Skip to main content
 

Жизнь и убеждения имама Абуль-Хасана аль-Аш`ари. Часть 5

frontof2.jpg

 

Описание обстоятельств смуты, которая имела место в городе Найсабур (Нишапур), бывшем в то время научной столицей Хорасана, и как это повлияло на уход Имама аль-Харамайни, Хафиза аль-Байхаки и устаза Абуль-Касима аль-Кушайри из Найсабура. И какова была судьба тех, кто желал все плохое для ашаритского мазхаба, и как Аллах сломал их.

 

شرح حال الفتنة التى وقعت بمدينة نيسابور قاعدة بلاد خراسان إذ ذاك فى العلم وكيف آلت إلى خروج إمام الحرمين والحافظ البيهقى والأستاذ أبى القاسم القشيرى من نيسابور ثم كيف كانت الدائرة على من رام مذهب الأشعرى بسوء وكيف قصمه الله .كان سلطان الوقت إذ ذاك السلطان طغرلبك السلجوقى وكان رجلا حنفيا سنيا خيرا عادلا محببا إلى أهل العلم من كبار الملوك وعظمائهم وهو أول ملوك السلجوقية وكان يصوم الاثنين والخميس وهو الذى أرسل الشريف ناصر بن إسماعيل رسولا إلى ملكة الروم فاستأذنها بالصلاة فى جامع القسطنطينية جماعة يوم الجمعة فصلى وخطب للإمام القائم بأمر الله وتمهدت البلاد لطغرلبك وسمت نفسه بحيث وصل أمره إلى أن سير إلى الخليفة القائم يخطب ابنته وذلك فى ذلك الزمان مقام مهول فشق ذلك على الخليفة واستعفى ثم لم يجد بدا من ذلك لعظمة طغرلبك وكونه ملكا قاهرا لا يطاق فزوجه بها وقدم بغداد فى سنة خمس وخمسين وأربعمائة وأرسل يطلبها وحمل مائة ألف دينار برسم نقل جهازها فعمل العرس فى صفر بدار المملكة وأجلست على سرير ملبس بالذهب ودخل السلطان وقبل الأرض بين يديها ولم يكشف البرقع عن وجهها إذ ذاك وقدم لها تحفا وخدم وانصرف مسرورا . 

В то время правителем был сельджукский султан Тугрулбек. Он был ханафитом, суннитом, хорошим, справедливым человеком из великих королей, который любил ученых. Также он являлся и одним из первых сельджукских королей. Он постился в понедельник и четверг. Это он послал Шарифа Насыра ибн Исмаиля послом к королеве Румов, чтоб она разрешила делать коллективный  намаз в Джума-мечети Константинополя в пятничный день. В дальнейшем там сделали намаз и прочитали хутбу с мольбой для Имама (халифа) Аль-Каима, следующему повелению Аллаха. Страны подчинялись Тугрулбеку, и параллельно он сам тоже возвышался до того, что он послал сватов к халифу, чтобы засватать его дочь для себя. И это, в то время было страшным положением. Для халифа это стало очень тягостным, и он попросил прощения и отказался. Но в дальнейшем у него не осталось выхода, кроме как согласиться с этим из-за высокого положения Тугрулбека и из-за того, что тот был сильным, неодолимым правителем, и халиф выдал за него свою дочь. Он прибыл в Багдад в 455 году и отправил людей за ней. Он привез сто тысяч динаров на приданое для неё. В месяце сафар он сыграл свадьбу во дворце, ее посадили на покрытый золотом трон. Затем вошел султан, поцеловал перед ней пол и не открыл в это время её лицо. Он преподнес для неё подарки, ухаживал за ней и ушёл очень радостным.

 

وكان لهذا السلطان وزير سوء وهو وزيره أبو نصر منصور بن محمد الكندرى كان معتزليا رافضيا خبيث العقيدة لم يبلغنا أن أحدا جمع له من خبث العقيدة ما اجتمع له فإنه على ما ذكر كان يقول بخلق الأفعال وغيره من قبائح القدرية وسب الشيخين وسائر الصحابة وغير ذلك من قبائح شر الروافض وتشبيهه الله بخلقه وغير ذلك من قبائح الكرامية والمجسمة وكان له مع ذلك تعصب عظيم . وانضم إلى كل هذا أن رئيس البلد الأستاذ أبا سهل بن الموفق الذى سنذكر إن شاء الله ترجمته فى الطبقة الرابعة كان ممدحا جوادا ذا أموال جزيلة وصدقات دارة وهبات هائلة ربما وهب الألف دينار لسائل وكان مرفوقا بالوزارة وداره مجتمع العلماء ملتقى الأئمة من الفريقين الحنفية والشافعية فى داره يتناظرون وعلى سماطه يتلقمون وكان عارفا بأصول الدين على مذهب الأشعرى قائما فى ذلك مناضلا فى الذب عنه .

Но у этого султана был очень плохой визирь. Это его визирь, Абу Наср Мансур ибн Мухаммад аль-Кандари, был му`тазилитом – рафидитом, человеком грязного вероубеждения. До нас не доходило такое, чтобы кто-нибудь, собирал в себе столько грязных убеждений, сколько он собрал в себе. Согласно тому, что было передано, он высказывал о сотворенности действий Аллаха и другие мерзкие кадаритские1 убеждения, оскорблял обоих шейхов (Абу Бакра и Умара) и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, имел и другие мерзкие убеждения наихудших из рафидитов, уподоблял Аллаха Его творениям и проговаривал другие мерзкие убеждения каррамитов и муджассима. И вдобавок к этому отличался чрезмерным фанатизмом.

