Skip to main content
 

Жизнь и убеждения имама Абуль-Хасана аль-Аш`ари. Часть 4

tabakat_subki.jpg

 

Фетва, которую попросили у устаза Абуль-Касима аль-Кушайри, когда он жил в Хорасане и произошла смута, о которой мы расскажем далее

 

ذكر استفتاء وقع فى زمان الأستاذ أبى القاسم القشيرى بخراسان عند وقوع الفتنة التى سنحكيها فيما بعد . كتب استفتاء فيما يتعلق بحال الشيخ فكان جواب القشيرى ما نصه : بسم الله الرحمن الرحيم اتفق أصحاب الحديث أن أبا الحسن على بن إسماعيل الأشعرى كان إماما من أئمة أصحاب الحديث ومذهبه مذهب أصحاب الحديث تكلم فى أصول الديانات على طريقة أهل السنة ورد على المخالفين من أهل الزيغ والبدعة وكان على المعتزلة والروافض والمبتدعين من أهل القبلة والخارجين من الملة سيفا مسلولا ومن طعن فيه أو قدح أو لعنه أو سبه فقد بسط لسان السوء فى جميع أهل السنة بذلنا خطوطنا طائعين بذلك فى هذا الدرج فى ذى القعدة سنة ست وثلاثين وأربعمائة والأمر على هذه الجملة المذكورة فى هذا الذكر وكتبه عبد الكريم بن هوازن القشيرى . وكتب تحته الخبازى كذلك يعرفه محمد بن على الخبازى وهذا خطه والشيخ أبو محمد الجوينى الأمر على هذه الجملة المذكورة فيه وكتبه عبد الله ابن يوسف وبخط أبى الفتح الشاشى وعلى بن أحمد الجوينى وناصر العمرى وأحمد بن محمد الأيوبى وأخيه على وأبى عثمان الصابونى وابنه أبى نصر بن أبى عثمان والشريف البكرى ومحمد بن الحسن وأبى الحسن الملقاباذى .وقد حكى خطوطهم ابن عساكر . وكتب عبد الجبار الإسفراينى بالفارسية ابن أبو الحسن الأشعرى ان امام است كخداوند عز وجل ابن ايت درشان وى فرشتاد ‏{‏فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ‏}‏ ومصطفى درآن رتت بحدوى إشارات كرد بو موسى أشعرى فقال ‏(‏ هم قوم هذا ‏)‏ كتبه عبد الجبار بن على بن محمد الإسفراينى بخطه تفسيره هذا أبو الحسن كان إماما ولما أنزل الله عز وجل قوله فسوف يأتى الله بقوم يحبهم ويحبونه أشار المصطفى إلى أبى موسى فقال ‏(‏ هم قوم هذا ‏)‏

 

Абуль-Касима аль-Кушайри1 попросили дать фетву о положении шейха Абуль-Хасана. Ответ аль-Кушайри был следующим: 

«С Именем Аллаха Милостивого ко всем на этом Свете и на том Свете лишь к уверовавшим. Ученые хадиса (асхаб аль-хадис) единогласны в том, что Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш`ари был из числа имамов хадиса и его мазхаб - это их мазхаб. Он говорил об основах религии путем приверженцев Сунны (ахлю-Сунна), опровергал противоречащих из числа заблудших и нововведенцев. Он был как обнаженный меч против му`тазилитов, рафидитов, нововведенцев из числа ахль аль-кибла и хавариджей из этой миллы. Тот, кто упрекает его, или порочит, или будет проклинать его или ругать его, поистине, он направил свой злой язык против всех приверженцев Сунны. Мы покорно написали об этом в месяц Зуль-Каада 436 года. Написал это Абдуль-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри».

Также под этим подписались аль-Хаббази, известный как Мухаммад ибн Али аль-Хаббази, шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни, Абдулла ибн Юсуф, Абуль-Фатх аш-Шаши, Али ибн Ахмад аль-Джувайни, Насир аль-Умри, Ахмад ибн Мухаммад аль-Айюби, его брат Али, Абу Усман ас-Сабуни, его сын Абу Наср ибн Абу Усман, Шариф аль-Бакри, Мухаммад ибн Хасан и Абуль-Хасан аль-Мулькабази. Их подписи передал Ибн Асакир.

