Skip to main content
 

Жизнь и убеждения имама Абуль-Хасана аль-Аш`ари. Часть 2

Photos-of-Madina-Three-Magnificent-doors-of-Masjid-an-Nabawi-Madina-Pictures-of-Madina.jpg

  

Дискуссия между Абуль-Хасаном и Абу Али аль-Джубаи  

 

مناظرة بين الشيخ أبى الحسن وأبى على الجبائى فى الأصلح والتعليل

 سأل الشيخ رضى الله عنه أبا على فقال أيها الشيخ ما قولك فى ثلاثة مؤمن وكافر وصبى . فقال المؤمن من أهل الدرجات والكافر من أهل الهلكات والصبى من أهل النجاة . فقال الشيخ فإن أراد الصبى أن يرقى إلى أهل الدرجات هل يمكن . قال الجبائى لا يقال له إن المؤمن إنما نال هذه الدرجة بالطاعة وليس لك مثلها . قال الشيخ فإن قال التقصير ليس منى فلو أحييتنى كنت عملت من الطاعات كعمل المؤمن . قال الجبائى يقول له الله كنت أعلم أنك لو بقيت لعصيت ولعوقبت فراعيت مصلحتك وأمتك قبل أن تنتهى إلى سن التكليف . قال الشيخ فلو قال الكافر يا رب علمت حاله كما علمت حالى فهلا راعيت مصلحتى مثله . فانقطع الجبائى . قلت هذه مناظرة شهيرة وقد حكاها شيخنا الذهبى وهى دامغة لأصل من يقلده لأن الذى يقلده يقول إن الله لا يفعل شيئا إلا بحكمة باعثة له على فعله ومصلحة واقعة وهو من المعتزلة فى هذه المسألة فلو يدرى شيخنا هذا لأضرب عن ذكر هذه المناظرة صفحا . ووقع فى زمان شيخ الإسلام عز الدين بن عبد السلام استفتاء فى هذه المسألة فكتب عليه الشيخ عز الدين والشيخ أبو عمرو بن الحاجب وطائفة . ومن كلام الشيخ عز الدين فى الجواب ما أجهل من يزعم أن الله سبحانه لا يجوز أن يخلق شيئا إلا أن يكون فيه جلب نفع أو دفع ضرر تالله لقد تيمموا شاسعا ولقد تحجروا واسعا . ومن جواب ابن الحاجب أى صلاح فى خلق ما هو السبب المؤدى إلى الكفر وكأنى أحكى الجوابين إن شاء الله فى بعض تراجم الطبقة السابعة . وهذه مسألة مفروغ منها فمن أصلنا أنه يقال لا يجب عليه شيء ولا يفعل شيئا لشيء ابتعثه عليه بل هو مالك الملك ورب الأرباب لا حجر عليه له نقل عباده من الخير إلى الشر ومن النفع إلى الضر ‏{‏لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ‏}‏ . واعلم أن جواب شيخنا أبى الحسن مأخوذ من قول إمامنا الشافعى رضى الله عنه القدرية إذا سلموا العلم خصموا أى إذا سلموا علم الله بالعواقب.

 

Шейх, да будет доволен им Аллах, задал вопрос Абу Али: «О, шейх! Что ты скажешь о трех людях: мусульманине, кафире и ребенке?» Он ответил: «Мусульманин из обладателей высоких степеней в Раю, кафир из тех, кто получит вечную погибель, а ребенок из тех, кто спасется от Ада». Шейх сказал: «А если захочет ребенок получить высокие степени, возможно ли это?» Он сказал: «Нет, ему скажут: «Мусульманин получил эти степени, потому что совершал богослужения, а ты их не совершал». Шейх сказал: «А если ребенок скажет упущение не по моей вине, если бы Ты оставил меня в живых, я бы совершал богослужения, как совершал мусульманин. Аль-Джубаи ответил: «Скажет ему Аллах: «Я знал, что если ты останешься в живых, то ты будешь ослушаться меня, и Я накажу тебя. Поэтому Я проявил к тебе благосклонность и умертвил тебя до того, как ты достиг совершеннолетия». Шейх сказал: «А если скажет кафир: «О, Господь! Ты знал мое состояние, так почему же Ты не проявил благосклонность ко мне подобно тому, как проявил ее к нему?». Тогда замолчал аль-Джубаи.