Я к этому еще добавлю, что глава города (Найсабур) Устаз Абу Сахль ибн аль-Муваффик, биографию которого, ин шаа Ллах, мы будем приводить в четвертом поколении, был восхваляемым и щедрым человеком, имеющим большие богатства и раздающим обильные милостыни и колоссальные пожертвования так, что иногда он  дарил простому попрошайке тысячи динаров. Его дом был местом собрания ученых и встречи имамов мазхабов, ханафиткого и шафиитского. В его доме они дискутировали и, собравшись вокруг его стола, принимали еду. Он был знатоком в основах религии по мазхабу аль-Аш`ари, крепко стоящим на нем и защищающим его.

 

 فعظم ذلك على الكندرى بما فى نفسه من المذهب ومن بغض ابن الموفق بخصوصه وخشيته منه أن يثب على الوزارة فحسن للسلطان لعن المبتدعة على المنابر فعند ذلك أمر السلطان بأن تلعن المبتدعة على المنابر فاتخذ الكندرى ذلك ذريعة إلى ذكر الأشعرية وصار يقصدهم بالإهانة والأذى والمنع عن الوعظ والتدريس وعزلهم عن خطابة الجامع واستعان بطائفة من المعتزلة الذين زعموا أنهم يقلدون مذهب أبى حنيفة أشربوا فى قلوبهم فضائح القدرية واتخذوا التمذهب بالمذهب الحنفى سياجا عليهم فحببوا إلى السلطان الإزراء بمذهب الشافعى عموما وبالأشعرية خصوصا . وهذه هى الفتنة التى طار شررها فملأ الآفاق وطال ضررها فشمل خراسان والشام والحجاز والعراق وعظم خطبها وبلاؤها وقام في سب أهل السنة خطيبها وسفهاؤها إذ أدى هذا الأمر إلى التصريح بلعن أهل السنة فى الجمع وتوظيف سبهم على المنابر وصار لأبى الحسن كرم الله وجهه بها أسوة لعلى بن أبى طالب كرم الله وجهه فى زمن بعض بنى أمية حيث استولت النواصب على المناصب واستعلى أولئك السفهاء فى المجامع والمراتب . 

От этого стало очень тяжело визирю аль-Кандари. И это из-за того, что в его сердце был неправильный мазхаб и неприязнь, особенно  к Ибн аль-Муваффику, а также страх того, что тот сможет занять место визиря. Поэтому он подбил султана на то, чтобы тот приказал проклинать нововведенцев с минбаров мечетей. И когда султан вынес сей приказ, аль-Кандари получил повод упомянуть там и ашаритов. И он стал преследовать ашаритов, причиняя им много зла, унижая их, запретив им проводить проповеди уроки и снимая их с должностей проповедников в джума-мечетях. В этом деле он привлекал на помощь группу му`тазилитов, которые утверждали, что они являются  последователями мазхаба Абу Ханифы. Но в их сердцах были гнусные кадаритские убеждения. А они взяли следование ханафитскому мазхабу, как прикрытие для себя. Они внушили султану презрение в общем к мазхабу аш-Шафии и в особенности к ашаритам.

И зло от этой смуты распространилось и наполнило весь мир. Это зло длилось так долго, что оно дошло до Хорасана, Шама, Хиджаза, Ирака и беда и испытание от него были огромными. Проповедники и смутьяны стали оскорблять Ахлю Сунну. Дело дошло до того, что [имамы] стали прямо проклинать Ахлю Сунну в пятничных проповедях и были обязали оскорблять тех с минбаров. Отношение к Абуль-Хасану аль-Аш`ари в какой то мере стало таким же как к Али ибн Абу Талибу, да обелит Аллах его лик, во времена правления некоторых Омейядов, так как недостойные заняли высокие посты, и эти глупцы возвысились в степени и на собраниях.

 

 فقام أبو سهل فى عصبة الحق وشمر عن ساعد الجد بحقيقة الصدق وتردد إلى العسكر فى دفع ذلك وما أفاد شيء من التدبير إذ كان الخصم الحاكم والسلطان محجبا إلا بوساطة ذلك الوزير ثم جاء الأمر من قبل السلطان طغرلبك بالقبض على الرئيس الفراتى والأستاذ أبى القاسم القشيرى وإمام الحرمين وأبى سهل بن الموفق ونفيهم ومنعهم عن المحافل وكان أبو سهل غائبا إلى بعض النواحى ولما قرئ الكتاب بنفيهم أغرى بهم الغاغة والأوباش فأخذوا بالأستاذ أبي القاسم القشيري والفراتي يجرونهما ويستخفون بهما وحبسا بالقهندر . وأما إمام الحرمين فإنه كان أحس بالأمر واختفى وخرج على طريق كرمان الى الحجاز ومن ثم جاور وسمي إمام الحرمين وبقي القشيري والفراتي معترقين مسجونين أكثر من شهر فتهيأ أبو سهل بن الموفق من ناحية باخرز وجمع من أعوانه رجالا عارفين بالحرب وأتى باب البلد وطلب إخراج الفراتى والقشيرى فما أجيب بل هدد بالقبض عليه بمقتضى ما تقدم من مرسوم السلطان فلم يلتفت وعزم على دخول البلد ليلا وإخراجهما مجاهرة وكان متولى البلد قد تهيأ للحرب فزحف أبو سهل ليلا إلى قرية له على باب البلد ودخل مغافصة إلى داره وصاح من معه بالنعرات العالية . 