Абдуль-Джаббар аль-Исфарайини написал на персидском (смысл): «Абуль-Хасан был имамом, и когда Всевышний Аллах ниспослал Свое слово: «то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его»2, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на Абу Мусу и сказал: «Они  - племя этого человека»». Это написал Абдуль-Джаббар ибн Али ибн Мухаммад аль-Исфарайини своим почерком.

 

Требование фетвы в Багдаде

 

استفتاء آخر ببغداد . ما قول السادة الأئمة الجلة في قوم اجتمعوا على لعن فرقة الأشعرى وتكفيرهم ما الذى يجب عليهم فأجاب قاضى القضاة أبو عبد الله الدامغانى الحنفى قد ابتدع وارتكب ما لا يجوز وعلى الناظر فى الأمور أعز الله أنصاره الإنكار عليه وتأديبه بما يرتدع به هو وأمثاله عن ارتكاب مثله وكتب محمد بن على الدامغانى . وبعده كتب الشيخ أبو إسحاق الشيرازى رحمه الله الأشعرية أعيان أهل السنة ونصار الشريعة انتصبوا للرد على المبتدعة من القدرية والرافضة وغيرهم فمن طعن فيهم فقد طعن على أهل السنة وإذا رفع أمر من يفعل ذلك إلى الناظر فى أمر المسلمين وجب عليه تأديبه بما يرتدع به كل أحد وكتب إبراهيم بن على الفيروزابادى . وبعده جوابى مثله وكتب محمد بن أحمد الشاشى وهو فخر الإسلام أبو بكر تلميذ الشيخ أبى إسحاق.

 

Какое мнение у авторитетных имамов-факихов относительно людей, которые согласны с проклятием последователей имама аль-Аш`ари и обвинении их в неверии? Что им будет за это?

Ответил главный кади Абу Абдуллах ад-Дамагани аль-Ханафи3: «Он совершил нововведение и вступил на путь того, что не дозволяется. И изучающему эти вопросы, да возвеличит и поможет ему Аллах, [следует] запрещать им и воспитывать их, чтобы отказались они и им подобные от этого». Написал Мухаммад ибн Али ад-Дамагани.

После него написал шейх Абу Исхак аш-Ширази4, да смилуется над ним Аллах, следующее: «Поистине, ашариты - выдающиеся приверженцы Сунны и помощники Шариата. Они поднялись, чтобы опровергнуть нововведенцев из числа кадаритов, рафидитов и прочих. И тот, кто будет поносить их – он поносит Ахлю Сунна. А если поднимут это дело для изучающего [контролирующего] эти вопросы мусульман, то обязательно ему надо воспитать их, чтобы воздержался [от подобного] каждый». Написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади.

Подобным же образом ответил Мухаммад ибн Ахмад аш-Шаши5, он же Фахр уль-Ислям Абу Бакр, ученик шейха Абу Исхака6.

 

استفتاء آخر فى واقعة أبى نصر القشيرى ببغداد. سنحكى إن شاء الله هذا الاستفتاء والأجوبة عند انتهائنا إلى ترجمة الأستاذ أبى نصر ابن الأستاذ أبى القاسم فى الطبقة الخامسة . وإن من جملة خط الشيخ أبى إسحاق الشيرازى فيه ما نصه وأبو الحسن الأشعرى إمام أهل السنة وعامة أصحاب الشافعى على مذهبه ومذهبه مذهب أهل الحق وكتب إبراهيم بن على الفيروزابادى وكذلك تحت خط جماعة من الشافعية والمالكية والحنفية والحنابلة منهم أبو الخطاب بن الحلوبى وأبو عبد الله القيروانى وأسعد الميهنى وأبو الوفاء بن عقيل الحنبلى وأبو منصور الرزاز وأبو الفرج الإسفراينى وأبو الحسن بن الخل وأبو الحسن على ابن الحسين الغزنوى الحنفى وأبو الخير القزوينى وعمر بن أحمد الخطيبى الزنجانى . وبقى هذا الاستفتاء هكذا زمانا بعد زمان كلما جاءت أمة من العلماء كتبت بالموافقة أعصرا كثيرة.

