Skip to main content
 

Жизнь и убеждения имама Абуль-Хасана аль-Аш`ари. Часть 3

shaxdag_825_256212.jpg

 

Упоминание о его последователях, которые взяли знания у него самого и о тех, которые взяли знания от его последователей

 

ذكر أتباعه الآخذين عنه والآخذين عن من أخذ عنه وهلم جرا . اعلم أن أبا الحسن لم يبدع رأيا ولم ينش مذهبا وإنما هو مقرر لمذاهب السلف مناضل عما كانت عليه صحابة رسول الله فالانتساب إليه إنما هو باعتبار أنه عقد على طريق السلف نطاقا وتمسك به وأقام الحجج والبراهين عليه فصار المقتدى به فى ذلك السالك سبيله فى الدلائل يسمى أشعريا ولقد قلت مرة للشيخ الإمام رحمه الله أنا أعجب من الحافظ ابن عساكر فى عدة طوائف من أتباع الشيخ ولم يذكر إلا نزرا يسيرا وعددا قليلا ولو وفى الاستيعاب حقه لاستوعب غالب علماء المذاهب الأربعة فإنهم برأى أبى الحسن يدينون الله تعالى فقال إنما ذكر من اشتهر بالمناضلة عن أبى الحسن وإلا فالأمر على ما ذكرت من أن غالب علماء المذاهب معه . وقد ذكر الشيخ شيخ الإسلام عز الدين بن عبد السلام أن عقيدته اجتمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية فى زمانه أبو عمرو بن الحاجب وشيخ الحنفية جمال الدين الحصيرى. قلت وسنعقد لهذا الفصل فصلا يخصه فيما بعد.

 

Знайте, что Абуль-Хасан не придумал ничего нового и не создал новый мазхаб. Поистине, он тот, кто установил мазхаб праведных предшественников (саляфов) и защитник тех убеждений, которые исповедовали сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А то, что к нему относят мазхаб - это делают из-за того, что он собрал вокруг себя на пути саляфов большой круг людей, и стал держаться за этот путь, установив для него неопровержимые доказательства. А тех, кто последовал за ним в этом и придерживался его пути в приведении доводов стали называть «ашаритами».

Однажды я сказал своему шейху, имаму [Такиюддину ас-Субки1], да смилуется над ним Аллах: «Я удивляюсь от того, что хафиз Ибн Асакир в нескольких поколениях из последователей шейха упомянул из них  только незначительное и небольшое количество. А если бы он охватил действительно всех последователей, он охватил бы почти всех ученых четырех мазхабов. Поистине, все они служат  Всевышнему Аллаху согласно мнению Абуль-Хасана». Шейх ответил: «Он упомянул только тех, кто стал известным защитой Абуль-Хасана, а в противном случае все было бы именно так, как ты и сказал, ибо большинство ученых всех мазхабов идут по его пути».

Шейх уль-Ислам Иззуддин ибн Абдуссалям свидетельствует, что на его убеждениях объединились шафииты, маликиты, ханафиты и достойные из ханбалитов и с ним были согласны из ученых его времени шейх маликитов  в свое время Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусайри. Далее мы выделим для этого отдельную главу.

 