Я скажу: Это известная дискуссия, ее передал наш шейх аз-Захаби и она является доказывающей несостоятельность основ того, за кем он (аз-Захаби) следует. Потому что тот, за кем он следует говорит: «Аллах не совершает ничего, кроме как из-за мудрости побуждающей Его к ее совершению и имеющегося блага». И он (тот за кем следует аз-Захаби) из му`тазилитов в этом вопросе. Если бы это знал наш шейх, то он отказался бы от упоминания этой дискуссии.

Во время шейх уль-Ислама Иззуддина ибн Абдуссаляма потребовали фетву по этому вопросу. Об этом написали шейх Иззуддин, шейх Абу Амр ибн аль-Хаджиб и группа ученых. Из речи шейха Иззуддина в ответе на это есть: «Каково же невежество тех, кто утверждает, что Всевышний Аллах не создает ничего, только если в этом будет приближение пользы или отдаление вреда. Клянусь Аллахом, они уменьшили огромное и сузили очень широкое».

Из ответа Ибн аль-Хаджиба: «Какое благо в сотворении того, что является причиной приводящей к куфру». Может быть, я расскажу оба ответа в одной из биографий седьмого «табаката» если на то будет воля Аллаха. 

Далее, из наших основ вытекает то, что говорят: «Аллах не обязан что-либо творить, Он не совершает ничего из-за чего-либо, что побудило Его к этому. Напротив, Он Царь царей и Господь всех государей и нет для Него запрета. Он может (имеет полное право) изменить состояние  Своих рабов от от лучшего к худшему и от пользы к вреду, «Не спрашивают Его о том, что Он делает, но их спросят»1.

Знай, что ответ нашего шейха Абуль-Хасана взят из слов нашего имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах): «Кадариты были побеждены, когда они признали знание», то есть когда они признали знание Аллаха о последствиях [того или иного действия].

 

Дискуссия между ними об Именах Аллаха
 

مناظرة بينهما فى أن أسماء الله هل هى توقيفية

 دخل رجل على الجبائى فقال هل يجوز أن يسمى الله تعالى عاقلا . فقال الجبائى لا لأن العقل مشتق من العقال وهو المانع والمنع فى حق الله محال فامتنع الإطلاق . قال الشيخ أبو الحسن فقلت له فعلى قياسك لا يسمى الله سبحانه حكيما لأن هذا الاسم مشتق من حكمة اللجام وهى الحديدة المانعة للدابة عن الخروج ويشهد لذلك قول حسان بن ثابت رضى الله عنه . فنحكم بالقوافى من هجانا ** ونضرب حين تختلط الدماء . وقول الآخر . أبنى حنيفة حكموا سفهاءكم ** إني أخاف عليكم أن أغضبا . أى نمنع بالقوافى من هجانا وامنعوا سفهاءكم . فإذا كان اللفظ مشتقا من المنع والمنع على الله محال لزمك أن تمنع إطلاق حكيم عليه سبحانه وتعالى . قال فلم يحر جوابا إلا أنه قال لى فلم منعت أنت أن يسمى الله سبحانه عاقلا وأجزت أن يسمى حكيما . قال فقلت له لأن طريقى فى مأخذ أسماء الله الإذن الشرعى دون القياس اللغوى فأطلقت حكيما لأن الشرع أطلقه ومنعت عاقلا لان الشرع منعه ولو أطلقه الشرع لأطلقته . قلت كذا وقع فى هذه المناظرة فى إنشاد البيت حكموا بالكاف وهو المشهور فى روايته وكنت أجوز أن يكون حلموا باللام لمقابلته بالسفهاء ثم رأيت فى كتاب الكامل للمبرد رحمه الله تعالى . أبنى حنيفة نهنهوا سفهاءكم ** إنى أخاف عليكم أن أغضبا . أبنى حنيفة إننى إن أهجكم ** أدع اليمامة لا توارى أرنبا . وهما لجرير.