 

Мы, в разделе пятого поколения расскажем, инша Аллах, о спрашивании мнения и ответах когда перейдем к биографии  устаза Абу Насра сына устаза Абуль-Касима.

Из числа написанного шейхом Абу Исхаком аш-Ширази было следующее: «Абуль-Хасан аль-Аш`ари - имам Ахлю-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, и его мазхаб - мазхаб людей истины (ахлюль хакк)». И это написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади (т.е. аш-Ширази), и также написали [в своих фетвах] ученые из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов.

Среди них: Абуль-Хаттаб аль-Халюби, Абу Абдуллах аль-Кайрвани, Ас’ад аль-Михани, Абуль-Вафа ибн Акиль (Укайль) аль-Ханбали, Абу Мансур ар-Раззаз, Абуль-Фарадж аль-Исфарайини, Абуль-Хасан ибн аль-Халл, Абуль-Хасан Али ибн Хусейн аль-Газнави аль-Ханафи, Абуль-Хайр аль-Кизвини и Умар ибн Ахмад аль-Хатиби аз-Занджани. Каждый раз, когда приходила община ученых, они отвечали аналогично многие века.

 

Упоминание речи Абуль-Аббаса аль-Ханафи

  

ذكر كلام أبى العباس قاضى العسكر الحنفى. كان أبو العباس هذا رجلا من أئمة أصحاب الحنفية ومن المتقدمين فى علم الكلام وكان يعرف بقاضى العسكر . وقد حكى الحافظ أبو القاسم فى كتاب التبيين جملة من كلامه فمنه قوله وقد وجدت لأبى الحسن الأشعرى كتبا كثيرة فى هذا الفن يعنى أصول الدين وهى قريب من مائتى كتاب والموجز الكبير يأتى على عامة ما فى كتبه وقد صنف الأشعرى كتابا كبيرا لتصحيح مذهب المعتزلة فإنه كان يعتقد مذهبهم ثم بين الله له ضلالتهم فبان عما اعتقده من مذهبهم وصنف كتابا ناقضا لما صنف للمعتزلة وقد أخذ عامة أصحاب الشافعى بما استقر عليه مذهب أبى الحسن الأشعرى وصنف أصحاب الشافعى كتبا كثيرة على وفق ما ذهب إليه الأشعرى إلا أن بعض أصحابنا من أهل السنة والجماعة خطأ أبا الحسن الأشعرى فى بعض المسائل مثل قوله التكوين والمكون واحد ونحوها على ما نبين فى خلال المسائل إن شاء الله فمن وقف على المسائل التى أخطأ فيها أبو الحسن وعرف خطأه فلا بأس له بالنظر فى كتبه وقد أمسك كتبه كثير من أصحابنا من أهل السنة والجماعة ونظروا فيها انتهى. 

 

Абуль-Аббас был из имамов ханафитов и из передовых в науке каляма, он был известен как «кади аль-аскар» (судья армии). Хафиз Абуль-Касим передал в своей книге «Табйин» его слова:

«Я нашел у Абуль-Хасана аль-Аш`ари много книг по этой отрасли (т.е. основы религии), их около двухсот. Аль-Аш`ари составил большую книгу для исправления мазхаба му`тазилитов. Он был убежден в истинности их пути, затем Аллах раскрыл ему их заблуждения, и он отказался от этих убеждений и составил книгу, опровергающую то, что составил для му`тазилитов. Последователи имама аш-Шафии приняли путь Абуль-Хасана аль-Аш`ари и они написали множество книг в соответствии с тем, чего придерживался аль-Аш`ари. Но некоторые наши ученые из числа Ахлю-Сунна валь-Джама`а признали ошибочным мнение Абуль-Хасана аль-Аш`ари в некоторых вопросах. Например, его слова, что «таквин» и «мукавван» - это одно и то же, и подобное этому, которое мы разъясним далее, если Аллах пожелает. Тот, кто будет рассматривать вопросы, в которых ошибся Абуль-Хасан и узнает его ошибки, то нет ничего плохого в рассмотрении его книг. Многие наши ученые из Ахлю-Сунна валь-Джама`а рассматривали его книги».

