Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади об ученых каляма. Часть 5

Что касается Дауда, предводителя буквалистов, он написал много трудов по вероучению наряду с множеством трудов по фихку. Его сын, Абу Бакр…
 
Мухаммад ибн Дауд ибн Али ибн Халяф аз-Захири (255-297 г. по хиджре) был имамом и сыном имама Дауда аз-Захири. Он унаследовал от своего отца должность муфтия и учителя. (Источник: «Аль-Алям»)
 
…был ученым в фихке, каляме, вероучении, методологии, литературе и поэзии.
 
Абу аль-Аббас ибн Сурайдж…
 
В рукописи стоит «ибн Шурайх», но это, скорее всего, опечатка, должно быть «ибн Сурайдж», потому что он был главой суннитов своего времени и написал множество книг, как свидетельствует Абу Мансур: «Ахмад ибн Умар ибн Сурайдж аль-Багдади, Абу аль-Аббас (249-306 гг. по хиджре), глава шафиитов своего времени, был судьей в Ширазе (сегодняшнем Иране). Он боролся с еретическими сектами и вел дебаты с Даудом аз-Захири. (Источник: «аль-Алям»)
 
…лучший из этой группы в науках, у него есть критика на книгу аль-Джаруфа.
 
Аль-Джаруф был философом школы равенства доводов.
 
…против тех, кто утверждает равенство доводов.
 
Позиция «равенства доводов» состоит в том, что некто смотрит на доводы, представленные двумя оппонентами, и затем объявляет себя не способным решить, кто из них прав. Книга аль-Джаруфа, которая защищала идею равных доводов, была написана философом против аль-Джубаи, который был мутазилитом. Идея равенства доводов по сути своей является агностицизмом, в том смысле, что они ничего не принимали и не отвергали, но ее последователи делились на три группы. Первые сомневались в существовании Творца. Вторые верили Создателя, но сомневались в пророчестве (Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует ). И третьи верили в Создателя и пророчество Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует , но сомневались по поводу остальных (положений) вероучения. (См. «Аль-Фисаль филь Миляль» Ибн Хазма)
 
…и была более полной, чем критика ибн ар-Раванди…
 
Автор, скорее всего, подразумевает Абу Хусайна ибн ар-Раванди (?-298 г. по хиджре), который был философом и обвинялся в многочисленных ересях. (Источник «Аль Алям»)
 
..против них. Что касается его работ по фикху – Аллах знает их количество.
 
Другим ученым по каляму во время (халифа) аль-Мамуна был Абдуллах ибн Саид ат-Тамими…
 
Абдуллах ибн Саид ибн Куллаб, Абу Мухаммад аль-Каттан (?-245) был одним из выдающихся ученых каляма своего времени. (Источник «аль-Алям»)
 
Он также упоминается под именем ат-Тамими у ас-Субки в «Табакат аш-Шафии аль-Кубра». В его биографии в «Табакат аш-Шафии» утверждается, что Абуль-Хасан аль-Ашари находился под сильным влиянием его и Хариса ибн Асада аль-Мухасиби.
 
…который сокрушил мутазилитов в собрании (халифа) аль-Мамуна и поразил их своими красноречивыми доводами и разъяснением их ошибок. Часть (некоторые) из его разъяснений содержатся в его книгах. Он был братом Яхьи ибн Саида аль-Каттана…
 
Яхья ибн Саид аль-Каттан ат-Тамими, Абу Саид (120 – 198 гг. по хиджре) был одним из имамов науки хадиса. Он давал фетвы Абу Ханифы и оценивался как заслуживающий высокого доверия хафиз. (Источник «Аль-Алям»)
 
…наследника знаний по науке хадиса и знаток критики передатчиков (хадиса).
 
Среди учеников Абдуллаха ибн Саида был Абдуль-Азиз аль-Макки аль-Каттани…
 
Абдуль-Азиз ибн Яхья ибн Абдуль-Азиз аль-Кинани аль-Макки (?-240 г. по хиджре) был одним из учеников имама аш-Шафии и вел дискуссии с Бишром аль-Мариси. (Источник: «аль-Алям»)
 
…который поразил мутазилитов в собрании (халифа) аль-Мамуна.
 
Еще один ученый по каляму, аль-Хусейн ибн аль-Фадль аль-Баджали, был среди его учеников…
 
Аль-Хусейн ибн аль-Фадль ибн Умайр аль-Баджали (178 – 282 г. по хиджре) был одним из предводителей в науке смыслов Корана (тафсир). Он был родом из аль-Куфы, но губернатор Абдуль-Азиз ибн Тахир переселил его в Найсабур, где купил для него дом. Он остался преподавать там, пока не умер.
 
 
…знаток науки калям, методологии, толковании и интерпретации Корана. Более поздние ученые опирались на его указания в толковании Корана. Он был тем, кого Абдуль-Азиз ибн Тахир, губернатор Хорасана (Северо-восточный Иран) взял с собой в Хорасан, и в результате люди говорили: «Он забрал с собой все знание Ирака в Хорасан».
 
Среди учеников Абдуллаха ибн Саида был также аль-Джунайд…
 
Аль-Джунайд ибн Мухаммад ибн аль-Джунайд аль-Багдади, Абу аль-Касим, аль-Хаззаз (?-297 г. по хиджре) был одним из величайших ученых всех времен. Один из его современников говорил: «Мои глаза не видели никого подобного аль-Джунайду. Книжники (ученые) приходили на его уроки, чтобы взять знания из его слов, поэты – ради его красноречия, и ученые каляма – ради смысла (понимания) его слов». Великий ученый и историк Ибн аль-Асир сказал об аль-Джунайде: «Высочайший ученый мира своего времени». Его считают одним из великих имамов суфизма за сочетание в нем познаний в науках хадиса и Корана наряду с познаниями в науке суфизма». Он говорил: «Нашим путем управляют Коран и хадисы». (Источник: «аль-Алям»)
 
…шейх суфиев и имам единобожников. У него есть работа, написанная согласно требованиям ученых каляма, но с использованием выражений суфия.
Похожие материалы