 

Некто вошел к аль-Джубаи и спросил: «Можно ли назвать Аллаха разумным?» Аль-Джубаи ответил: «Нет, потому что слово «`акль» образованно от слова «`икаль», а это препятствующий, а препятствие не возможно в отношении Аллаха. И тогда нельзя Его так называть». Шейх Абуль-Хасан сказал: «Я скажу ему: согласно твоей аналогии нельзя назвать Аллаха Мудрейшим, потому что это имя образованно от слова «хикмат аль-лиджам», а это железо, препятствующее верховому животному выйти и этому свидетельствуют слова Хасана ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) (далее упоминаются стихи). И когда это слово образованно от слова «препятствие», а препятствие для Аллаха не возможно, тогда обязуется тебе запретить называть Всевышнего Аллаха Мудрейшим». Он говорит: «И тот не смог ответить, кроме того, что сказал: почему же ты запрещаешь называть Всевышнего Аллаха разумным и дозволяешь называть Его Мудрейшим?» Шейх ответил: «Потому что мой путь в извлечении имен Аллаха - это шариатское разрешение, а не лексическая аналогия. Я называю Мудрейшим, потому что Шариат Его так назвал и запрещаю называть разумным, потому что Шариат запрещает это. И если бы Его так назвал Шариат, то и я бы Его так назвал».

 

[Один] из вопросов фикха передаваемых от шейха


ومن المسائل الفقهية عن الشيخ

 قال الإمام إمام الحرمين فى باب اجتماع الولاة من النهاية فى المرأة تدعى غيبة وليها وتطلب من السلطان أن يزوجها وتلح فى ذلك . اختلف أرباب الأصول فى ذلك فذهب قدوتنا فى الأصول إلى أنها تجاب وأقصى ما يمكن السلطان أن يستمهلها فإن أبت أجابها . وذهب القاضى أبو بكر بن الباقلانى إلى أن القاضى لا يجيبها إن رأى التأخير رأيا ويقول لا تجب على إجابتك ما لم أحتط انتهى . وقد نقل الرافعى المسألة عن الإمام وقال فيها وجهان رواهما الإمام عن أهل الأصول . وأنت ترى عبارة الإمام لم يفصح بذكر وجهين وإنما حكى اختلاف الأصوليين وأراد بقدوتنا فى الأصول الأشعرى . قال الشيخ الإمام الوالد رحمه الله الذى ينبغى أن يقال إن اجتهاد القاضى إن أداه إلى أن مصلحة المرأة تفوت بالتأخير وجبت المبادرة أو أن المصلحة التأخير تعين وإن أشكل الحال أو استوى أو كان فى مهلة النظر فهذا موضع التردد وينبغى ألا يبادر.

 

Имам аль-Харамейн в разделе «Собрание правителей» книги «ан-Нихая» сказал о женщине, которая утверждает, что ее опекун отсутствует и требует от султана, чтобы он выдал ее замуж и проявляет настойчивость в этом следующее: «Ученые усуля разошлись во мнении об этом. Наш предводитель в усуле склонился к мнению, что отвечают ее требованию. Самое большее, что может сделать султан - это попросить у нее отсрочки, а если она откажется, то он должен ответить ее требованию. Кади Абу Бакр ибн аль-Бакиляни склонился к мнению, что судья не отвечает ее требованию если посчитает правильным отложить это дело. И он скажет: «Я не обязан отвечать на твое требование, пока точно не удостоверюсь в этом».

Ар-Рафии этот вопрос передал от имама аль-Джувайни и сказал, что здесь есть два мнения, их передал имам аль-Джувайни от ученых усуля.