 قال الشيخ الإمام فيما يحكيه لنا ولقد وقفت لبعض المعتزلة على كتاب سماه طبقات المعتزلة وافتتح بذكر عبد الله بن مسعود رضى الله عنه ظنا منه أنه برأه الله منهم على عقيدتهم قال وهذا نهاية فى التعصب فإنما ينسب إلى المرء من مشى على منواله . قلت أنا للشيخ الإمام ولو تم هذا لهم لكان للأشاعرة أن يعدوا أبا بكر وعمر رضى الله عنهما فى جملتهم لأنهم عن عقيدتهما وعقيدة غيرهما من الصحابة فيما يدعون يناضلون وإياها ينصرون وعلى حماها يحومون فتبسم وقال أتباع المرء من دان بمذهبه وقال بقوله على سبيل المتابعة والاقتفاء الذى هو أخص من الموافقة فبين المتابعة والموافقة بون عظيم . قلت وقد بينا البون فى شرح المختصر فى مسألة الناسى . ونقل الحافظ كلام الشيخ أبى عبد الله محمد بن موسى بن عمار الكلاعى المآيرقى وهو من أئمة المالكية فى هذا الفصل فاستوعبه منه أهل السنة من المالكية والشافعية وأكثر الحنفية بلسان أبى الحسن الأشعرى يتكلمون وبحجته يحتجون ثم أخذ المايرقى يقرر أن أبا الحسن كان مالكى المذهب فى الفروع وحكى أنه سمع الإمام رافعا الحمال يقول وليس الأمر كذلك قطعا كما أسلفناه وقد وقع لى أن سبب الوهم فيه أن القاضى أبا بكر كان يقال له الأشعرى لشدة قيامه فى نصرة مذهب الشيخ وكان مالكيا على الصحيح الذى صرح به أبو المظفر بن السمعانى فى القواطع وغيره من النقلة الأثبات خلافا لمن زعمه شافعيا ورافع الحمال قرأ على من قرأ على القاضى فأظن المآيرقى سمع رافعا يقول الأشعرى مالكى فتوهمه يعنى الشيخ وإنما يعنى رافع القاضى أبا بكر هذا ما وقع لى ولا أشك فيه . والمآيرقى رجل مغربى بعيد الديار عن بلاد العراق متأخر عن زمان أصحاب الشيخ وأصحاب أصحابه فيبعد عليه تحقيق حاله وقد قدمنا كلام الشيخ أبى محمد الجوينى عن الأستاذ أبى إسحاق وكفى به فإنه أعرف من رافع ولا أحد فى عصر الأستاذ أخبر منه بحال الشيخ إلا أن يكون القاضى ابن الباقلانى .

 

Наш шейх, имам [Такиюддин ас-Субки] передал нам в своем рассказе: «Я видел у одного из му`тазилитов  книгу названную «Табакат аль-Му`тазиля» и он открывает эту книгу с упоминания Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), полагая, что он - да очистит Аллах его от них – исповедовал му`тазилитскую акыду. Это же крайний фанатизм. Ведь к человеку относят только тех, кто пошел по его пути». Я сказал шейху, имаму: «Даже если это было бы так, для ашаритов достаточно того, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, были в их рядах, потому что они на их акыде и акыде других сподвижников в том, что они отстаивают, защищают, оказывают помощь и охраняют как заповедник (вероубеждение мусульман)». Он улыбнулся и сказал: «Последователи какого-то человека - те, кто придерживаются его пути, говорят то же, что и он и следуют за ним по стопам, а не просто соглашаются с ним. Ведь, между следованием и согласием большая разница». Мы разъяснили эту разницу в «Шарх аль-Мухтасар».

Также хафиз Ибн Асакир приводит слова одного из имамов маликитов, шейха Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Муса ибн Аммар аль-Каля`и аль-Майюрки по этой главе: «Затем это полностью переняли от него (от имама аль-Аш`ари) Ахлу Сунна из маликитов, шафиитов и большая часть из ханафитов. Они говорят на языке Абуль-Хасана аль-Аш`ари и защищаются его доводами». Далее аль-Майюрки приступил к подтверждению того, что Абуль-Хасан был на маликитском мазхабе в фикхе. И он рассказал, что об этом услышал от имама Рафи` аль-Хаммаля. Но это, без сомнения, не так, как мы и раньше говорили. Я полагаю, что причиной того, что он так подумал, является то, что Кади Абу Бакра называли именем «аль-Аш`ари» из-за его сильной позиции в помощи мазхабу шейха. В действительности же он был маликитом согласно сильному мнению, которое высказал Аль-Музаффар ибн ас-Сам`ани в «Аль-Кавати`» и другие из достоверных передатчиков, в отличие от тех, кто утверждает, что он был шафиитом. А Рафи` аль-Хаммаль учился у тех, кто учился у Кади Абу Бакра,  и я предполагаю, что аль-Майюрки слышал, как Рафи` говорил, что аль-Аш`ари является маликитом, и он подумал, что это Абуль-Хасан аль-Аш`ари, но шейх Рафи` имел в виду Кадия Абу Бакра [потому что и его называли аль-Аш`ари]. 

Это то, к чему пришел я, и у меня в этом нет сомнений. А аль-Майюрки это человек из далекой от Ирака страны Магриба, живший намного позже времени, в котором жили сподвижники шейха, а также и сподвижники его сподвижников и он вряд ли мог точно знать о его истинном положении. Мы ранее приводили слова шейха Абу Мухаммада аль-Джувайни от устаза Абу Исхака [аль-Исфарайини] и этого нам достаточно. Поистине он знал об этом лучше, чем Рафи`. И не было никого в его время, кто бы знал лучше него о положении шейха, кроме Кади аль-Бакилляни. 

