Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади об ученых каляма. Часть 1

Абдуль-Кахир ибн Тахир аль-Багдади ат-Тамими, также известный как Абу Мансур, (? – 429 г. по хиджре/? – 1037 н. э.) был главой ученых своего времени. Историк аз-Захаби (637-748 гг. по хиджре/1274-1348 н. э.) описывает его в своей книге «Сияр алям ан-нубаля» как «великого, выдающегося, энциклопедически образованного ученого». «Он преподавал семнадцать различных предметов, и его блестящий ум вошел в пословицу». Аз-Захаби говорил, что хотел бы написать о нем отдельную, более полную статью. Он цитировал высказывание Абу Усмана ас-Сабуни (373-449 гг. по хиджре/983-1057 г. н.э.): «Абу Мансур единогласным мнением ученых считается одним из ведущих ученых в вопросах вероучения и методологии юриспруденции (фикха) и передовой фигурой Ислама». Абу Усман ас-Сабуни, который написал это, был одним из выдающихся ученых Ислама, и среди суннитов он известен как «шейх аль-Ислам» – шейх Ислама. Ас-Субки в книге «Уровни ученых-шафиитов» цитирует ряд ученых, хваливших ас-Сабуни. Он утверждал, что аль-Байхаки говорил: «Поистине, ас-Сабуни – подлинный имам мусульман и истинный шейх аль-Ислам. Все люди в его время были поражены его религиозностью, твердыми убеждениями, объемом познаний, а также его приверженностью пути саляфов» (первые три поколения мусульман и первые три века мусульманской истории) (1/223-224).
 
Приведенное ниже является переводом отрывка из его книги «Усуль ад-дин». Этот отрывок перечисляет ученых из числа саляфов, которые занимались наукой калям. Также приведены небольшие комментарии, которые сообщают подробности относительно ученых, упомянутых в этом тексте. Основной текст будет приведен полужирным шрифтом, а комментарии будут даны обычным текстом. Так как трактат вместе с комментариями довольно длинный, он будет представлен по частям. Ниже приводится первая часть.
 
Первым ученым среди сподвижников, который занимался калямом, был Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах, так как он дискутировал с хавариджами по вопросам наград и наказаний…
 
Он (шейх Абу Мансур) упоминает хавариджей, которые утверждали, что Аллах не прощает большие грехи, такие как употребление спиртного, даже если человек считает это действие грехом (Усуль ад-Дин, аль-Баздави, аль-Мактаба аль-Азхария, с.256).
 
…и с кадаритами о предопределении, воле и способности.
 
Кадариты утверждали, что люди создают свои собственные действия, в то время как сунниты считают, что единственным Творцом является Аллах и что люди лишь совершают действия. Позиция суннитов, несомненно, является правильной, потому что утверждение, что Аллах не проявляет Воли равносильно утверждению, что Он либо не знает (то, что сделают люди), либо не может помешать этому. Ясно, что такое невозможно.
 
Вопросы предопределения, воли и способности – это вопросы, связанные с выводящим из Ислама утверждением кадаритов, что люди сами создают свои действия, потому что они дошли до того тем, что сказали, что действия людей не предопределены, что их воля независима от Воли Аллаха и что способность людей действовать – это способность творить. Мусульмане же утверждают, что воля людей осуществляется лишь по Воле Аллаха, потому что Он все знает и Его волю нельзя подавить. Они также считают, что человеческие способности не включают способность творить. Наоборот, способность совершать действия создана Аллахом, и она происходит непосредственно в момент действия. Самое простое доказательство этому такое, что человек никогда не может с полной уверенностью знать, что он в состоянии совершить, даже если речь идет о таком простом действии, как встать с места (на котором сидишь). Может случиться, что человек, к примеру, внезапно заболеет (и не сможет встать).
 
Затем был Абдуллах ибн Умар да будет доволен им Аллах
 
Это был великий ученый и сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствукт, сын Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах.
 
…с его словами против кадаритов и его заявлением, что он не желает иметь ничего общего с ними и их предводителем, известным как Ма’бад аль-Джухани.
 
 Кадариты утверждали, что Али да будет доволен им Аллах, был одним из них и что их предводитель Василь ибн Ата аль-Газзаль взял свои высказывания у Мухаммада…
 
Мухаммад ибн аль-Ханафийя, сын Али да будет доволен им Аллах, один из великих ученых Ислама, также был известен своей большой физической силой.
 
…и Абдуллаха, двух сыновей Али да будет доволен им Аллах, – да будет доволен ими Аллах. Это часть их возмутительной лжи. Удивительно странно их утверждение, будто два сына Али да будет доволен им Аллах,якобы учили их тому, что противоречит свидетельству Али и Тальхи да будет доволен ими Аллах.
 
Тальха да будет доволен им Аллах – один из великих сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует и один из десяти сподвижников, кому был обещан Рай. См. более подробную биографию Пророка да благословит его Аллах и приветствует.
 
…и подвергает сомнению правдивость Али да будет доволен им Аллах.
 
Вы можете себе представить, как они учили его, что свидетельства Тальхи да будет доволен им Аллах, и двоюродного брата Пророка да благословит его Аллах и приветствует, не могут быть приняты?
Похожие материалы