 

Исследование этого вопроса

 

ذكر البحث عن تحقيق ذلك. سمعت الشيخ الإمام رحمه الله يقول ما تضمنته عقيدة الطحاوى هو ما يعتقده الأشعرى لا يخالفه إلا فى ثلاث مسائل . قلت أنا أعلم أن المالكية كلهم أشاعرة لا أستثنى أحدا والشافعية غالبهم أشاعرة لا أستثنى إلا من لحق منهم بتجسيم أو اعتزال ممن لا يعبأ الله به والحنفية أكثرهم أشاعرة أعنى يعتقدون عقد الأشعرى لا يخرج منهم إلا من لحق منهم بالمعتزلة والحنابلة أكثر فضلاء متقدميهم أشاعرة لم يخرج منهم عن عقيدة الأشعرى إلا من لحق بأهل التجسيم وهم فى هذه الفرقة من الحنابلة أكثر من غيرهم . وقد تأملت عقيدة أبى جعفر الطحاوى فوجدت الأمر على ما قال الشيخ الإمام وعقيدة الطحاوى زعم أنها الذى عليه أبو حنيفة وأبو يوسف ومحمد ولقد جود فيها ثم تفحصت كتب الحنفية فوجدت جميع المسائل التى بيننا وبين الحنفية خلاف فيها ثلاث عشرة مسألة منها معنوى ست مسائل والباقى لفظى وتلك الست المعنوية لا تقتضى مخالفتهم لنا ولا مخالفتنا لهم فيها تكفيرا ولا تبديعا صرح بذلك الأستاذ أبو منصور البغدادى وغيره من أئمتنا وأئمتهم وهو غنى عن التصريح لظهوره .

 

Я слышал, как шейх, имам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что включает в себя акыда ат-Тахави, исповедовал аль-Аш`ари не противореча этому, кроме как в 3-х вопросах».

Я скажу: Я знаю, что все маликиты являются ашаритами, без исключения. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, кто примкнул к муджассима и му`тазилитам и на кого не обращает внимания Аллах. Большинство ханафитов – ашариты. Я имею ввиду, что они исповедуют убеждения аль-Аш`ари и никто из них не выходит за рамки этого кроме тех, кто присоединился к му`тазилитам. Что касается ханбалитов, то большинство из достойнейших ранних ученых являются ашаритами, и из них отошли от убеждений аль-Аш`ари только те, кто присоединился к муджассима. И надо сказать, что среди ханбалитов муджассима больше, чем в других мазхабах.

Я поразмыслил над акыдой Абу Джа`фара ат-Тахави и нашел это дело таким, как и сказал шейх, имам [Такиюддин ас-Субки]. Он утверждал, что этой акыды придерживались Абу Ханифа, Абу Юсуф, и Мухаммад. Затем, я исследовал книги ханафитов и обнаружил все вопросы, в которых есть хиляф между нами и ханафитами. Их было 23 вопроса. Из них, смысловых разногласий 6 вопросов, а остальное только словесное разногласие. Наши взаимные разногласия в этих шести вопросах не требуют вынесения такфира или обвинения в нововведении. Об этом ясно сказал устаз Абу Мансур аль-Багдади и другие из наших имамов и их имамов. И это не нуждается в [более] явном высказывании, так как это и так ясно.

 

