несотворенными, а вторые — сотворенными. Однако у такого разделения нет основы ни в языке, ни в шариате. Поэтому «теймиты» не видят ничего плохого в утверждении в отношении Аллаха ограничений, направлений, движений и других качеств изменяемости, ведь это «изменения, подобающие величию Аллаха».

Ахлю-Сунна же считает, что Сущность Аллаха и Его атрибуты — это абсолютное совершенство, которое даже в разуме не может претерпевать изменяемость, потому что уже совершенное не может быть усовершенствовано, так как это предполагает наличие некоего недостатка в прошлом, ведь усовершенствование означает преодоление недостатка, а иначе на основе чего произошло это изменение?

Базовые убеждения ашаритской акыды заключены в этих шести основах, и, если какой-то ученый не разделяет эти шесть основ, он не является ашаритом, а если разделяет их все, то является, даже когда в других вопросах, как хукм мукаллида, «первый ваджиб», обязанность изучения науки калям, исповедует отличное от большинства ашаритов мнение.

Похожие материалы