 

 وقد ذكر غير واحد من الأثبات أن الشيخ كان يأخذ مذهب الشافعى عن أبى إسحاق المروزى وأبو إسحاق المروزى يأخذ عنه علم الكلام ولذلك كان يجلس فى حلقته وليس هذا مما عقدنا له هذا الفصل فلنعد إلى غرضنا فنقول قال المآيرقى ولم يكن أبو الحسن أول متكلم بلسان أهل السنة إنما جرى على سنن غيره وعلى نصرة مذهب معروف فزاد المذهب حجة وبيانا ولم يبتدع مقالة اخترعها ولا مذهبا انفرد به ألا ترى أن مذهب أهل المدينة نسب إلى مالك ومن كان على مذهب أهل المدينة يقال له مالكى ومالك إنما جرى على سنن من كان قبله وكان كثير الاتباع لهم إلا أنه لما زاد المذهب بيانا وبسطا عزى إليه كذلك أبو الحسن الأشعرى لا فرق ليس له فى مذهب السلف أكثر من بسطه وشرحه وتواليفه فى نصرته . وأطال المآيرقى فى ذلك ثم عدد خلقا من أئمة المالكية كانوا يناضلون عن مذهب الأشعرى ويبدعون من خالفه ولا حاجة إلى شرح ذلك فإن المالكية أخص الناس بالأشعرى إذ لا نحفظ مالكيا غير أشعرى ونحفظ من غيرهم طوائف جنحوا إما إلى اعتزال أو إلى تشبيه وإن كان من جنح إلى هذين من رعاع الفرق . ثم ذكر المآيرقى رسالة الشيخ أبى الحسن القابسى المالكى التى يقول فيها واعلموا أن أبا الحسن الأشعرى لم يأت من علم الكلام إلا ما أراد به إيضاح السنن والتثبت عليها .  إلى أن يقول القابسى وما أبو الحسن إلا واحد من جملة القائمين فى نصرة الحق ما سمعنا من أهل الإنصاف من يؤخره عن رتبة ذلك ولا من يؤثر عليه فى عصره غيره ومن بعده من أهل الحق سلكوا سبيله . إلى أن قال لقد مات الأشعرى يوم مات وأهل السنة باكون عليه وأهل البدع مستريحون منه . وذكر قول الشيخ أبى محمد عبد الله بن أبى زيد فى جوابه لمن لامة فى حب الأشعرى ما الأشعرى إلا رجل مشهور بالرد على أهل البدع وعلى القدرية الجهمية متمسك بالسنن . وأطال المايرقى وغيره من المالكية فى تقريظ الشيخ أبى الحسن

 

Ученые приводят доказательства того, что шейх аль-Аш`ари брал шафиитский мазхаб от Абу Исхака аль-Марвази2, а Абу Исхак аль-Марвази брал у него науку калям. И для этого он сидел в его кругу (маджлисе). Но это не является темой, ради которой мы начали этот раздел. И давайте мы вернемся к нашей цели. 

Далее мы скажем, что Аль-Майюрки сказал: «Абуль-Хасан не был первым, кто начал говорить на языке Ахлю Сунны, он пошел по пути других, помогая уже известному мазхабу. Он увеличил доводы мазхаба и побольше разъяснил его. И он не ввел что-то новое и не создал новый мазхаб, который бы единолично составил. Разве вы не видите, что мазхаб Медины относят к Имаму Малику и того, кто придерживается мазхаба мединцев, называют маликитом. А Имам Малик только и пошел по пути тех, которые были до него. И он во многом следовал им. Но когда он укрепил мазхаб разъяснениями и пространным изложением, этот мазхаб стали относить к нему. Также обстоит дело и с Абуль-Хасаном аль-Аш`ари, и в этом нет никакой разницы. Он не добавил в мазхаб саляфов ничего, кроме пространного изложения, разъяснения и составления книг для помощи мазхаба». 

Аль-Майюрки долго рассказывает об этом и перечислил большое количество из маликитских имамов, которые были защитниками мазхаба аль-Аш`ари и обвиняли в заблуждении тех, кто не согласился с ним. Здесь нет надобности разъяснять все это. Поистине, маликиты испытывают особое отношение к Имаму аль-Аш`ари, ибо мы не помним ни одного маликита, который не является ашаритом. А из других мазхабов  мы знаем тех, кто проявляли склонность к идеям му`тазилитов или мушаббихов, хотя те, кто склонился к этим двум течениям, были простыми людьми (то есть, не из числа ученых). 