Тогда Абу Сахль, засучив рукава, встал на защиту истины с действительной искренностью. Он посещал войска, призывая свергнуть это зло, но эти мероприятия  не дали  результата потому, что доступ к правящему противнику и к султану был только через этого визиря. Затем вышел приказ султана Тугрулбека об аресте аль-Фурати, устаза Абуль-Касима аль-Кушайри2, Имама аль-Харамайн и Абу Сахля ибн аль-Муваффика и об их изгнании и запрете участвовать на собраниях. В это время Абу Сахль уезжал в другую область и отсутствовал в городе. И когда письмо с приказом об их изгнании было прочитано [во всеуслышание], на них натравили невежественную толпу и сброд. Они задержали устаза Абуль-Касима аль-Кушайри и аль-Фурати и с пренебрежением потащили их и посадили в Кухундаре. 

А что касается Имама аль-Харамайн, то он, почувствовав, что происходит, скрылся и вышел из города по Кирманской дороге в сторону Хиджаза, остановился там (в Хиджазе) и получил имя Имам аль-Харамайн3. А аль-Кушайри и аль-Фурати более месяца оставались в Ираке заключенными под стражу. Затем Абу Сахль ибн аль-Муваффик подготовился выступить со стороны Ахраза. Он собрал из своих сторонников людей, знающих военное дело, и прибыл к воротам города. Он потребовал выдачи аль-Фурати  и аль-Кушайри, но ему отказали и, более того, ему пригрозили, что его тоже арестуют согласно вышедшему ранее указу султана. Но Абу Сахль не обратил внимания на эти угрозы и решил ночью войти в город, освободив их (аль-Кушайри и аль-Фурати) силой. Но оказалось, что  правитель города был готов к войне с ним, и Абу Сахль ночью напал на его деревню, которая была расположена у ворот города. Он неожиданно вошел в его дом и все присутствующие вместе с ним стали выкрикивать громкие выпады.

 

فلما أصبحوا ترددت الرسل والنصحاء فى الصلح وأشاروا على الأمير بإطلاق الأستاذ والرئيس فأبى وبرز برجاله وقصد محلة أبى سهل فقام واحد من أعوان أبى سهل إلا أنه بعداد ألف وضرغام إلا أنه فى زى إنسان واستدعى منه كفاية تلك الثائرة وأتاه وأصحابه وادنوا لهم فالتقوا فى السوق وثبت هؤلاء حتى فرغ نشاب أولئك وتأنى الحق حتى انقضت ترهات الباطل ثم حمل أصحاب ابن الموفق على أولئك حملة رجل واحد فهزموهم بإذن الله وجرحوا أمير البلد وهمو بأسره ثم توسط الناس ودخلوا على أبى سهل فى تسكين الفتنة وإطفاء الثائرة وأتوا بالأستاذ والرئيس إلى داره وقالوا قد حصل القصد وأخرج هذان من الحبس . فلما انتصر أبو سهل وتم له ما ابتغى تشاور هو وأصحابه فيما بينهم وعلموا أن مخالفة السلطان لها تبعة وأن الخصوم لا ينامون فاتفقوا على مهاجرة البلد إلى ناحية أستواء ثم يذهبون إلى الملك وبقى بعض الأصحاب بالنواحى مفرقين وذهب أبو سهل إلى المعسكر وكان على مدينة الرى وخرج خصمه من الجانب الآخر فتوافيا بالرى وانتهى إلى السلطان ما جرى وسعى بأصحاب الشافعى وبالإمام أبى سهل خصوصا فقبض على أبى سهل وحبس فى بعض القلاع وأخذت أمواله وبيعت ضياعه ثم فرج عنه وخرج وحج . 

При наступлении утра послы и советчики, предлагавшие примирения, стали ходить между ними и советовать правителю города отпустить устаза (аль-Кушайри) и раиса (аль-Фурати). Но он отверг это предложение и выступил со своими людьми, направившись к лагерю Абу Сахля. Тогда один из помощников Абу Сахля встал и прочитал стих. Затем последователи ибн аль-Муваффика напали на них как одно целое и разгромили их с позволения Аллаха. Они ранили правителя города и собирались взять его в плен, но тут вмешались некоторые люди, которые подошли к Абу Сахлю, чтобы он остановил смуту и успокоил волнения. Они привели устаза (аль-Кушайри) и раиса (аль-Фурати) к нему в дом и сказали, что цель достигнута и их обоих выпустили из тюрьмы.

