Смысл шахады

Одним из фундаментальных положений современного секулярного мира является убеждение, что Богу все равно, во что мы верим и как мы в Него верим, главное — чтобы хорошими людьми были. Цель распространения этой идеи проста — нивелировать религиозные различия между людьми, чтобы они не мешали экономическим процессам обмена товаров. В результате в той части общества, которая еще признает, что Бог существует, популярна мысль, что воздаяние человек получит по делам и поступкам, а не по вере, вне зависимости от того, что человек исповедовал. Соответствует ли эта идея Откровению, с которым пришел наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует?

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Если кто не уверует в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили неверным Пламя»[1]

Имам аль-Байдави толкует этот аят: «Тот, кто не соединит в себе веру в Аллаха и Его Посланника, заслуживает вечного адского наказания за свое неверие».

Ведь в этом аяте не сказано: «Тот, кто не будет совершать праведных поступков»! Если человек уверует в Аллаха и Его Посланника искренне, а потом не будет совершать никаких благих дел: ни обязательных, ни желательных — и даже не будет отстраняться от запретного, он все равно заслуживает того, чтобы называться верующим. Безусловно, такой человек может быть наказан Всевышним Аллахом за грехи, но это наказание не будет вечным, если он умрет с правильной верой в сердце.

Так что же для нас является ключем, паролем для входа в двери вечной жизни? Это два свидетельства Ислама!

«Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — это Посланник Аллаха».

Слова «ля иляха илля Ллах» означают я произношу посредством языка (утверждаю), что поклонения достоин лишь Аллах, считаю так (то есть это часть вероисповедания) и убежден в этом в сердце. 

А слова «Мухаммад расулюЛлах» означают я произношу посред­ством языка (утверждаю), что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха ко всем людям и джиннам, считаю так (то есть это часть вероисповедания) и убежден в этом в сердце. 

Свидетельство означает именно утверждение и исповедование, потому что одного знания или признания смысла шахады недостаточно. Человек обязан считать смысл шахады частью своего убеждения и быть довольным им. Некоторые люди Писания времени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знали о его пророчестве, но не хотели его принимать как пророка и не были в сердце довольны тем, что он Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и они не считаются уверовавшими. 

Также мы должны верить в то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, правдив во всем и все положения религии, о которых он сообщает, и события будущего, о которых он рассказывает, — это непреложная истина.


Условия шахады (свидетельства)

Следствие шахады — любовь и возвеличивание Всевышнего Аллаха, а также уважение к нашему господину Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который был отправлен, чтобы вывести нас из мрака невежества к свету Единобожия, и преданность ему. Поэтому любая форма издевательства, подшучивания, высмеивания, скепсиса по отношению к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и любая другая форма отказа от любви и возвеличивания Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, выводит из Ислама, ведь такими действиями человек нарушает одно из условий шахады.

Некоторые мусульмане, следуя мерзкому обычаю неверных, позволяют себе рассказывать анекдоты про Всевышнего, пророка Адама, мир ему, и других пророков, пусть Аллах убережет нас от этого. Пусть эти люди знают, что они совершили неверие! И человек не должен связывать свою веру с чем-то или кем-то, или ограничивать ее. Например, нельзя говорить: «Я буду верующим день, год и так далее», — или: «Если я не выздоровлю, то стану неверным (кафир)», — или: «Если такой-то умрет, то я оставлю Ислам». Человек, который так считает, впадает в неверие сразу.

К условиям шахады относится необходимость считать, что каждый, до кого дошел призыв Ислама и кто отверг эти два свидетельства, является неверным и заслуживает вечного наказания. Из этого правила вытекает, что все религии, убеждения, идеологии, кроме Ислама, являются заблуждением и их нельзя исповедовать.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Подчиняйтесь Аллаху и Посланнику, а кто откажется, то Аллах не любит неверных»[2].

Имам аль-Байдави толкует этот аят: «Аллах не сказал: «…не доволен ими» [а сказал: «не любит неверных»], — чтобы указать, что отказ от подчинения Аллаху и Его Посланнику — это неверие, и здесь отрицается Его любовь к ним (к неверным), и Его любовь относится только к верующим».

Ибн Касир говорит: «Этот аят ясно выносит решение, что каждый, кто претендует на любовь Аллаха и не следует пути Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует — лжец». А также Ибн Касир говорит: «Этот аят указывает, что отказ от следования пути Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует — это неверие, и Аллах не любит тех, кто этим охарактеризован».

Мы должны знать, что проявление любви Всевышнего Аллаха к нам и признак ее — это наличие в нас веры в Него и в Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. 

Почему недостаточно веры только в одного Аллаха?

Потому что каждый будет верить в Аллаха так, как захочет сам, и будет поклоняться тому, что сам выдумал. Недостаточно утверждать, что поклоняешься Богу, нужно описывать того, кому ты поклоняешься качествами, достойными Создателя и Всемогущего Творца! Например, если один говорит, что его божество — это вечная тьма, а другой считает, что его божество — это вечный свет, то ясно, что они поклоняются разным, но одинаково ложным божествам! И один человек, согласно своим желаниям и страстям, скажет, что Бог ему разрешил какое-то действие, а другой — сообразно собственным представлениям — будет утверждать противоположное.