Далее аль-Майюрки упоминает послание шейха Абуль-Хасана аль-Кабиси аль-Малики3, в котором он говорит: «Знайте, что Абуль-Хасан аль-Аш`ари брал из науки калям только то, чем он хотел разъяснить Сунну и укрепить на ее пути». Также аль-Кабиси говорит: «Абуль-Хасан является одним из тех ученых, которые помогали  истине. Мы не слышали ни о ком из справедливых людей, кто низвел бы его с этого уровня, а также о том, кому давали бы предпочтение кроме него в его время. А те из людей истины, кто жил после него, пошли по его пути». Далее он сказал: «Поистине аль-Аш`ари умер и в день смерти его оплакивали Ахлю Сунна, а приверженцы нововведений радовались этому». 

Далее он упомянул слова шейха Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Аби Зейда4, которыми он ответил тем, кто упрекал его в любви к имаму аль-Аш`ари: «Аль-Аш`ари не является никем иным, как человеком, который получил известность в опровержении приверженцев нововведений, кадаритов и джахмитов, и придерживался Сунны».

Аль-Майюрки и другие из маликитов удлинили [свою речь] в восхвалении шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари.

 

 وإذا عرفت ذلك فمن الآخذين عن الشيخ الأستاذ أبو سهل الصعلوكى والأستاذ أبو إسحاق الإسفراينى والشيخ أبو بكر القفال والشيخ أبو زيد المروزى والأستاذ أبو عبد الله بن خفيف وزاهر بن أحمد السرخسى والحافظ أبو بكر الجرجانى الإسماعيلى والشيخ أبو بكر الأودنى والشيخ أبو محمد الطبرى العراقى وأبو الحسن عبد العزيز بن محمد بن إسحاق الطبرى المعروف بالدمل وأبو جعفر السلمى النقاش وأبو عبد الله الأصبهانى الشافعى وأبو محمد القرشى الزهرى وأبو منصور بن حمشاد . وربما كان فى هؤلاء من لم يثبت عندنا أنه جالس الشيخ ولكن كلهم عاصروه وتمذهبوا بمذهبه وقرؤوا كتبه وأكثرهم جالسه وأخذ عنه شفاها . والشيخ أبو الحسين بن سمعون الواعظ وأبو عبد الرحمن الشروطى الجرجانى . وأخصهم بالشيخ أربعة ابن مجاهد وهو أبو عبد الله محمد بن أحمد بن محمد ابن يعقوب بن مجاهد الطائى شيخ القاضى أبى بكر الباقلانى وكان مالكى المذهب ذكره القاضي عياض فى المدرك . وأبو الحسن الباهلى العبد الصالح شيخ الأستاذ أبى إسحاق والأستاذ أبى بكر ابن فورك وشيخ القاضى أبى بكر أيضا إلا أن القاضى أبا بكر أخص بابن مجاهد والأستاذان أخص بالباهلى . قال القاضى أبو بكر كنت أنا وأبو إسحاق الإسفراينى وابن فورك معا فى درس الشيخ الباهلى وكان يدرس لنا فى كل جمعة مرة واحدة وكان منا فى حجاب يرخى الستر بيننا وبينه كى لا نراه وكان من شدة اشتغاله بالله مثل واله أو مجنون لم يكن يعرف مبلغ درسنا حتى نذكره ذلك . وقال أبو الفضل محمد بن على السهلكى كان الباهلى يسأل عن سبب النقاب وإرساله الحجاب بينه وبين هؤلاء الثلاثة كاحتجابه عن الكل فإنه كان يحتجب عن كل واحد فأجاب إنهم يرون السوقة وهم أهل الغفلة فيروني بالعين التى يرون أولئك بها . قال وكانت له أيضا جارية تخدمه فكان حالها أيضا معه كحال غيرها من الحجاب وإرخاء الستر بينه وبينها . والثالث بندار خادمه وقد تقدمت ترجمته . والرابع أبو الحسن على بن محمد بن مهدى الطبرى .