После того как Абу Сахль взял верх над ними и исполнил то, что хотел, он обсудил со своими последователями всё, что произошло между ними. Они знали, что у такого ослушания Султану могут быть последствия и что их противники не спят. Они сошлись на том, чтоб переселиться из этого города в другую область и потом пойти к королю, а некоторые, рассеиваясь, [должны] остаться там же. И Абу Сахль пошел в лагерь [короля], который был расположен в городе Ар-Раййа. Также и его противники вышли с другой стороны, и они прибыли в Ар-Раййа. До Султана дошло всё, что произошло с последователями аш-Шафии, и особенно с Имамом Абу Сахлом. Затем арестовали Абу Сахля в какой-то крепости, у него отобрали всё и распродали все его имения. В дальнейшем  его освободили, он вышел и совершил хадж.

 

 فهذا ما كان من الفتنة وكان هذا السلطان مع دينه وخيره ممن لم يمهله الله بعد إذنه بالسب وبحبس القشيرى ولم يمكث بعد هذه الواقعة الشنيعة واتفاق هذه الفضيحة الفظيعة إلا زمنا يسيرا وتوفى وتسلطن بعده ولده السلطان الأعظم عضد الدولة أبو شجاع ألب أرسلان ولم يلبث الكندري إلا يسيرا وقتل شر قتلة وجعل كل جزء من أعضائه فى ناحية ولذلك شرح يطول لسنا له الآن وأسفر صباح الزمان عن طلعة الوزير نظام الملك فقام فى نصرة الدين قياما مؤزرا وعاد الحق معززا موقرا وأمر بإسقاط ذكر السب وتأديب من فعله . 

Вот такая произошла смута. И этого султана, несмотря на его религиозность и доброту, Аллах не оставил долго жить после того, как он дал разрешение на оскорбление и задержание аль-Кушайри. Он жил недолго и умер после этих мерзких событий и его согласия с этим ужасным позором. После него султаном стал его сын Великий Султан `Адуд ад-давла Абу Шуджа` Альб Арслан.

Визирь аль-Кандари тоже не прожил долго. Он был убит самым наихудшим способом. Части его тела были разбросаны по разным сторонам. И у этих событий есть долгие подробности, [углубляться в] которые сейчас нет нужды.

После этого наступило время визиря Низама аль-Мулька. Он стал с большим усилием защищать религию, и  истина стала на свое почётное и уважаемое место. Он также распорядился об отмене оскорблений и о наказании тех,  кто будет совершать это.

 

Упоминание того, что случилось во время этой смуты, каково было положение мусульманских ученых, и как они были огорчены этим

 

ذكر أمور اتفقت فى هذه الفتنة وكيف كان حال علماء المسلمين واغتمامهم بها . أما أهل خراسان من نيسابور ونواحيها ومرو وما والاها فإنهم أخرجوا فمنهم من جاء إلى العراق ومنهم من جاء إلى الحجاز . فممن حج الحافظ أبو بكر البيهقى والأستاذ أبو القاسم القشيرى وإمام الحرمين أبو المعالى الجوينى وخلائق يقال جمعت تلك السنة أربعمائة قاض من قضاة المسلمين من الشافعية والحنفية هجروا بلادهم بسبب هذه الواقعة وتشتت فكرهم يوم رجوع الحاج فمن عازم على المجاورة ومن محير فى أمره لا يدرى أين يذهب فاتفقت كلمتهم على أن الأستاذ أبا القاسم يعلو المنبر ويتكلم عليهم قيل فصعد وشخص فى السماء زمانا وأطرق زمانا ثم قبض على لحيته وقال يا أهل خراسان بلادكم بلادكم إن الكندرى غريمكم قطع إربا إربا وفرقت أعضاؤه وها أنا أشاهده الساعة وأنشد .

عميد الملك ساعدك الليالى ** على ما شئت من درك المعالى

فلم يك منك شيء غير أمر ** بلعن المسلمين على التوالى

فقابلك البلاء بما تلاقى ** فذق ما تستحق من الوبال

فضبط التاريخ فكان فى ذلك اليوم بعينه وتلك الساعة بعينها قد أمر السلطان بأن يقطع إربا إربا وأن يوصل إلى كل مكان منه عضو يدفن فيه ففعل به ذلك .

Что касается населения Хорасана, которое проживало в Найсабуре, в его окрестностях и вокруг него, то они ушли оттуда. Некоторые из них прибыли в Ирак, а некоторые в Хиджаз. Из тех, кто отправился на хадж были хафиз Абу Бакр аль-Байхаки4, устаз Абуль-Касим аль-Кушайри, Имам аль-Харамайн Абуль-Маали аль-Джувайни и много других людей.  Говорят, в том году там собралось четыреста кадиев мусульман из шафиитов и ханафитов, которые оставили свои края по причине этих событий. Их мнения разделились в день их возвращения с хаджа. Были те, кто намеревался остаться там же, а некоторые были в замешательстве и не знали, что делать и куда пойти. Они сошлись на том, что устаз Абуль-Касим аль-Кушайри поднимется на минбар, и скажет им, как поступить в этой ситуации. Говорят, что он поднялся на минбар, постоял там некоторое время, затем некоторое время стоял опустив голову, и, взяв рукой бороду, сказал: «О люди Хорасана, ваши страны - это ваша родина и, поистине, ваш противник аль-Кандари разрезан на части, которые разбросаны. Я вижу это сейчас. Затем он прочитал стих:

Опора царства тебе помогали ночи, ***чтоб ты поднимался, как ты и хотел

И от тебя не было ничего кроме приказа ***на оскорбление мусульман раз за разом

Тебя постигла беда за то, что ты делал, ***и ты теперь получи мучения, которые заслуживаешь.