Поэтому мы нуждается в Божественном откровении через посланников, которые бы нам разъяснили, какими качествами описан наш Создатель и как именно ему поклоняться! Таким образом, вера в Бога без веры в посланника равносильна утверждению: «Я буду верить в Бога так, как мне удобно, а не так, как требует мой Бог».

Поэтому есть единогласное мнение всех правоведов (факих) Ислама, что все, кто выбрал какую-то другую религию, кроме Ислама, — неверные (кафир). И единогласно выносится решение о неверии того, кто сомневается в этом или отказывается иметь мнение по данному вопросу!

 

Важное правило

Каждый мусульманин обязан считать неверными всех, в отношении кого есть указание о неверии в Коране, Сунне и единогласии мусульман (иджма’). Если же человек не будет считать такие группы людей неверными, будет сомневаться в этом или откажется от ясной позиции в этом вопросе, он тоже впадает в неверие. Этот человек становится неверным потому, что таким образом отказывается принять часть Откровения — ту часть, в которой говорится о том, что все религии, кроме Ислама, — неверие (также сюда относятся отдельные течения, которые называют себя исламскими, но таковыми не являются, например, алявиты, исмаилиты). Отвергнувший часть откровения подобен отвергнувшему все откровение!


Такфир и толерантность

В наши дни некоторые востоковеды и явные исламофобы пытаются выставить Ислам «экстремистской» религией из-за того, что в ней утверждается, что тот, кто отказался выбрать Ислам в качестве религии, попадет в Ад. И в противовес «агрессивному» Исламу приводят «миролюбивое» христианство. Но пусть эти специалисты покажут нам, где христиане или иудеи в своих религиозных текстах говорят о том, что мусульмане войдут в Рай!  

Наоборот, книги людей Писания наполнены ненавистью и агрессией против мусульман, начиная с абсурдных обвинений мусульман в язычестве (например, что мусульмане якобы поклоняются какому-то идолу «Бафомету») и заканчивая «анафемой Богу Мухаммадову» и оскорблениями в адрес нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!

Где в книгах мусульман вы можете найти оскорбление в адрес Мусы (Моисея), мир ему, или Исы (Иисуса), мир ему, или в адрес Бога Мусы или Исы?! Более того, каждый, кто так подумает, сразу становится неверным!

Да, мы отвергаем божественную природу Исы, мир ему. Но ведь и часть христиан ее отвергала, и в какой-то период мнение ариан, которые считали, что у Исы, мир ему, лишь человеческая природа, было главенствующим среди христиан.

Мусульмане не должны бояться утверждать неверие всех, кроме мусульман, и в этом нет никакого экстремизма. Более того, это требование нашего Господа, а все остальное не имеет значения!

Наш господин, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, любой иудей или христианин, кто услышит обо мне из этой уммы, затем умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, то будет из обитателей огня!»[3].

Великий ученый, шейх уль Ислам, Имам ан-Навави сказал, комментируя этот хадис: «Что касается этого хадиса, то в нем имеется аннулирование всех религий посланием нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует «Кто услышит обо мне из этой уммы» т.е. из тех, кто находится в мое время и после, до Судного Дня, на них всех лежит обязанность войти в его подчинение. Упоминание иудея и христианина – это было как побуждение остальных, так как у иудеев и христиан была Книга. А когда это было сказано по отношению к ним, вместе с тем, что у них была Книга, то по отношению к остальным из тех, у кого нет Книги, более подобает. А Аллах лучше знает»[4].

Имам ан-Навави в своей книге «Равдат ат-Талибин» сказал: «Кто не считает неверным (кафир), исповедующего иную религию, кроме Ислама, как христиан, или сомневается в их неверии, или считает верным их путь – такой является неверным сам, даже если выявляет Ислам и убежден в нем (Исламе)».

Великий ученый Кади Ийад аль-Малики в своей книге «аш-Шифа» сказал: «Поэтому, мы считаем неверным того, кто исповедует иную религию, кроме религии мусульман, а также того, кто сомневается или считает верным их путь, даже если он выявляет при этом Ислам (считает себя мусульманином, но также считает и другие религии истинными)»[5].

Шейх Саид Фуда сказал в примечании к «Шарх Сугра Сугра» имама ас-Сануси: «Нельзя сомневаться в неверии иудеев и христиан, более того, в неверии всех, кто противоречит Исламу и не принимает его, подобно индусам и тем, кто не приемлет религию в целом, подобно отрицающим религии, коммунистам и секуляристам, все они являются неверными».

 

Произнесение шахады

Когда человек хочет принять Ислам, то от него требуется произнесение шахады (свидетельства), чтобы он считался верующим для окружающих мусульман.

Произнесение шахады на арабском языке не является условием ее действительности, поэтому человек может произнести на своем языке фразу, передающую смысл шахады.

Если человек родился в мусульманской семье, то для него не ставится условием произнесение шахады, чтобы он считался мусульманином. Но, если он ни разу в жизни не произнесет ее, он считается грешником. И он обязан в каждом намазе произносить шахаду в ташаххуде. Что касается маликитов, то, по их мнению, нужно произнести хотя бы раз в жизни шахаду с намерением обязательности, потому что, по их мнению, чтение ташаххуда в намазе желательно (суннат). 

[1] Сура «Аль-Фатх», аят 13.

[2] Сура «Али Имран», аят 32.

[3] «Сахих» Муслим.

[4] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим».

[5] «Аш-Шифа», 2/1071

Похожие материалы