 

И теперь, когда ты узнал обо всем этом, [мы добавим, что] из тех, кто брал знания у шейха, были:

Устаз Абу ас-Сахль ас-Са`люки, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини, шейх Абу Бакр аль-Каффаль, шейх Абу Зейд аль-Марвази, устаз Абдуллах ибн Хафиф, Захир ибн Ахмад ас-Сархаси, хафиз Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили, шейх Абу Бакр аль-Авдани, шейх Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Мухаммад ибн Исхак ат-Табари известный как ад-Дамль, Абу Джа’фар ас-Сулями ан-Никаш, Абу Абдуллах аль-Асбахани аш-Шафии, Абу Мухаммад аль-Кураши аз-Захри, Абу Мансур ибн Хамшад.

Возможно, среди них есть те, кто не учился непосредственно у шейха, но они все были его современниками, придерживались его мазхаба и читали его книги. Большая часть из них сидели перед ним и брали знания прямо из его уст. И кроме этих, еще были шейх Абуль-Хасан ибн Сам`ун аль-Ва`из и Абу Абдуррахман аш-Шурути аль-Джурджани. 

Из этих учеников особо приближенными к шейху  были четверо:

1. Ибн Муджахид, он же Абу Абдуллах Махаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Я`куб ибн Муджахид ат-Таи, который был шейхом Абу Бакра аль-Бакилляни. Он придерживался маликитского мазхаба. И Кади Ийяд упоминает его в книге «аль-Мадарик».

2. Абуль-Хасан аль-Бахили, праведный раб Аллаха, шейх устаза Абу Исхака и устаза Абу Бакра ибн Фурака, также шейх кади Абу Бакра, но Абу Бакр однако имел особое отношение к Ибн Муджахиду, а два других устаза (Абу Исхак и Ибн Фурак) к аль-Бахили.

Аль-Къади Абу Бакр сказал: Я, Абу Исхак Аль-Исфирани и Ибн Аль-Фаврак бывали втроем на уроке Шейха Аль-Бахили. Он каждую пятницу по одному разу давал нам уроки, и он отгораживался от нас, повесив между нами занавес, чтоб мы не видели его. Он, от его сильного увлечения Всевышним, был подобен валию или маджнуну. Он не знал конца нашему уроку, пока мы не упоминали ему об этом. Абуль-Фадль Мухаммад ибн Али ас-Сахлюки сказал: «Аль-Бахили спрашивали о причине его отгораживания и вешании занавеса между ним и этими тремя учениками так же, как он отгораживался и от остальных людей. Он же отгораживался от всех людей до единого. На это он ответил: «Они видят простонародье и они являются беспечными людьми. Они могут увидеть меня теми глазами, которыми видели все это». Еще он сказал, что у него была служанка, которая служила ему. Он относился к ней так же как и к остальным людям. Он также отгораживался и от  нее и вешал занавес».

3. Бандар – это его слуга, его биографию ранее приводили.

4. Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Махди ат-Табари.

 

ومن الطبقة الثانية أبو سعد الإسماعيلى وأخوه أبو نصر وأبو الطيب الصعلوكى وأبو الحسن بن داود المقرئ الدارانى وسيف السنة القاضى أبو بكر بن الباقلانى والأستاذ أبو إسحاق والأستاذ أبو بكر بن فورك والأستاذ أبو على الدقاق والحاكم أبو عبد الله الحافظ والشيخ أبو سعد الخركوشى والقاضى أبو عمر البسطامى وأبو القاسم البجلى وأبو الحسن ابن ماشاذه والشريف أبو طالب المهتدى وأبو معمر بن أبى سعد الإسماعيلى وأبو حازم العبدوى الحافظ الأعرج وأبو على ابن شاذان والحافظ أبو نعيم الأصبهانى وأبو حامد بن دلوية . ومن الثالثة أبو الحسن السكرى وأبو منصور الأيوبي النيسابورى والقاضى عبد الوهاب المالكى وأبو الحسن النعيمى وأبو طاهر بن خراشة والأستاذ أبو منصور البغدادى والحافظ أبو ذر الهروى وأبو بكر ابن الجرمى الزاهد والشيخ أبو محمد الجوينى وأبو القاسم ابن أبى عثمان الهمذانى البغدادى وأبو جعفر السمنانى الحنفى قاضى الموصل وأبو حاتم القزوينى ورشأ بن نظيف المقرئ وأبو محمد الأصبهانى بن اللبان وسليم الرازى وأبو عبد الله الخبازى وأبو الفضل بن عمروس المالكى والأستاذ أبو القاسم عبد الجبار بن على الإسفراينى والحافظ أبو بكر البيهقى . ومن الرابعة الخطيب البغدادى الحافظ والأستاذ أبو القاسم القشيرى وأبو على بن أبى حريصة الهمذاني وأبو المظفر الإسفراينى والشيخ أبو إسحاق الشيرازى وإمام الحرمين ونصر المقدسى وأبو عبد الله الطبرى . ومن الخامسة أبو المظفر الخوافى وإلكيا والغزالى وفخر الإسلام الشاشى وأبو نصر القشيرى والشيخ أبو سعيد الميهنى والشريف أبو عبد الله الديباجى والقاضى أبو العباس بن الرطبى وأبو عبد الله الفراوى وأبو سعد بن أبى صالح المؤذن وأبو الحسن السلمى وأبو منصور بن ماشاذه الأصبهانى وأبو الفتوح الإسفراينى ونصر الله المصيصى

