Шейх Мухаммад Шафи’ — муфтий Пакистана

Наш господин, великий ученый, шейх, муфтий Мухаммад Шафи’, да помилует его Аллах, считается одним из ведущих ученых Индии и Пакистана. Он был одним их тех ученых, которые несли знамя чистой религии в наших землях и посвятили всю свою жизнь и все силы возвышению религии. Они зажгли в Деобанде (в Индии) яркий свет обновления религии, так что дело Ислама продолжается, устраняя темноту неверия и заблуждения, принося надежду душам, умирающим от отчаяния и безнадежности.

Шейх, да помилует его Аллах, родился 21-го числа месяца Шаабан в 1314-м году по хиджре (в январе 1897 года) Он вырос в окружении знания, обучаясь с юных лет у больших ученых, с которыми поддерживал дружеские отношения еще на ранних этапах своей жизни.
 

После того, как он закончил заучивать Благородный Коран, в 1325-м году по хиджре он поступил в Даруль-Улюм Деобанд, школу, которая является самым значительным духовным училищем, распространяющим драгоценные религиозные знания в Индии. Благодаря ей в наших землях не погас свет знания, его не смог уничтожить западный империализм. Аллах принял усилия его основателей, так что оттуда могли выйти люди знания и благочестия, которые соединяли в себе знания и их практику, скрупулезность, искренность, преданность истине, самопожертвование, и наши земли были  заполнены светом и знаниями.
 

Шейх Мухаммад Шафи’ поступил в Даруль-Улюм в раннем возрасте и пробыл там десять лет, усердно занимаясь получением наук от ученых, чья слава достигла всех концов Индии.

Некоторыми из его самых выдающихся учителей были: 
 

  1. Имам, хафиз, ученый в области науки хадиса, человек обширных познаний, исследователь, мауляна шейх Анвар Шах аль-Кашмири. Ученый, который был подобен океану, наполненному сокровищами науки и искусства, щедро одаренный Аллахом исключительными способностями к каждой науке, большим усердием и памятью. Мало кто в то время был подобен ему в его обширных познаниях и глубоком анализе. Его лекции по «Сахих аль-Бухари» были опубликованы под названием «Файд аль-Бари», также у него были другие ценные труды на различные темы. Шейх Мухаммад Шафи изучал с ним сборники (хадисов) аль-Бухари и ат-Тирмизи, труды «Аш-Шамаиль» и «Аль-Иляль» и книгу «Аль-Фальсафа аль-Джадида» и «Шарх ан-Нафиси» по медицине. Шейх Мухаммад Шафи’ был одним из его выдающихся учеников, поэтому уважаемый имам очень любил его, так что сделал его одним из своих ближайших помощников в деле опровержения кадьянитов (ахмадитов). По его поручению шейх Мухаммад Шафи’, да помилует его Аллах, написал книги «Хатм ан-Нубувва» на урду и «Ат-Тасрих би ма Таватара фи Нузуль аль-Масих и Хадийя аль-Махдийин фи аят Хатам ан-Набийин» на арабском языке.
  2. Имам и правовед (факих), мауляна, шейх, муфтий Азиз ар-Рахман, да освятит Аллах его тайну, который был одним из выдающихся ученых и правоведов (факихов). Он был учеником шейха Рашида Ахмада аль-Гангохи, да освятит Аллах его тайну, входил в группу старейших ученых школы Деобанд. Он был главой отдела фетв в Даруль-Улюм, был выдающимся духовным учителем пути (тариката) Накшбандия, который он принял от преемников (хуляфа) шейха Рафиуддина. Сборник его фетв был напечатан под названием «Азиз аль-Фатава» на языке урду (Всемогущий Аллах проявил к нему исключительную милость). Шейх Мухаммад Шафи’ изучал с ним «Аль-Муватту» имама Малика в передаче Яхьи ибн Яхьи и в передаче имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, «Шарх Маани аль-Асар» имама Абу Джафара ат-Тахави да помилует их всех Аллах, «Тафсир аль-Джалалайн» ас-Суюти и аль-Махалли, «Мишкат аль-Масабих» ат-Тибризи и «Шарх Нухбат аль-Фикар» Хафиза Ибн Хаджара, да помилует их всех Аллах.
  3. Имам, аскет, ученый больших познаний, мауляна шейх Саййид Асгар Хусейн аль-Хашими аль-Хасани, который был, да помилует его Аллах, одним из выдающихся ученых своего времени. Он был прекрасным образцом благородных исламских качеств – простоты, смирения и страха перед Аллахом. У него было несколько полезных работ, большинство из которых было издано на языке урду (Аллах показал ему свою исключительную милость). Наш шейх, да помилует его Аллах, изучил с ним «Ас-Сунан» Абу Дауда и «Ас-Сунан аль-Кубра» ан-Насаи и часть окончания (последнюю часть) «Джами ат-Тирмизи», да помилует их всех Аллах.
     