 ومن كلام الحافظ الأصحاب مع اختلافهم فى بعض المسائل كلهم أجمعون على ترك تكفير بعضهم بعضا مجمعون بخلاف من عداهم من سائر الطوائف وجميع الفرق فإنهم حين اختلفت بهم مستشنعات الأهواء والطرق كفر بعضهم بعضا ورأى تبريه ممن خالفه فرضا . قلت وهذا حق وما مثل هذه المسائل إلا مثل مسائل كثيرة اختلفت الأشاعرة فيها وكلهم عن حمى أبى الحسن يناضلون وبسيفه يقاتلون أفتراهم يبدع بعضهم بعضا ثم هذه المسائل لم يثبت جميعها عن الشيخ ولا عن أبى حنيفة رضى الله عنهما كما سأحكى لك ولكن الكلام بتقدير الصحة . ولى قصيدة نونية جمعت فيها هذه المسائل وضممت إليها مسائل اختلفت الأشاعرة فيها مع تصويب بعضهم بعضا فى أصل العقيدة ودعواهم أنهم أجمعين على السنة وقد ولع كثير من الناس بحفظ هذه القصيدة لا سيما الحنفية وشرحها من أصحابى الشيخ الإمام العلامة نور الدين محمد بن أبى الطيب الشيرازى الشافعى وهو رجل مقيم فى بلاد كيلان ورد علينا دمشق فى سنة سبع وخمسين وسبعمائة وأقام يلازم حلقتى نحو عام ونصف عام ولم أر فيمن جاء من العجم فى هذا الزمان أفضل منه ولا أدين . وأنا أذكر لك قصيدتى فى هذا الكتاب لتستفيد منها مسائل الخلاف وما اشتملت عليه . 

 

Из речи хафиза [Ибн Асакира] следующее: «Ученые вместе с их разногласием в некоторых вопросах единогласны все в отказе от такфира друг друга в отличии от тех, кто враждует с ними из других течений. Когда противоречат им другие, они обвиняют друг друга в неверии и считают обязательным отрекаться от тех, кто им противоречит».

Я скажу: Это верно и таких подобных вопросов множество, в которых разошлись во мнении ашариты. И все они ведут идеологическую борьбу за защиту Абуль-Хасана и его мечом сражаются. Видишь ли ты их, обвиняющими друг друга в нововведении? Затем все эти вопросы не подтверждены от шейха и от Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), как я об этом тебе поведаю. Но речь соизмеряют достоверностью.  

У меня есть касыда «Нунийя», в ней я собрал эти вопросы и присоединил к ним вопросы, в которых расходятся ашариты вместе с исправлением некоторыми других в основах акыды и их притязаний, что они единогласны на Сунне. Многие люди проявили интерес, выучив эту касыду, особенно ханафиты. И дал толкование этой касыде шейх, имам Нуруддин Мухаммад ибн Абу ат-Тайиб аш-Ширази аш-Шафии. Он жил в городе Килян и прибыл к нам в Дамаск в 757 г. Он остался примерно полтора года, посещая мои занятия, и я не видел в то время среди не арабов того, кто был бы более религиозным, чем он.

 

Продолжение следует...

  • 1. Имам Абуль-Касим Абдул-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри аш-Шафии (376-465 гг. по хиджре/986-1072 гг. по милади) - авторитетнейший ученый своего времени, факих, мухаддис, муфассир, аскет. Его называли «украшением Ислама» (Зайнуль Ислам). Таджуддин ас-Субки сказал о нем в «Табакат» (5/153): «Люди его века единогласны в том, что он является предводителем своего времени, примером для подражания и благодатью мусульман в этом веке».
  • 2. Сура аль-Маида, аят 54
  • 3. Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ад-Дамагани аль-Ханафи (398-478 гг. по хиджре/1007-1085 гг. по милади)
  • 4. Имам Абу Исхак Ибрахим ибн Али аш-Ширази аль-Файрузабади аш-Шафии (393-476 гг. по хиджре/1003-1083 гг. по милади)
  • 5. Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад аш-Шаши аль-Каффаль (429-507 гг. по хиджре/1037-1114 гг. по милади)
  • 6. Хафиз Ибн Асакир сказал в книге «Табйин» (с. 332)  после того, как процитировал эти фетвы: «Это ответы имамов, которые были в свое время учеными Уммы. Что касается главного судьи Абу Ханифа Абу Абдуллах аль-Ханафи ад-Дамагани, то его прозвали второй Абу Ханифа, а что касается шейха, имама Абу Исхака (аш-Ширази), то он прославился на весь мир, что же касается шейха Абу Бакр аш-Шаши, то стал известен его уровень в знании. Тот, кому Аллах дарует благоразумие сохранится от раздора и упрямства».
0
Ваша оценка: Нет
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.