Танвируль-Кулюб. Акыда. Урок 2. Классификация cифатов.

Сифаты Аллаха.

Сифат – это некое положение, утвержденное в отношении того, кого мы описываем.

Сущность Аллаха, Его сифатов, Его действий мы познать не можем. Но мы можем познать некоторые вещи, которые связаны с этим, которые нам Аллах сообщил. И так считают все ашариты.

Но, с другой стороны, то, что мы не можем познать Аллаха, уже свидетельствует, что это уже познание, как говорили великие суфии.

Знай, что сифаты делятся на 7 видов.

Отметим, что обычно ученые выделяют в книгах по 3 вида, но тем и полезна данная книга, что автор максимально собрал все сифаты. Это важный момент в ашаритской книге, поскольку есть люди, которые говорят, что ашариты верят в 7 сифатов или еще что-то. Все, чем Себя описал Аллах, ашариты признают. Другой момент, что человек не может выучить все сифаты, например, не может выучить все имена Аллаха. Но среди всех сифатов есть те, которые необходимо знать каждому мусульманину, например, что Аллах Всезнающий. И тот, кто сомневается в Знании Аллаха, – не мусульманин, потому что он не познал важный аспект в отношении Аллаха. И поэтому, если в ашаритских книгах автор указал на некоторое число сифатов, то это не значит, что перечень закончен, ведь там и не сказано, что это полный перечень. Там нет слов «только эти сифаты». Мы знаем лишь то, что Аллах открыл для нас, а знать все, что Он открыл для нас, не является обязательным, чтобы считаться верующим.

Виды сифатов:

1. Сифаты нафсийя – тот атрибут, без которого существование Аллаха не может быть представлено.

То есть это Он Сам, Его существование.

2. Сифаты сальбийя – это отрицание того, чего Аллах не достоин.

Например, Аллах не имеет начала и конца, Он не тело, у Него нет места, Он не изменяется и прочее. То есть данная группа сифатов указывает на то, что сунниты отрицают в отношении Аллаха и Его сифатов.

3. Сифаты ма’ани– это смысл, который мы утверждаем в отношении Аллаха.

Например, у Аллаха есть Могущество, и Он Всемогущий. Этот момент не поняли му’тазилиты. Например, есть правитель и не правитель. Это не означает, что у правителя рука вырастет новая или что-то убавится. Нет, здесь имеется ввиду, что в отношении него есть хукм, что он правитель, который может наказать или еще что-то. Нельзя думать, как му’тазилиты, что сифаты существуют отдельно.

4. Сифаты ма’навийя – это некое абстрактное умозаключение из сифатов ма’ани.

Например то, что Аллах – “Всемогущий”, следует из сифата “Могущество”, Знающий – из “Знания” – и далее по аналогии. Наличие сифата “Знания” и сифат “Всезнающий” — это разные вещи. Му’тазилиты говорили, что Аллах не имеет Знания, но Он Всезнающий. Напротив, сунниты говорят, что сказать “Знающий” можно лишь о том, кто обладает “Знанием”.

5. Сифаты фи’лийя – это то, с чем связаны такие сифаты, как Могущество и Воля.

Например, творить, умерщвлять и прочее. Эти действия сотворены, на что указывает наличие сотворенных. Но Воля и Могущество не сотворены.

6. Сифаты Джамиа – это другие сифаты.

Например, Милостивый.

7. Сыфаты сам’йя – это те, которые пришли из Корана и Сунны.

Имеется ввиду “йад”, “ваджх”, “‘айн”, “истава” – то есть то, что не вытекает из разума, но это пришло в достоверных источниках, и мы в это верим. Однако это нельзя понимать буквально, так как буквальный смысл этого – ложный.

Например, “йад” понимать как “рука” — это заблуждение, потому что это часть, а у Творца не может быть частей, потому что это недостаток. И мы понимаем эти сифаты, исходя из других сифатов.

Например, если сказать, что Аллах где-то конкретно находится, то тогда можно найти аяты с внешним смыслом, что Аллах к нам ближе, чем сонная артерия, и другие подобные аяты. Но Ислам говорит, что Аллах ничему не подобен и Он не имеет места. Коран надо толковать Кораном. Все понимать буквально, как делают муджассима, – это явное заблуждение, как в усуле у заблудших, уподобляющих Аллаха, которые стали собирать эти сифаты вместе [и упоминать в одном ряду без контекста].

Также сифаты делятся на 2 вида:

– Мута’аллика – те сифаты, которые связаны.

Например, Могущество требует, чтобы было то, в отношении чего Могущество применяется. И Могущество связано с творениями. Воля связана с тем, что произошло в результате Воли Аллаха.

– Гайру мута’аллика – те, которые ни с чем не связаны.

Например, сифат Жизнь, который просто есть.

И, когда ты это узнал, мы переходим дальше.

1 Глава – Вопросы, связанные с Аллахом.


Мукалляф обязан знать, что является обязательным, допустимым и невозможным в отношении Аллаха в общем и в частном.

Мукалляф – это совершеннолетний разумный здоровый (нет паралича и так далее) человек, до которого дошел призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будь это мужчина или женщина, раб или свободный, человек или джинн.

Джинны также являются мукалляфами, которые должны уверовать в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и принять как Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. При этом среди джиннов нет пророков.

Но джинны – мукалляфы с момента рождения, как это было с Адамом, алейхи ссалям, и Хавой.

Мы же должны вырасти, у нас должно появиться логическое мышление и так далее, то есть мы становимся обязанными со временем.
Важно отметить, что ашариты считают, что до каждого должен дойти призыв. Значит, какое-нибудь племя Амазонки, до которого не дошел призыв, не будет ввергнуто в Ад, так как они не знали, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому на мусульманах лежит обязанность доведения Истины.