Далее, при сверке даты оказалось, что именно в тот день и в тот час султан приказал разрезать его на куски и доставить эти куски на все места, в которых они будут похоронены.  Впоследствии это и было сделано. 

 

ذكر استفتاء كتب فى ذلك وأرسل إلى العراق . قد كان الحال لو وفق الله ولى الأمر ومن يطلب الحق غنيا عن ذلك إذ فى وجود مثل إمام الحرمين على ظهر الأرض غنية عن استفتاء غيره من الفقهاء وإنه ليقبح بأهل إقليم فيهم إمام الحرمين بل بأهل عصر أن تقع لهم نازلة فلا يصغون إلى فتياه ويكتبون إلى النواحى يستفتون كيف وقد كان معه البيهقى محدث زمانه والقشيرى سيد وقته وخلائق يطول تعدادهم من علماء الأمة وبالجملة كتبوا استفتاء وأرسلوه إلى بغداد فلم يبق حنفى ولا شافعى إلا وبالغ فى الكتاب وعظمت عليه هذه الرزية وقد قدمنا ذكر بعض فتاويهم ولا نطيل بالباقى ففى القليل غنية عن الكثير .

В то время положение было таким, что если Аллах дал тавфик, то у правителя и у ищущего истину не было никакой надобности в этом (искать фетвы в Ираке). Потому что наличие такого человека как Имам аль-Харамайн в этих землях исключало надобность требования фетв у кого-либо другого из факихов. И, поистине, для людей региона, среди которых был Имам аль-Харамайни, более того, для людей, живших во времена Имама аль-Харамайна, было отвратительным, чтобы их постигла такая беда, что они не прислушивались к его фетвам и стали писать письма в разные области спрашивая фетвы [у других учёных]. Как это так, когда вдобавок к этому такого же мнения с ним были аль-Байхаки - мухаддис своего века, аль-Кушайри - господин этого времени и очень много других учёных Уммы, из которых можно составить длинный список. В итоге они составили письма с вопросами и отправили их в Багдад. И не осталось ни одного ханафита и шафиита, который бы не переживал за это письмо, и не стало для него тяжелым это бедствие. Мы и выше приводили некоторые их фетвы, а здесь мы не будем удлинять [рассказ], приводя остальные. После приведения этой малой части нет нужды приводить всё остальное.

 

Упоминание письма аль-Байхаки к Амид аль-Мульки

 

ذكر كتاب البيهقى إلى عميد الملك . قد ساق ابن عساكر جميعه ونحن نأتى على أكثره. كان البيهقى بمدينة بيهق فلما وصل إليه الخبر شق عليه وكان محدث زمانه وشيخ السنة فى وقته فكتب إلى عميد الملك ما أخبرتنا به أسماء بنت صصرى فى كتابها عن مكى بن علان أن الحافظ أبا القاسم أنبأه قال أخبرنا الشيخ أبو بكر محمد بن عبد الله بن أحمد بن حبيب العامرى الحافظ قال أخبرنا شيخ القضاة أبو على إسماعيل بن أحمد بن الحسين البيهقى أخبرنا والدى الإمام أبو بكر أحمد بن الحسين قال سلام الله ورحمته وبركاته على الشيخ العميد وإنى أحمد إليه الله الذى لا إله إلا هو وحده لا شريك له وأصلى على رسوله محمد وعلى آله أما بعد فإن الله جل ثناؤه بفضله وجوده يؤتى من يشاء من عباده ملك ما يريد من بلاده ثم يهدى من يشاء منهم إلى صراطه ويوفقه للسعى فى مرضاته ويجعل له فيما يتولاه وزير صدق يومى إليه بالخير ويحض عليه ومعين حق يشير إليه بالبر ويعين عليه ليفوز الأمير والوزير معا بفضل الله فوزا عظيما وينالا من نعمته حظا جسيما .

Ибн Асакир привёл это письмо полностью, а мы приведём его большую часть. Аль-Байхаки был в городе Байхак, когда до него дошли новости об этих событиях, и ему стало очень тяжело от этого. Он был шейхом Сунны и мухаддисом своего времени. Затем он написал к Амид аль-Мульки то, о чём нам рассказала Асма бинт Сасари в своем письме от Макки ибн Алляна, что хафиз Абуль-Касим сказал: нам рассказал шейх, хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Хабиб аль-Амири. Он сказал: нам рассказал шейх кадиев Абу Али Исмаил ибн Ахмад ибн Хусейна аль-Байхаки. Он рассказал нам: нам рассказал мой отец Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн:  

Салам Аллаха, Его милость и благодать шейху аль-Амиду. Поистине, я восхваляю Аллаха, Единственного, кроме Которого нет божества и у Которого нет сотоварища. Я также благословляю Его посланника Мухаммада и его род. Затем, поистине, Аллах Всемогущий и Великий наделяет кого Он пожелает из своих рабов властью над тем, чем Он пожелает из своих стран. Далее он направляет на путь истины кого пожелает и дает тавфик на дела, в которых есть Его довольство. Также Аллах даёт тому, кто наделён властью справедливого визиря, который указывает ему на всё хорошее и побуждает его на всё хорошее. Помогает ему в истине и дает ему хорошие советы, чтобы правитель, и вместе с ним и визирь имели большой успех  и получили от благодати Аллаха весомую долю.