 

Второе поколение учеников шейха: Абу Са`д аль-Исмаили, его брат Абу Наср, Абу ат-Таййиб ас-Са`люки, Абуль-Хасан ибн Давуд аль-Мукри ад-Дарини, меч Сунны кади Абу Бакр аль-Бакилляни, устаз Абу Исхак, устаз Абу Бакр ибн Фурак, устаз Абу Али ад-Даккак, хафиз аль-Хаким Абу Абдуллах, шейх Абу Са`д аль-Харкуши, кади Абу Умар аль-Бастами, Абуль-Касим аль-Баджли, Абуль-Хасан ибн Машизах, аш-Шариф Абу Талиб аль-Мухтади, Абу Муаммар ибн Са`д аль-Исмаили, Абу Хазим аль-Абдави, хафиз аль-А`радж, Абу Али ибн Шазан, хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани и Абу Хамид ибн Дальвийа.

Третье поколение: Абуль-Хасан ас-Сукри, Абу Мансур аль-Аййуби ан-Найсабури, кади Абдуль-Ваххаб аль-Малики, Абуль-Хасан ан-На`ими, Абу Тахир ибн Харраша,  устаз Абу Мансур аль-Багдади, хафиз Абу Зарр аль-Харави, аскет Абу Бакр ибн аль-Джарми, шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни, Абуль-Касим ибн Абу Усман аль-Хамдани аль-Багдади, кади Мосула Абу Джафар ас-Самнани аль-Ханафи, Абу Хатам аль-Казвини, Рашаъ ибн Назиф аль-Мукри, Абу Мухаммад аль-Асбахани ибн аль-Лаббан, Салим ар-Рази, Абу Абдуллах аль-Хаббази, Абуль-Фадль ибн Амрус аль-Малики, устаз Абуль-Касим Абдуль-Джаббар ибн Али аль-Исфарайини и хафиз Абу Бакр аль-Байхаки. 

Четвертое поколение: Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади, устаз Абуль-Касим аль-Кушайри, Абу Али ибн Абу Харисат аль-Хамзани, Абуль-Музаффар аль-Исфарайини, шейх Абу Исхак аш-Ширази, имам аль-Харамайн, Наср аль-Макдиси и Абу Абдуллах ат-Табари.

Пятое поколение: Абуль-Музаффар аль-Хавафи, Илькийа, аль-Газали, Фахр уль-Ислам аш-Шаши, Абу Наср аль-Кушайри, шейх Абу Саид аль-Майхани, Аш-Шариф Абу Абдуллах ад-Дибаджи, кади Абуль-Аббас ар-Ратби, Абу Абдуллах аль-Фарави, Абу Саид ибн Абу Салих аль-Муаззин, Абуль-Хасан ас-Сальми, Абу Мансур ибн Машазах аль-Асбахани, Абуль-Футух аль-Исфарайини и Насруллах аль-Мусиби.

 