Ты видишь выражение имама аль-Джувейни, как он явно не упомянул эти два мнения, а передал разногласие ученых усуля, и под «нашим предводителем в усуле» он имел виду имама аль-Аш`ари.

Шейх, имам – мой отец (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Необходимо сказать следующее: если иджтихад судьи склоняется к тому, что польза для женщины упускается, в случае, если это дело отложить, тогда обязательно сразу ответить ее требованию. А если польза для нее будет в том, чтобы отложить это дело, тогда он назначает срок. Если положение сомнительное, или обе стороны равны, или отсрочка будет спорным делом, тогда это место сомнения и здесь не следует спешить».

 

Упоминание трудов шейха, да будет доволен им Аллах

  

ذكر تصانيف الشيخ رضى الله عنه

 ذكر أبو محمد بن حزم أنها بلغت خمسا وخمسين مصنفا ورد ابن عساكر هذا القول وقال قد ترك من عدد مصنفاته أكثر من النصف وذكر أبو بكر بن فورك مسميات تزيد على الضعف انتهى . قلت ابن حزم على مقدار ما وقف عليه فى بلاد الغرب . وقد ذكر ابن عساكر بعد ذلك عن أبى المعالى بن عبد الملك القاضى أنه سمع من يثق به يذكر أنه رأى تراجم مصنفاته تزيد على مائتين وثلاثمائة مصنف . وعد ابن عساكر من مصنفاته مما ذكره الشيخ في كتابه  العمد فى الرؤية وغيره  الفصول فى الرد على الملحدين  الموجز  إمامة الصديق  خلق الأعمال  الاستطاعة  الصفات  الرؤية  الأسماء والأحكام  الرد على المجسمة  الإيضاح  اللمع الصغير  اللمع الكبير  الشرح والتفصيل  المقدمة  النقض على الجبائى  النقض على البلخى  مقالات المسلمين  مقالات الملحدين  الجوابات فى الصفات على الاعتزال قال ثم نقضناه وأبطلناه  الرد على ابن الراوندى 

 

Абу Мухаммад ибн Хазм упомянул, что их количество достигло 55. Ибн Асакир опроверг это мнение и сказал, что тот не упомянул более половины его книг. Абу Бакр ибн Фурак упомянул в два раза больше книг чем ибн Хазм.

Я скажу: Ибн Хазм упомянул то количество, которое он встретил в странах Запада. После этого Ибн Асакир упомянул от Абуль-Маали ибн Абдул-Малика аль-Кади, что тот слышал от того, кому он доверяет, что он видел более чем 200-300 толкований к его трудам. Ибн Асакир перечислил из его книг то, что упомянул шейх в своей книге: «аль-Умд фирруъяти ва гайрихи», «аль-Фусуль фи рради аляль-мульхидин», «аль-Муджиз», «Имамату Сиддик», «Халькуль-амаль», «аль-Иститаа», «ас-Сифат», «ар-Руъят», «аль-Асмау валь-ахкам», «ар-Раду аляль-муджассима», «аль-Идах», «ал-Люмаульссагир», «аль-Люмауль-кабир», «аш-Шарху ваттафсиль», «аль-Мукаддима», «ан-Накзу аляль-Джубаи», «ан-Накзу аляль-Бальхи», «Макалятуль-муслимин», «Макалятуль-мульхидин», «аль-Джавабату фиссифати аляль-итизаль», «Каля сумма наказнаху ва абтальнаху», «ар-Радду аля Ибн ар-Раванди».
 