 

 وكان الأمير أدام الله دولته ممن آتاه الله الملك والحكمة والشيخ العميد أدام الله سيادته ممن جعل الله له وزير صدق إن نسى ذكره وإن ذكر أعانه كما أخبر سيدنا المصطفى عن كل أمير أراد الله به خيرا فعادت بجميل نظر الأمير أدام الله أيامه وحسن رعايته وسياسته بلاد خراسان إلى الصلاح بعد الفساد وطرقها إلى الأمن بعد الخوف حتى انتشر ذكره بالجميل فى الآفاق وأشرقت الأرض بنور عدله كل الإشراق ولذلك قال سيدنا المصطفى فيما روى عنه ‏(‏ السلطان ظل الله ورمحه فى الأرض ‏)‏ وقال عليه السلام فيما روى عنه ‏(‏ يوم من إمام عادل أفضل من عبادة ستين سنة ‏)‏ وقال عبد الله بن المبارك لولا الأئمة لم تأمن لنا سبل ** وكان أضعفنا نهبا لأقوانا

И правитель, да продлит Аллах его династию, был одним из тех, кого Аллах наделил властью и мудростью. А шейх аль-Амид, да продлит Аллах его господство, был из тех, кому Аллах даровал справедливого визиря, который напоминал ему, когда тот забывал, а если и не забыл, то помогал ему, как и рассказал наш господин аль-Мустафа (избранный) о каждом правителе, для которого Аллах желает добра. Под прекрасной опекой правителя, да продлит Аллах его дни и да будут наилучшими его власть и его  политика, город Хорасан вернулся к благу после смуты, и он сделал его безопасным, после того как они были опасными так, что молва о его хороших делах распространилась по всему миру и вся земля озарилась светом его справедливости. Об этом и сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе, переданном от него: «Правитель - это  меч Аллаха и Его тень на земле»5. Также сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе, переданном от него: «Один день справедливого имама (правителя) равен поклонению шестидесяти лет»6. Также Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Если бы не правители, для нас бы не было безопасных дорог*** и слабые из нас были бы добычей сильных из нас.

 

 زاده الله تأييدا وتسديدا وزاد من يؤازره فى الخير ويحثه عليه توفيقا وتسديدا ثم إنه أعز الله نصره صرف همته العالية إلى نصر دين الله وقمع أعداء الله بعد ما تقرر للكافة حسن اعتقاده بتقرير خطباء أهل مملكته على لعن من استوجب اللعن من أهل البدع ببدعته وأيس أهل الزيغ عن زيغه عن الحق وميله عن القصد فألقوا فى سمعه ما فيه مساءة أهل السنة والجماعة كافة ومصيبتهم عامة من الحنفية والمالكية والشافعية الذين لا يذهبون فى التعطيل مذاهب المعتزلة ولا يسلكون فى التشبيه طرق المجسمة فى مشارق الأرض ومغاربها ليتسلوا بالأسوة معهم فى هذه المساءة عما يسوؤهم من اللعن والقمع فى هذه الدولة المنصورة ثبتها الله . 

Да увеличит Аллах ему поддержку и да направит его на правильный путь. Также пусть увеличит Аллах тех, кто  помогает ему во всем хорошем и побуждает его к всему хорошему тавфиком и наставлением на правильный путь. Затем султан, да сделает Аллах его победы могущественными, направил свою энергию на помощь религии Аллаха, а также на подавление врагов Аллаха после того, как стало известно всем о его прекрасном вероубеждении из-за того, что проповедники его государства доносили проклятья тем, кто заслуживает его из приверженцев нововведений за свои новшества. А люди, подстрекавшие его к отклонению, потеряв надежду отклонить его от истины и сменить его устремления, подсказали ему то, в чем есть зло всем [приверженцам] Ахлю Сунна валь-Джама`а  и несчастье для ханафитов, маликитов и шафиитов, которые не идут путями му`тазилитов, и не следуют ташбиху путём маджассимов на востоке и на западе, чтобы и они вместе с ними чувствовали спокойствие в этом скверном деле от зла проклятья и подавления в этой победоносной стране, да укрепит ее Аллах.

 

 ونحن نرجو عثوره عن قريب على ما قصدوا ووقوفه على ما أرادوا فيستدرك بتوفيق الله ما بدر منه فيما ألقى إليه ويأمر بتعزيز من زور عليه وقبح صورة الأئمة بين يديه وكأنه خفى عليه أدام الله عزه حال شيخنا أبى الحسن الأشعرى رحمة الله عليه ورضوانه وما يرجع إليه من شرف الأصل وكبر المحل فى العلم والفضل وكثرة الأصحاب من الحنفية والمالكية والشافعية الذين رغبوا فى علم الأصول وأحبوا معرفة دلائل العقول والشيخ العميد أدام الله توفيقه أولى أوليائه وأحراهم بتعريفه حاله وإعلامه فضله لما يرجع إليه من الهداية والدراية والشهامة والكفاية مع صحة العقيدة وحسن الطريقة . وفضائل الشيخ أبى الحسن ومناقبه أكثر من أن يمكن ذكرها فى هذه الرسالة لما فى الإطالة من خشية الملالة لكنى أذكر بمشيئة الله تعالى من شرفه بآبائه وأجداده وفضله بعلمه وحسن اعتقاده وكبر محله بكثرة أصحابه ما يحمله على الذب عنه وعن أتباعه . 

