Не пытайся представить Всевышнего

Часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман, звучит следующим образом (смысл): «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).

В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. Данное утверждение означает не только признание факта, что Бога нельзя изобразить на холсте или слепить из глины, оно понимается абсолютно – Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.

Сказано: «Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож». Данное убеждение является одним из создающих пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.

Ислам учит нас, что необходимо верить, что:

– у Бога нет тела;

– Он не занимает места;

– Он не находится в каком-либо направлении (верх, низ, право или лево);

– Он не состоит из частей, у Него нет размера и так далее.

Обобщая все это, можно утверждать, что все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, так как они являются недостатком, который чужд Богу.

Возможно, следующее рассуждение позволит лучше понять данную тему. Всё, что нас окружает, существует со своими характеристиками. Например, живое и неживое имеет цвет, и можно уточнить, какой именно цвет. Также всё вокруг имеет свои слабости, и можно установить их перечень и способ проявления. Размышляя о чем-то, мы уточняем его размер, род, возраст, характер.

Параметры, ограничения и качества, о которых можно спросить «как?», являются характеристиками творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти самые параметры. Абсолютно все характеристики творений имеют единый знаменатель: они конкретизированы и имеют предел.

Наши праведные предшественники (саляф ас-салих) были на страже исламского вероубеждения, и поэтому мы находим в книгах множество их высказываний, предостерегающих нас от неправильных и порочных убеждений.

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг.х.) привел в сборнике «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. 291 г.х.):

سمعت أبا محمد بن عبد الله بن محمد بن جعفر ، يقول : سمعت أبا عبد الله عمرو بن عثمان المكي ، وأملى علي في جواب مسألة سئل عنها ، يخاطب السائل : “واعلم رحمك الله أن كل ما توهمه قلبك أو رسخ في مجاري فكرتك أو خطر في معارضات قلبك من حسن أو بهاء ، أو إشراف أو ضياء أو جمال ، أو شبح ماثل ، أو شخص متمثل ، فالله بخلاف ذلك كله بل هو تعالى أعظم وأجل وأكمل ، ألم تسمع إلى قوله تعالى : ( ليس كمثله شيء ) ؟ ، وقوله عز وجل : ( ولم يكن له كفوا أحد ) ، أي لا شبه ولا نظير ولا مساوي ولا مثل ، وقف عند خبره عن نفسه مسلما مستسلما مذعنا مصدقا بلا مباحثة التنفير ولا مفاتشة التفكير جل الله وعلا الذي ليس له نظير ولا يبلغ كنه معرفته خالص التفكير ، ولا تحويه صفة التقدير ، السماوات مطويات بيمينه والأرض جميعا قبضته يوم القيامة الظاهر على كل شيء سلطانا وقدرة ، والباطن لكل شيء علما وخبرة ، خلق الأشياء على غير مثال ، ولا عبرة ولا تردد ولا فكرة ، تعالى وتقدس أن يكون في الأرض ولا في السماء ، وجل عن ذلك علوا كبيرا

«Я слышал Абу Мухаммада бин Абдуллаха бин Мухаммада бин Джафара, который говорил: «Я слышал, как Абу Абдуллах Амр ибн Усман аль-Макки говорил: «…Знай, да помилует тебя Всевышний, что Аллах отличен от всего, что вообразит твое сердце, или укоренится в твоем сознании, или представилось в воображении из прекрасного или благовидного, или сияния света и красоты, или воплощенной формы, или олицетворенной личности. Более того, Он превыше всего этого, величественнее, могущественнее и полноценнее. Разве ты не слышал слова Аллаха «Нет ничего подобного Ему…» и «И не был Ему равным ни один»? Имеется ввиду, что нет сходного с Ним, и нет равного Ему, и нет подобного и тождественному Ему. Прими Его слова о Себе с покорностью и признанием, подтверждая и повинуясь, без споров непринятия и изысканий разума. Велик Аллах и Возвышен, Которому нет равного, и к познанию сущности Которого не приведут одни лишь размышления. Не охватывают Его границы, а небеса будут свернуты Его “десницей” и Земля будет лишь Его “пригоршней” в Судный День. Он – Явный над всякой вещью Своей властью и могуществом, Скрытый Своим знанием и осведомленностью, Он создал сущее без примера, назидания от кого-либо, сомнения и раздумий. Аллах превыше того, чтобы быть на земле или на небе».

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (376 – 465 гг. х.) в своей книге «Рисалят» (стр. 23) привёл высказывание Зун-Нуна аль-Мисри (179 – 245 гг.х.):

سمعت أبا حاتم السجستاني يقول: سمعت أبا نصر الطوسيِّ السرَّاجي يحكى عن يوسف بن الحسين، قال: قام رجل بين يدي ذي النون المصري، فقال: أخبرني عن التوحيد: ما هو؟ فقال هو: أن تعلم قدرة الله تعالى في الأشياء بلا مزاج، وصنعه للأشياء بلا علاج، وعلَّة كل شيء صنعه، ولا علَّة لصنعه. وليس في السموات العلا، ولا في الأرضين السفلى مدبِّر غير الله،  وكل ما تصوّر في وهمك فالله بخلاف ذلك.

«Я слышал, как Абу Хатим ас-Сиджистани сказал: «Я слышал, как Абу Наср ат-Туси ас-Сарраджи передал от Юсуфа бни Хусайна:

«Некий человек встал перед Зун-Нуном аль-Мисри и сказал: «Расскажи мне о Единобожии. Что это такое?». Тот ответил: «Единобожие заключается в том, чтобы ты знал:

– никто не является соучастником Аллаха в Его управлении всеми явлениями;

– после того, как Он создал творение, оно [совершенно, и] не нуждается в исправлении;

– причина бытия каждой вещи – Его творение, но Его творение не нуждается в причинах;

– нет в выси небесной и тверди земной повелителя, кроме Аллаха;

– чтобы ты ни представил себе в отношении Аллаха, Он отличен от этого».