Упоминание довода, который вывели наши ученые из достоверного хадиса, который указывает на то, что

Абуль-Хасан аль-Аш`ари и его группа на Сунне, и что их путь - это путь Рая

 

ذكر دليل استنبطه علماؤنا من الحديث الصحيح دال على أن أبا الحسن وفئته على السنة وأن سبيلهم سبيل الجنة

 زعم طوائف من أئمتنا أن سيدنا ومولانا وحبيبنا محمد المصطفى بشر بالشيخ أبى الحسن وأشار إلى ما هو عليه فى حديث الأشعريين حيث قال ‏(‏ الإيمان يمان والحكمة يمانية أتاكم أهل اليمن هم أرق أفئدة وألين قلوبا ‏)‏ أخرجه البخارى ومسلم . وفى حديث أنه قال ‏(‏ يقدم قوم هم أرق أفئدة منكم ‏)‏ فقدم الأشعريون فيهم أبو موسى ‏.‏ ‏.‏ ‏.‏ الحديث . وفى حديث لما نزلت ‏{‏فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ‏}‏ قال رسول الله ‏(‏ هم قوم هذا ‏)‏ وضرب بيده على ظهر أبى موسى الأشعرى . وقد استوعب الحافظ فى كتاب التبيين الأحاديث الواردة فى هذا الباب وهذا ملخصها . قال علماؤنا بشر بأبى الحسن فيها إشارة وتلويحا كما بشر بأبى عبد الله الشافعى رضى الله عنه فى حديث ‏(‏ عالم قريش يملأ طباق الأرض علما ‏)‏ ومالك رضى الله عنه فى حديث يوشك أن يضرب الناس آباط الإبل فلا يجدون عالما أعلم من عالم المدينة . 

 

Ряд ученых из наших имамов утверждает, что наш господин, благодетель и любимец, Мухаммад аль-Мустафа (да благословит его Аллах и приветствует) предвещал о шейхе Абуль-Хасане и указал в хадисе на то, на чем будут ашариты, как он и сказал: «Иман - из Йемена и мудрость тоже из Йемена. К  вам пришли люди Йемена. У них самый тонкий разум и самые мягкие сердца…».

Также в другом хадисе передается, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Сейчас придут люди (племя), у которых разум тоньше, чем у вас» и пришли ашариты, и среди них был Абу Муса (да будет доволен им Аллах)…

Также в хадисе передается, что когда был ниспослан аят: «то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его»2 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они  - племя этого человека» и ударил своей рукой по спине Абу Мусы аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах).

Хафиз Ибн Асакир охватил в своей книге «Табйин» все хадисы, которые передаются по этому разделу, а это краткое их изложение. Наши ученые сказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предвещал об Абуль-Хасане в этих хадисах, дав своего рода  сигнал и указывая на него, как он (да благословит его Аллах и приветствует) предвещал об Абу Абдуллахе аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) в хадисе: «Ученый из курайшитов, который наполнит всю землю своими знаниями», и о Малике (да будет доволен им Аллах) в хадисе: «Люди будут отправляться на верблюдах в разные уголки мира, но не найдут ученого знающего больше, чем ученый из Медины».

 

وممن وافق على هذا التأويل وأخذ به من حفاظ المحدثين وأئمتهم الحافظ الجليل أبو بكر البيهقى فيما أخبرنا به يحيى بن فضل الله العمرى فى كتابه عن مكى ابن علان أخبرنا الحافظ أبو القاسم الدمشقى أخبرنا الشيخ أبو عبد الله محمد ابن الفضل الفراوى أخبرنا أبو بكر أحمد بن الحسين بن على البيهقى الحافظ قال أما بعد فإن بعض أئمة الأشعريين رضى الله عنهم ذاكرني بمتن الحديث الذى أنبأناه أبو عبد الله محمد بن عبد الله الحافظ حدثنا أبو العباس محمد بن يعقوب حدثنا إبراهيم بن مرزوق حدثنا وهب بن جرير وأبو عامر العقدى قالا حدثنا شعبة عن سماك بن حرب عن عياض الأشعرى قال لما نزلت ‏{‏فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ‏}‏ أومأ النبى إلى أبى موسى فقال ‏(‏ هم قوم هذا ‏)‏ . قال البيهقى وذلك لما وجد من الفضيلة الجليلة والمرتبة الشريفة فى هذا الحديث للإمام أبى الحسن الأشعرى رضى الله عنه فهو من قوم أبى موسى وأولاده الذين أوتوا العلم ورزقوا الفهم مخصوصا من بينهم بتقوية السنة وقمع البدعة بإظهار الحجة ورد الشبهة والأشبه أن يكون رسول الله إنما جعل قوم أبى موسى من قوم يحبهم الله ويحبونه لما علم من صحة دينهم وعرف من قوة يقينهم فمن نحا فى علم الأصول نحوهم وتبع فى نفى التشبيه مع ملازمة الكتاب والسنة قولهم جعل من جملتهم هذا كلام البيهقى .