Также следует подчеркнуть, что на прямой путь, кроме Аллаха, наставить никто не может, так как хидаят – от Аллаха, а мы можем быть причиной. В связи с этим споры с сектантами порой даже вредны (с ваххабитами, шиитами и прочими заблудшими), так как у них нет ихляса и стремления к Истине. Что бы им ни было приведено, они найдут псевдодоводы, так как у них болезнь сердца, а их цель — отстоять убеждения своей секты.

Аль-Ма’рифа (Познание) – это убежденность, которая соответствует действительности на основе доказательства.

Есть разная убежденность:

  • Аль-джазм — убежденность, в которой нет сомнения. Например, мы убеждены, что Ислам – это Истина, что Аллах существует. Такая убежденность должна быть стопроцентной. И, например, некоторые могут сказать, что они уверены в истинности Ислама, но все же считают, что может быть неправда. Такой иман не принимается. Именно об этом говорил имам Абу Ханифа, о стопроцентной убежденности. Если такая убежденность уменьшается, ты впадаешь в куфр.
  • Однако есть якын, то есть степень осознания Истины. Делаешь ибадат — увеличивается, как правило, совершаешь грехи — уменьшается. Это разные вещи. Здесь нет противоречий между Абу Ханифой и другими имамами, так как они говорили о разных вещах.

Мукалляф обязан знать, что является обязательным, допустимым и невозможным в отношении Аллаха в общем и в частном.

Что значит “в общем”?

Общая вера – это верить, что Аллах описан всеми совершенствами и чист от всех недостатков.

Также в отношении Аллаха нет обязательного. Он не обязан никому и ничего.

Что означает “в частном”?

Частная вера — это знать с доказательствами.

Например, у всех творений есть творец, значит, есть Творец, который сотворил все. Такое доказательство уже считается нормальным. Слепое следование в акыде не дозволено, и такой человек — грешник, если имел способность понять логические доказательства.

Для Аллаха являются обязательными 20 атрибутов.

Мы не можем сомневаться, что Аллах ими описан.

И нельзя в отношении Аллаха сказать абсурд и верить в абсурдное.

Например, нельзя утверждать, что Аллах – это троица, или что у Аллаха есть рука, но не как у человека, или что Аллах — это тело, но не похожее на созданных – и прочую ересь, противоречащую Исламу. Как разум может принять, что Аллах на небе, но не занимает места? Это явная ересь. В Исламе нет ничего противоречащего разуму.

И в отношении Аллаха невозможны 20 сифатов, которые являются противоположностью 20-ти обязательных сифатов:

Сифат нафсийя.

1. Аль-Вуджуд – Существование. Аллах есть.

Сифаты сальбия.

2. Аль-Кыдам – у Аллаха нет начала.
3. Аль-Бака – у Аллаха нет конца.
4. Мухалляфатуху лиль-хавадис – Аллах не подобен творениям.
5. Аль-Кыяму би-навсихи – Аллах существует независимо ото всех и ото всего.
6. Аль-Вахдания – Аллах Един в Сущности, в сифатах и в действиях.

Сифаты ма’ани.

7. Аль-Кудра – Сила Аллаха.
8. Аль-Ирада – Воля Аллаха.
9. Аль-Хаят – Жизнь.
10. Аль-Ильм – Знание.
11. Аль-Сам’ – Слух.
12. Аль-Басар – Зрение.
13. Аль-Калям – Речь.

 Далее идут те, которые вытекают из этого, то есть сифаты ма’навийя.

14. Каунуху Кадиран — Всемогущий
15. Каунуху Муридан — Волеизъявляющий
16. Каунуху Алиман — Всезнающий
17. Каунуху Хайян — Живой
18. Каунуху Сами’ан — Слышащий
19. Каунуху Басиран — Видящий
20. Каунуху Мутакаллиман — Говорящий.

Все эти 20 сифатов обязательны в нашей вере без сомнения на основе доказательств.

В отношении Аллаха невозможны 20 сифатов. Они являются противоположностью сифатам, которые обязательны.

Итак, то, что невозможно в отношении Аллаха:

1. Аль-‘Адам — Несуществование Аллаха.
2. Аль-Худус — Изменяемость Аллаха.

Например, не находился нигде, стал находиться где-то, не видел и стал видеть. Так, если бы был прогресс, значит, Он был с недостатками; а если регресс, то значит, появились недостатки; если ни то, ни то, то это бесполезное действие.

3. Аль-Фана — Аллах исчезнет.
4. Аль-Мумаcаляту ли шайи мин аль-хавадис — Аллах подобен чему-либо из творений.
5. Ихтияджуху иля махаль ау мухассис — Нужда в чем-то или в ком-то.
6. Та’адуд — Аллах состоит из частей.
7. Аль-‘аджзу ‘ан мумкин ма — Аллах не способен что-то совершить.
8. Аль-Караха — В отношении Аллаха есть принуждение.
9. Аль-Джахль — Невежество.
10 Аль-Мавт — Смерть.
11. Аль-Самам — Глухота.
12. Аль-‘Ама — Слепота.
13. Аль-Бакам — Немота.
14. Каунуху ‘Аджизан — Бессильный.
15. Каунуху  Карихан — Под принуждением.
16. Каунуху Джахилян — Невежественный.
17. Каунуху Майитан — Умерший.
18. Каунуху Асам — Глухой.
19. Каунуху А’ма — Слепой.
20. Каунуху Абкан — Немой.

АЛЛАХ ЧИСТ ОТ ЭТОГО ВСЕГО.

Допустимый сифат – это Творение.

То есть, если Аллах хочет, Он творит, не хочет – не творит.

Аллах не обязан творить, чтобы описываться качеством Творец.

Похожие материалы