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336 – 430 гг.х.) передал в «Хильят аль-Авлия» случай, произошедший с Яхьей ибн Муаз ар-Рази (ум. 258 г. по хиджре):

أخبرنا عبد الواحد بن بكر ، حدثني أحمد بن محمد بن علي البردعي ، ثنا طاهر بن إسماعيل الرازي قال : قيل ليحيى بن معاذ : أخبرني عن الله ما هو ؟ قال : إله واحد ، قال : كيف هو ؟ قال : ملك قادر ؟ قال : أين هو ؟ قال : بالمرصاد ، قال : ليس عن هذا أسألك. قال يحيى : فذاك صفة المخلوق فأما صفة الخالق فقد أخبرتك.

«Абдул-Вахид ибн Бакр сообщил нам, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Али аль-Барда’и ему передал, что Тахир ибн Исмаил ар-Рази передал нам следующее:

«Было сказано Яхье ибн Му’азу: «Поведай мне об Аллахе. Каков Он?». Яхья ответил: «Единый Бог». Тогда он спросил: «Каков Он?», – он ему ответил: «Владыка Могущественный». Тот спросил: «Где Он?», – он ответил: «В засаде», – на что собеседник сказал: «Не об этом я тебя спрашиваю!». Яхья же сказал: «Так то, о чем ты хотел спросить – это качества сотворённых, что же касается качеств Творца, то я уже поведал тебе»».

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (376 – 465 гг. х.) привел в своей книге «Рисалят» (стр. 27) высказывание Абу Али ар-Рузбари (ум. 322 г.х.):

وأخبرنا الشيخ أبو عبد الرحمن السلمي، رحمه الله تعالى، قال: سمعت عبد الواحد بن بكر، يقول: سمعت هلال بن أحمد يقول: سئل أبو علي الروذباري عن التوحيد، فقال:  التوحيد: إستقامة القلب بإثبات مفارقة التعطيل، وإنكار التشبيه، والتوحيد في كلمة واحدة: كل ما صوَّره الأوهام والأفكار فالله سبحانه بخلافه، لقوله تعالى: ” ليس كمثله شيء، وهو السميع البصير . “

«Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулями, да смилуется над ним Аллах, сообщил нам, что он слышал, как Абдуль-Вахид ибн Бакр услышал от Хиляля ибн Ахмада о том, что когда Абу Али ар-Рузбари спросили о Единобожии, то он сказал:

«Единобожие – это нахождение сердца на прямом пути, предполагающее оставление опустошения атрибутов (та’тыль) и отрицание уподобления атрибутов (ташбих). Одним словом, всё, что вообразят твои разум и фантазия, Аллах отличен от этого, ибо сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»».

Также Абуль-Касим аль-Кушайри привел в «Рисалят» (стр. 28) другое высказывание Абу Али ар-Рузбари (ум. 322 г. по хиджре):

وأخبرنا محمد بن الحسين، قال: سمعت أبا بكر الرازي يقول: سمعت أبا علي الروذباري يقول: كل ما توهمه متوهم بالجهل أنه كذلك، فالعقل يدل على أنه بخلافه.

«Мухаммад ибн Хусейн сообщил, что слышал, как Абу Бакр ар-Рази услышал, что Абу Али ар-Рузбари сказал:

«Если некто представит Аллаха на основе своего невежества каким-то определенным образом, то разум укажет, что Он не подобен этому».

Также Абуль-Касим аль-Кушайри привел в «Рисалят» (стр. 28) высказывание Джунайда аль-Багдади (221 – 297 гг. х.):

سمعت مُحَمَّد بْن الْحُسَيْن السلمي يَقُول: سمعت أبا حسين الفارسي يَقُول: سمعت إِبْرَاهِيم بْن فاتك يَقُول: سمعت الجنيد يَقُول: مَتَى يتصل من لا شبيه لَهُ ولا نظير لَهُ بمن لَهُ شبيه ونظير هيهات هَذَا ظن عجب إلا بِمَا لطف اللطيف من حيث لا دراك ولا وَهُمْ ولا إحاطة إلا إشارة اليقين وتحقيق الإيمان   .

«Я услышал от Мухаммада ибн Хусейна ас-Сулями, что он слышал от Абу Хусейна аль-Фариси, как тот слышал от Ибрахима ибн Фатика, что он слышал от Джунейда, как тот сказал:

«Какая связь между Тем, Которому нет равного и подобного и тем, у кого есть равный и подобный ему? Насколько же велика между ними разница, и как же удивительны такие мысли! Однако милостью Милостивого является [одарение] пониманием, что нет [истинного] познания [Его сущности], и невозможно Его представить и охватить [знанием]. Это и есть указание на убежденность и установление [истинной] веры».

Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани аль-Малики (310 – 386 гг. х.) сказал в книге «Ар-Рисаля»:

لا يبلغ كنه صفته الواصفون، ولا يحيط بأمره المتفكرون.. يعتبر المتفكرون بآياته، ولا يتفكرون في ماهية ذاته..

«Любое Описание Аллаха не отражает Его истинной Сущности, а любой размышляющий не в состоянии полностью понять Его Бытие. Поэтому необходимо размышлять о Его знамениях, а не о Его Сущности».

Похожие материалы