فهذا جملة من ذكر الحافظ فى كتاب التبيين وقال لولا خوفى من الإملال فى الإسهاب لتتبعت ذكر جميع الأصحاب وكما لا يمكننى إحصاء نجوم السماء كذلك لا أتمكن من استقصاء جميع العلماء مع انتشارهم فى الأقطار والآفاق من المغرب والشام وخراسان والعراق . قلت ولقد أهمل على سعة حفظه من الأعيان كثيرا وترك ذكر أقوام كان ينبغى حيث ذكر هؤلاء أن يشمر عن ساعد الاجتهاد فى ذكرهم تشميرا لكنه استوعب الأولى أو كاد واستغرق فلم يفته إلا بعض الآحاد . ومن الثانية أبو الحسن البليانى المالكى وأبو الفضل الممسى المالكى المقتول ظلما وأبو القاسم عبد الرحمن بن عبد المؤمن المكى المالكى تلميذ ابن مجاهد وأبو بكر الأبهرى وأبو محمد بن أبى زيد وأبو محمد بن التبان وأبو إسحاق إبراهيم بن عبد الله القلانسى . ومن الثالثة من المالكية أبو عمران الفاسى . ومن الرابعة أبو إسحاق التونسى المالكى وأبو الوفاء ابن عقيل الحنبلى وقاضى القضاة الدامغانى الحنفى وقاضى القضاة أبو بكر الناصح الحنفى . ومن الخامسة  أبو الوليد الباجى وأبو عمر بن عبد البر الحافظ وأبو الحسن القابسى والحافظ الكبير أبو القاسم بن عساكر والحافظ أبو الحسن المرادى والحافظ أبو سعد بن السمعانى والحافظ أبو طاهر السلفى والقاضي عياض بن محمد اليحصبى والإمام أبو الفتح الشهرستانى . ومن السادسة الإمام فخر الدين الرازى وسيف الدين الآمدى وشيخ الإسلام عز الدين ابن عبد السلام والشيخ أبو عمرو ابن الحاجب المالكى والشيخ جمال الدين الحصيرى الحنفى وصاحب التحصيل والحاصل والخسر وشاهى . ومن السابعة شيخ الإسلام تقى الدين ابن دقيق العيد والشيخ علاء الدين الباجى والشيخ الإمام الوالد والشيخ صفى الدين الهندى والشيخ صدر الدين ابن المرحل وابن أخيه الشيخ زين الدين والشيخ صدر الدين سليمان بن عبد الحكم المالكى والشيخ شمس الدين الحريرى الخطيب والشيخ جمال الدين الزملكانى والقاضى جمال الدين ابن جملة والشيخ شهاب الدين ابن جميل وقاضى القضاة شمس الدين السروجى الحنفى والقاضى شمس الدين بن الحريرى الحنفى والقاضى عضد الدين الإيجى الشيرازى.

 

Это все, о ком упомянул хафиз Ибн Асакир в своей книге «Табйин», и он сказал: «Если бы я не боялся, что буду надоедать подробностями, я бы перечислил всех сподвижников [аль-Аш`ари]. Как невозможно для меня посчитать все звезды на небе, также я не смог бы перечислить всех ученых, так как они разбросаны по всему свету и разным странам, таким как Магриб, Шам, Хорасан и Ирак».

Я скажу: Имея хорошую память, он не перечислил многих знатных лиц и не упомянул людей. Было необходимым, когда он упомянул одних, засучить рукава и постараться, чтобы упомянуть и этих. Но, однако, он охватил всех из первого поколения и даже больше. И пропустил он только единицы. 

Из второго поколения: Абуль-Хасан аль-Бальяни аль-Малики, Абуль-Фадль аль-Масси, который был несправедливо  убит, Абуль-Касим Абдур-рахман ибн Абдуль-Муъмин аль-Макки аль-Малики, ученик ибн Муджахида, Абу Бакр аль-Абхари, Абу Мухаммад ибн Аби Зейд, Абу Мухаммада ибн ат-Тибйан и Абу Исхак Ибрахима ибн Абдуллаха аль-Каляниси.

Из третьего поколения: Абу Имран аль-Фаси.

Из четвертого поколения: Абу Исхака ат-Туниси аль-Малики, Абуль-Вафа ибн Акыль аль-Ханбали, кади аль-куда ад-Дамигани аль-Ханафи и кади аль-кудат Абу Бакр ан-Насих аль-Ханафи.

Из пятого поколения: Абуль-Валид аль-Баджи, хафиз Абу Умар ибн Абдиль-Барр, Абуль-Хасан аль-Кабиси, великий хафиз Абуль-Касим ибн Асакир, хафиз Абуль-Хасан аль-Муради, хафиз Абу Са`д ас-Сам`ани, хафиз Абу Тахир ас-Саляфи, Кади Ийяд ибн Мухаммад аль-Яхсаби и имам Абуль-Фатх аш-Шахристани.

Из шестого поколения: Имам Фахруддин ар-Рази, Сайфуддин аль-Амиди, шейх уль-Ислам Иззуддин ибн Абдуссалям, шейха Абу Амр ибн аль-Хаджиб аль-Малики, шейх Джамалуддин аль-Хусайри аль-Ханафи.