 

Одним из тех, кто согласился с этим толкованием хадиса и взял такой смысл из хафизов и имамов хадиса, является великий хафиз Абу Бакр аль-Байхаки. Об этом в своей книге рассказывает Фадлюллах аль-Амри, от Макки ибн Алляна, от хафиза Абуль-Касима ад-Димашки, от шейха Абу Абдуллаха Мухаммада ибн аль-Фадля  аль-Фарави, от хафиза Абу Бакра Ахмада ибн аль-Хусайна ибн Али аль-Байхаки, что он сказал: 

«Далее (после того, что было сказано), поистине некоторые имамы ашаритов (да будет доволен ими Аллах) напомнили мне матн хадиса, который нам передал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хафиз, от Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Я`куба, от Ибрахима ибн Марзука, от Вахба ибн Джарира и Абу Амира аль-Акди, что они оба сказали: нам рассказал Саммак ибн Харб от Ийаза аль-Аш`ари, что он сказал: «Когда был ниспослан аят: «то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал на Абу Мусу аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Они племя этого человека».

Аль-Байхаки говорит: «И это из-за того, что в этом хадисе рассказывается о великом достоинстве и благородном положении имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах). Он же является из племени Абу Мусы аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах) и его потомков, которым было дано особое понимание в укреплении Сунны и подавлении новшеств, представив ясные доводы и отвергая сомнения. И, похоже, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посчитал племя Абу Мусы людьми, которых любит Аллах и которые любят Его, исходя из того, что он знал о правильности их религии и силе их имана. Следовательно, те, кто пошли в науке «усуль» по их пути и следуют в отрицании ташбиха их мнению, придерживаясь Корана и Сунны, являются из их числа». Это слова аль-Байхаки.


ونحن نقول ولا نقطع على رسول الله يشبه أن يكون نبى الله إنما ضرب على ظهر أبى موسى رضى الله عنه فى الحديث الذى قدمناه للإشارة والبشارة بما يخرج من ذلك الظهر فى تاسع بطن وهو الشيخ أبو الحسن فقد كانت للنبى إشارات لا يفهمها إلا الموفقون المؤيدون بنور من الله الراسخون فى العلم ذوو البصائر المشرقة ‏{‏وَمَن لَّمْ يَجْعَلِ اللَّهُ لَهُ نُورًا فَمَا لَهُ مِن نُّورٍ‏}‏ . وقد عقد ابن عساكر فى كتاب التبيين بابا فيما روى عن النبى من بشارته بأبى موسى حين قدومه من اليمن وإشارته إلى ما يظهر من علم أبى الحسن . وابن عساكر من أخيار هذه الأمة علما ودينا وحفظا لم يجئ بعد الدارقطنى أحفظ منه اتفق على هذا الموافق والمخالف . وعن مجاهد فى قوله تعالى ‏{‏فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ‏}‏ قال قوم من سبأ قال ابن عساكر والأشعريون قوم من سبأ .

 

И мы говорим, но категорически не утверждаем, что это имел в виду  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно, Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил по спине Абу Мусу аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах) в хадисе, который мы упомянули, указывая и предвещая о том,  кто выйдет из его спины (потомства) в седьмом колене. И этим человеком является шейх Абуль-Хасан. Поистине у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были указания, которые исполняют только те, кому дан тауфик и нур - свет познания Аллаха - и имеют основательные знания и светлый разум, так как «кому Аллах не даровал света, тому не будет света»3.