И мы надеемся, что в ближайшее время он наткнётся на цели, которые они преследуют, и узнает то, чего они хотят, исправит с помощью Аллаха то, что он сделал по их подсказке, и прикажет выпороть тех, кто исказил перед ним истину и оскорблял имамов перед ним. Судя по всему, для него, да продлит Аллах могущество,  остаётся неизвестным положение нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари, да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им, и то, к чему он обращался из почётных основ, величества его знаний и достоинства и многочисленность его последователей из ханафитов, маликитов и шафиитов, которые стремились  к ильм аль-усуль и полюбили познание доводов разума. А шейх аль-Амид, да продлит Аллах его тавфик, поручил своим близким объяснить ему его положение и сообщить ему о его достоинствах, которые относятся к нему, т.е. о его правильном пути, знаниях, благородстве и одарённости вместе с его правильной акыдой и прекрасным методом. А достоинства шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари и его заслуги так многочисленны, что их не перечислишь в этом письме, а от удлинения этого есть опасение скуки  Но, однако, я расскажу, по воле Аллаха, о возвышенности его отцов и дедов, а также о достоинстве его знаний, красоте его убеждений, величестве его положения и многочисленности его последователей то, что приведет к его защите и защите его последователей.


 ثم أخذ البيهقى فى ذكر ترجمة الشيخ وذكر نسبه ثم قال إلى أن بلغت النوبة إلى شيخنا أبى الحسن الأشعري رحمه الله فلم يحدث فى دين الله حدثا ولم يأت فيه ببدعة بل أخذ أقاويل الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الأئمة فى أصول الدين فنصرها بزيادة شرح وتبيين وأن ما قالوا وجاء به الشرع فى الأصول صحيح فى العقول بخلاف ما زعم أهل الأهواء من أن بعضه لا يستقيم فى الآراء فكان فى بيانه وثبوته ما لم يدل عليه أهل السنة والجماعة ونصرة أقاويل من مضى من الأئمة كأبى حنيفة وسفيان الثورى من أهل الكوفة والأوزاعى وغيره من أهل الشام ومالك والشافعى من أهل الحرمين ومن نحا نحوهما من أهل الحجاز وغيرها من سائر البلاد وكأحمد بن حنبل وغيره من أهل الحديث والليث بن سعد وغيره وأبى عبد الله محمد بن إسماعيل البخارى وأبى الحسين مسلم بن الحجاج النيسابورى إمامى أهل الآثار وحفاظ السنن التى عليها مدار الشرع إلى أن قال وصار رأسا فى العلم من أهل السنة فى قديم الدهر وحديثه وبذلك وعد سيدنا المصطفى أمته فيما روى عنه أبو هريرة أنه قال ‏(‏ يبعث الله لهذه الأمة على رأس كل مائة سنة من يجدد لها دينها ‏)‏ ثم ساق حديث الأشعريين وإشارة النبى إلى أبى موسى وقد قدمنا ذلك. 

Далее аль-Байхаки приводит биографию Шейха и его родословную (насаб). Далее он сказал: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян ас-Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и аш-Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Са`да, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абуль-Хусейна Муслима ибн аль-Хаджаджа ан-Несайбури – двух имамов ахлю-хадис – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат».

Далее он сказал: «И он стал главой ученых Ахлю Сунна прошлого и настоящего. Это и обещал наш господин Аль-Мустафа, да благословит его Аллах и да приветствует, своей Умме в хадисе, переданном от него Абу Хурайрой, в котором он сказал: «Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать (обновлять) для них их религию»»7. Далее он приводит хадисы про ашаритов (племя ашаритов) и про то, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указал на Абу Мусу. Мы говорили про это ранее. 

 

إلى أن قال وحين كثرت المبتدعة فى هذه الأمة وتركوا ظاهر الكتاب والسنة وأنكروا ما ورد أنه من صفات الله تعالى نحو الحياة والقدرة والعلم والمشيئة والسمع والبصر والكلام والبقاء وجحدوا مادلا عليه من المعراج وعذاب القبر والميزان وأن الجنة والنار مخلوقتان وأن أهل الإيمان يخرجون من النيران وما لنبينا من الحوض والشفاعة وما لأهل الحنة من الرؤية وأن الخلفاء الأربعة كانوا محقين فيما قاموا به من الولاية وزعموا أن شيئا من ذلك لا يستقيم على العقل ولا يصح على الرأى أخرج الله من نسل أبى موسى الأشعرى رضى الله عنه إماما قام بنصرة دين الله وجاهد بلسانه وبيانه من صد عن سبيل الله وزاد فى التبيين لأهل اليقين أن ما جاء به الكتاب والسنة وما كان عليه سلف هذه الأمة مستقيم على العقول الصحيحة . 