Из седьмого поколения: Шейх уль-Ислам Такиюддин ибн Дакик аль-Ид, шейха Аляуддин аль-Баджи, шейха, имама мой отец (Такиюддин ас-Субки), шейх Сафийюддин аль-Хинди, шейх Садруддин ибн аль-Мархаля, сын его брата – шейха Зайнуддина, шейх Садруддин Сулайман ибн Абдуль-Хаким аль-Малики, шейх Шамсуддин аль-Харири аль-Хатиб, шейх Джамалуддин аз-Замалкани, кади Джамалуддин ибн Джумла, шейх Шихабуддина ибн Джамиля, кади аль-куда Шамсуддин ас-Сарухи аль-Ханафи, кади Шамсуддин ибн аль-Харири аль-Ханафи и кади Адудуддин аль-Ииджи аш-Ширази.

 

Приведение разъяснений о том, что путь шейха аль-Аш`ари - это путь на котором все уважаемые ученые Ислама, а также ученые, отличившиеся в познании дозволенного и запретного из всех четырех мазхабов, и все кто стоят на помощи религии нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

ذكر بيان أن طريقة الشيخ هى التى عليها المعتبرون من علماء الإسلام والمتميزون من المذاهب الأربعة فى معرفة الحلال والحرام والقائمون بنصرة دين سيدنا محمد. قد قدمنا فى تضاعيف الكلام ما يدل على ذلك وحكينا لك مقالة الشيخ ابن عبد السلام ومن سبقه إلى مثلها وتلاه على قولها حيث ذكروا أن الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة أشعريون هذه عبارة ابن عبد السلام شيخ الشافعية وابن الحاجب شيخ المالكية والحصيرى شيخ الحنفية ومن كلام ابن عساكر حافظ هذه الأمة الثقة الثبت هل من الفقهاء الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق الأشعرى ومنتسب إليه وراض بحميد سعيه فى دين الله ومثن بكثرة العلم عليه غير شرذمة قليلة تضمر التشبيه وتعادى كل موحد يعتقد التنزيه أو تضاهى قول المعتزلة فى ذمه وتباهى بإظهار جهرها بقدرة سعة علمه ونحن نحكى لك هنا مقالات أخر لجماعة من معتبرى القول من الفقهاء ثم ننعطف إلى ما نحققه

 

Мы и ранее приводили тексты, которые указывают на это. Также мы рассказывали тебе речь шейха Ибн Абдуссаляма и тех, кто говорил такое же до него, что все они свидетельствовали: шафииты, маликиты, ханафиты и достойные из ханбалитов – это ашариты. Эту свидетельство приводят: Ибн Абдуссалям – шейх шафиитов, Ибн аль-Хаджиб – шейх маликитов, аль-Хусайри- шейх ханафитов.

И от Ибн Асакира - хафиза этой уммы, авторитета и непоколебимого человека приводится: «Нет среди ученых ханафитов, маликитов и шафиитов тех, кто не согласен с аль-Аш`ари, не следует за ним, не доволен его старанием в религии Аллаха, достойным похвалы или не хвалит его за его огромные знания, кроме маленькой кучки, которая придерживалась ташбиха и враждовала с  каждым единобожником, исповедовавшем акыду танзиха. Они уподоблялись му`тазилитам в его порицании и гордились, высказывая эти слова порицания громко из-за скудности своих знаний».

Здесь мы донесем до тебя другие слова группы учены-факихов, которые достойны  уважения и со словами которых считаются. Далее мы вернемся к тому, что хотим осуществить.

 

Продолжение следует... 

  • 1. Шейх уль-Ислам Такиюддин Абуль-Хасан Али ибн Абдул-Кафи ас-Субки  (683-756 гг. по хиджре/1284-1355 гг. по милади). Великий шафиитский факих, достигший степени муджтахида - отец Таджуддина ас-Субки.
  • 2. Имам Абу Исхак Ибрахим ибн Ахмад аль-Марвази (ум. 340 г. хиджры/951 г. по милади) - шейх шафиитов своего времени, один из великих учеников имама Абуль-Аббаса ибн Сурейджа.
  • 3. Имам Али ибн Мухаммад аль-Магафири аль-Кабиси (324-403 гг. по хиджре/936-1013 гг. по милади) - крупнейший маликитский факих из Магриба.
  • 4. Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (310-386 гг. по хиджре/922-996 гг. по милади) - авторитетный маликитский факих, получивший прозвище "маленький Малик".
5
Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (1 голос)
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.