Ибн Асакир в своей книге «Табйин», написал отдельный раздел о том, что было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о предвещании им (да благословит его Аллах и приветствует) об Абу Мусе, когда он прибыл к нему из Йемена и о его указании на знания, которые появятся у Абуль-Хасана аль-Аш`ари. А Ибн Асакир является одним из лучших представителей уммы  по знанию, религиозности и запоминанию хадисов. Не было после ад-Дарукутни хафиза лучше него. С этим согласились как согласные, так и не согласные.

И от Муджахида передается, что в аяте: «то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» он сказал, что это племя из Сабаъ. Ибн Асакир говорит, что ашариты являются племенем из Сабаъ.
 

قلت وقال علماؤنا إن النبى لم يحدث فى أصول الدين أحدا بحديث حدثه للأشعريين وأنهم الذين اختصوا بسؤاله عن ذلك وإجابته لهم . ففى صحيح البخارى وغيره عن عمران بن حصين قال إنى لجالس عند النبى إذ جاءه قوم من بنى تميم فقال ‏(‏ اقبلوا البشرى يا بنى تميم ‏)‏ فقالوا قد بشرتنا فأعطنا يا رسول الله قال فدخل عليه ناس من أهل اليمن فقال ‏(‏ اقبلوا البشرى يا أهل اليمن إذ لم يقبلها بنو تميم ‏)‏ قالوا قبلنا يا رسول الله جئنا لنتفقه فى الدين ونسألك عن أول هذا الأمر ما كان . كذا فى لفظ . وفى لفظ البخارى جئناك نسألك عن هذا الأمر قال كان الله ولم يكن شيء غيره . وفى رواية ولم يكن شيء قبله وكان عرشه على الماء ثم خلق السموات والأرض وكتب فى الذكر كل شيء  قال وأتاه رجل فقال يا عمران بن حصين راحلتك أدرك ناقتك فقد ذهبت فانطلقت فى طلبها وإذا السراب ينقطع دونها وأيم الله لوددت أنها ذهبت وأنى لم أقم . وقد ساق ابن عساكر هذا الحديث من طرق عدة.

Я скажу и наши ученые сказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не рассказал об основах религии никому то, что рассказал ашаритам и они являются теми, кто обособились и спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об основах религии и он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил им.

В сборнике хадисов аль-Бухари и других от Имрана ибн Хасина передается, что он сказал:  «В то, время когда я сидел возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к нему пришли люди из Бану Тамим и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Примите благую весть, о Бану Тамим». Они сказали: Поистине ты нам предвещал благую весть, дай же нам это о посланник Аллаха». Далее Имран сказал: «Потом к нему (да благословит его Аллах и приветствует) зашли люди из Йемена и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Примите благую весть о люди Йемена, ибо ее не приняли Бану Тамим». Они ответили: «Мы принимаем о, посланник Аллаха, и мы хотим спросить у тебя о начале этого дела, как это было». А в тексте, который передается от аль-Бухари, говорится: «Мы пришли к тебе, чтобы спросить у тебя об этом деле». А он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Был Аллах, и не было ничего, кроме него». А в другой версии передается, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…и не было ничего до него. Был его Трон (Арш) над водой. Он создал небеса и землю и написал в (лавх аль-махфузе) все». Далее Имран рассказывает, что к нему пришел один человек и сказал: «О, Имран, твой верховой верблюд пошел за твоей верблюдицей (то есть твой верблюд убежал)». Я пошел искать его, но мираж оградил его от меня. Клянусь Аллахом, я пожелал бы, чтоб верблюд ушел, и я не вставал из маджлиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Поистине, Ибн Асакир  приводит этот хадис из нескольких источников.
 

Продолжение следует...

  • 1. Сура аль-Анбийа, аят 23
  • 2. Сура аль-Маида, аят 54
  • 3. Сура ан-Нур, аят 40
5
Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (2 голосов)
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.