Далее он сказал: «И когда в этой умме увеличилось число нововведенцев и они оставили захир Курана и Сунны и стали отрицать то, что пришло в них из атрибутов Аллаха таких как Хаят - жизнь, Кудрат – могущество, Ильм – знание, Машииат – воля, Сам` – слух, Басар – видение, Калам – речь, Бакаъ – вечность; а также стали отрекаться от того, на что указывают Куран и Сунна как Ми`радж, могильные муки, Мизан (весы), сотворенность Рая и Ада, вывод уверовавших людей из Ада, что у нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, будет хавз и шафаат (заступничество), что вошедшие в Рай увидят Аллаха, что все четыре праведных халифа были достойны власти; а также они стали утверждать, что некоторые вещи из этого не соответствуют здравому смыслу и не являются действительными согласно правильному видению - тогда Аллах дал нам из потомков Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, имама, который встал на защиту религии Аллаха и боролся своим языком и красноречием с теми, кто сбился с пути Аллаха. Он ещё больше объяснил людям глубоких убеждений (йакъина), что то, с чем пришли к нам Куран и Сунна, и то, на чём были праведные предшественники этой уммы, является правильным согласно здравому смыслу.

 

 إلى أن قال بعد ذكر حديث عمران بن الحصين الذى قدمناه فمن تأمل هذه الأحاديث وعرف مذهب شيخنا أبى الحسن فى علم الأصول وعرف تبحره فيه أبصر صنع الله عزت قدرته فى تقديم هذا الأصل الشريف لما ذخر لعباده من هذا الفرع المنيف الذى أحيا به السنة وأمات به البدعة وجعله خلف حق لسلف صدق . ثم اندفع فى بقية الرسالة وختمها بسؤاله العميد فى إطفاء الثائرة وترك السب وتأديب من يفعله . وقد ساق الحافظ الكتاب بمجموعة كما عرفناك فإن أردت الوقوف عليه كله فعليك بكتاب التبيين وفيما ذكرناه منه مقنع وبلاغ . وقد تضمن هذا الكتاب وقائله من علمت من الحفظ والدين والورع والاطلاع والمعرفة والثقة والأمانة والتثبت أن الصحابة ومن تبعهم بإحسان من علماء الأمة فقهائها ومحدثيها على عقيدة الأشعرى بل الأشعرى على عقيدتهم قام وناضل عنها وحمى حوزتها من أن تنالها أيدى المبطلين وتحريف الغالين وقد سمى من الفقهاء والمحدثين من سمعت.

Далее, после упоминания хадисов Имрана ибн аль-Хасиина, которые мы приводили ранее, он сказал: «Кто рассмотрел эти  хадисы и узнал о мазхабе нашего Шейха Абуль-Хасана в науке усуль ад-дин, а также узнал о глубине его знаний в этой науке, увидит, что в этом есть дар от Аллаха, Его великое могущество, в предоставлении этой благородной основы того, кого он хранил из своих рабов, этого высокого потомка, которым он оживил Сунну и  умертвил  посредством него новшества. И сделал его истинным преемником для правдивых предшественников. Затем он приступил к остальному письму и закончил его с просьбой к аль-Амиду погасить эти волнения, оставить причины и наказать тех, кто сделал все это.

Хафиз Ибн Асакир, да смилуется над ним Аллах, приводит это письмо целиком, как мы знаем. А если ты хочешь остановиться на этом письме и прочитать полностью, ты должен найти книгу «Табйиин», а то, что мы здесь привели будет  вполне  достаточно. 

Это письмо содержит, - а тот, кто в нем говорит, тебе известен своей памятью, религиозностью, благочестием, осведомленностью, знанием, авторитетом, честностью и стабильностью -, что сподвижники и те, кто за ними последовали в благом из ученых, факихов и мухаддисов нашей уммы была на акыде аль-Аш`ари, скорее всего аль-Аш`ари был на их акыде. Он возвысил, защитил эту акыду и сохранил её целостность от рук тех, кто [пытался] её уничтожить, а также от искажения фанатиков. И он упомянул из факихов и мухаддисов тех, кого ты слышал.

 

Продолжение следует…

  • 1. Аль-Кадарийя - это группа, появившаяся во времена табиинов в умавитский период. Она возникла в качестве оппонента известному течению аль-джабрийя, утверждая в противовес последователям Джахма ибн Сафвана (основателя аль-джабриййи) постулат об абсолютной и ничем не ограниченной свободе воли человека. Аль-Кадарийя происходит от термина «аль-кадар» (предопределение). В данном случае имеется в виду, что последователи этой школы не утверждали веру в «аль-кадар», а напротив, отрицали, что Аллах знает о вещах до того, как они получат свое бытие в объективном мире. Именно по этой причине это течение и называют кадаритами.
  • 2. Имам Абдул-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри аш-Шафии (376-465 гг. по хиджре/986-1072 гг. по милади)
  • 3. Имам Абуль-Маали Абдул-Малик ибн Абдуллах аль-Джувайни аш-Шафии (419-478 гг. по хиджре/1028-1185 гг. по милади)
  • 4. Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки аль-Хусравджарди аш-Шафии (384-458 гг. по хиджре/994-1066 гг. по милади)
  • 5. Передали Абу Шейх, аль-Байхаки, ад-Дайлями.
  • 6. Передал ат-Табарани.
  • 7. Этот хадис приводят в своих сборниках Абу Дауд, ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхаки, Ибн Асакир и другие.
0
Ваша оценка: Нет
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.