Разница между тасарруфом и карама

Разница между тасарруф и карама состоит в том, что тасарруф происходит при использовании естественных средств, таких, как творческие и умственные способности, и это делается при помощи естественно приобретенных навыков. Наличие таких способностей не является признаком довольства Всевышнего и того, что человек — мусульманин, так как многие неверующие, например, брахманы в Индии и атеисты в Европе, называемые гипнотизерами, в наше время совершают подобное.

Да, так как подобные способности основываются на единстве сознания и мыслей, они могут встречаться у тех, кто занят поминанием Аллаха (зикр). Они избегают мира и того, что в нем, поэтому они достигли высокой степени единства мысли и сознания. О наличии подобных способностей передают от некоторых таких людей, хотя знающие из них презирают это и считают эти способности недостатком полного служения Всевышнему. Вот почему вообще не сообщается о наличии тасарруфа у пророков, мир им всем.

Поскольку о таких способностях передается от некоторых праведников, тасарруф стали смешивать с карама, хотя тасарруф не является частью карама. Наоборот, карама — это действие Аллаха (Свят Он и Велик), подобное муджиза, которое совершается без участия естественных способностей, таких, как воображение и созерцание, и без намерения и желания исполнителя. Нет никакой разницы между муджиза и карама, за исключением того, что первое исключительно присуще пророкам, мир им всем, и является одним из признаков пророчества, в то время как второе присуще исключительно праведникам, и оба они совершаются без участия естественных причин и без намерения и желания их исполнителя.

Подытожим: тасарруф вовсе не является частью святости и знаком довольства Аллаха, хотя о его наличии передается от некоторых святых. Да, чудеса — это признак довольства Аллаха и святости того, кто их совершает.

В этом контексте (то есть аятов Корана, 27:38-40) оба эти момента — карама и тасарруф — возможны у сподвижника Сулеймана, мир ему. Однако предшествующие этому повествования указывают, что это было карама, так как это произошло вследствие его просьбы посредством Самого великого Имени Аллаха. Хотя его утверждение «Я принесу тебе этот трон, прежде чем ты успеешь опустить свои веки» (27:40) и указывает внешне на то, что действие было намеренным и волевым, (а это есть признак тасарруфа, а не карама), но мы говорим: возможно, Всевышний Аллах внушил в его сердце принятие просьбы и появление карама в его руках. Таким образом, то, что он сказал, было основано на внушении Аллаха (Свят Он и Велик), а не на его собственных намерениях и желаниях. Это то, чему наш учитель (мауляна Ашраф Али ас-Санави) — да продлятся его уроки — обучил нас.

Ахкам аль-Куран. Идарат аль-Куран ва аль-Улюм аль-Исламийя, Карачи: Пакистан. 3-е издание, 1429 г. по хиджре, 3:38-39.

Похожие материалы