  4. Имам, один из призванных Аллахом, шейхуль-Ислам, мауляна Шаббир Ахмад, автор великолепного комментария к «Сахиху» Муслима, он (шейх) был, да помилует его Аллах, одним из замечательных ученых последнего времени. Он достиг совершенного мастерства в каждой науке. Он принадлежал к выдающимся лидерам движения за создание Пакистана, и народ Пакистана никогда не забудет его неоценимых жертв ради этого дела. Он переехал в Пакистан после объявления его независимости и упорно старался установить в нем религию, пока не перешел к милости Аллаха, да освятит Аллах его тайну и вознаградит его усилия. У него есть ценные работы на различные религиозные темы, самая известная из которых – «Фатх аль-Мульхим би шарх Сахих Муслим», это всесторонний и великолепный комментарий на «Сахих» Муслима, которые принес пользу исламской умме во всех концах земли. Наш шейх, да помилует его Аллах, изучал с ним «Сахих» имама Муслима и часть книги «Аль-Хидайя». Позже он (шейх Мухаммад) был его соратником в движении за создание Пакистана и боролся с ним бок о бок ради этой цели, о чем мы еще упомянем, если пожелает Аллах.
  5. Ученый, имам, большой специалист в литературе и правоведении (фикхе) мауляна Изаз Али, да освятит Аллах его тайну, который, да помилует его Аллах, имел обширные познания во всех науках. Он был известен ценными комментариями ко многим традиционным книгам. Шейх Мухаммад Шафи’ читал с ним все книги по литературе, «Шарх Хидайя аль-Хикма» аль-Майбади, «Шарх аль-Акаид ан-Насафийя» ат-Тафтазани, «Шарх аль-Викайя» Садр аш-Шариа и некоторые другие книги.
     
  6. Имам, философ, мауляна шейх Мухаммад Ибрахим аль-Баляви, да помилует его Аллах, который был учителем, имевшим знания по всем общим наукам, особенно в рациональной науке философии, логике и диалектике. Он был из числа праведников, тех, что остались от группы учителей шейха, да увеличит Аллах им тень в будущей жизни[1]. Шейх Мухаммад аш-Шафи’ читал с ним «Ас-Садра» и «Аш-Шамс  аль-Базига».

Шейх Мухаммад Шафи’ обучался также у многих других учителей, чьи биографии мы не упомянули из опасения многословия. Они являются прекрасным напоминанием о наших праведных предшественниках своими обильными познаниями и возвышенными трудами.

С того момента, как уважаемый шейх, да помилует его Аллах, показал признаки блестящего ума, его учителя начали уделять особое внимание его обучению, делая это с большой любовью и преданностью. Их чистые намерения имели бесспорное влияние на формирование его академических познаний и развитие его блестящего таланта. 
 

Он закончил свое обучение в 1335-м году по хиджре. Так как он был в числе первых выпускников, его учителя избрали его для преподавания в Даруль-Улюм. Он начал преподавательскую работу в 1336-м году по хиджре, и вскоре студенты со всей Индии высоко оценили его работу. Он оставался преподавателем хадисов, толкования Корана, фикха и других известных религиозных наук в течение 26-ти лет. Большое количество студентов, обучавшихся у него в тот период, имели возможность черпать из источника его познаний, до тех пор, пока не осталось ни одного города в Индии и Пакистане, где бы не было его учеников. Большинство из них в наше время занимается преподавательской деятельностью и распространением наук, и они считаются выдающимися учеными в своей местности.
 

Поиск духовного наставника

С ранних лет уважаемый шейх получал пользу от пребывания в обществе своих учителей и благородных духовных наставников, он часто посещал собрания имама, призванного Аллахом великого воина, шейха аль-Хинд, мауляны Махмуда аль-Хасана, да освятит Аллах его тайну, и извлекал пользу из океана его познания. Позже, когда шейх аль-Хинд был заключен в тюрьму на острове Мальта, он получал советы от другого великого духовного наставника своего времени Хакима аль-Умма, мауляны Ашрафа Али ас-Санави, да освятит Аллах его тайну.

После того, как шейх аль-Хинд вернулся в Деобанд, он (Мухаммад Шафи’) вступил на путь духовного совершенствования под его наставничеством в 1339-м году по хиджре и постоянно находился в его обществе, пока Всемогущий Аллах не забрал его душу. Затем шейх Мухаммад Шафи’ опять перешел под духовное руководство вышеупомянутого Хаким аль-Умма в 1346-м году по хиджре и оставался под его руководством в течение 26-ти лет. Хаким аль-Умма питал к нему (шейху Мухаммаду) большую любовь и привязанность, считал его одним из своих близких учеников и советовался с ним в каждом важном религиозном вопросе. Уважаемый шейх помогал ему в составлении многих книг, в частности, такой книги, как «Аль-Хилят ан-Наджиза ли аль-Халилят аль-Аджиза», которая является выдающейся работой. В ней рассматриваются такие темы фикха, как вопросы о жене сумасшедшего, жестокого человека, пропавшего без вести и импотента, относительно которых ханафитский мазхаб очень строг. Поэтому шейхи переписывались с учеными-маликитами и затем выносили решения в этих вопросах в соответствии с их мазхабом. После этого ученые-ханафиты согласились с такой практикой, и подобный способ решения является предпочтительным для ученых-ханафитов в наше время. По просьбе вышеупомянутого Хакима аль-Умма шейх Мухаммад Шафи’ составил много книг, самая известная из которых – «Ахкам аль-Куран». Шейх Мухаммад Шафи’ оставался в обществе Хакима аль-Умма, да помилует его Аллах, до 1362-го года по хиджре, а в 1349-м году по хиджре Хаким аль-Умма сделал его своим преемником (халифа) в этом тарикате.


Вынесение им фетв

Шейх Мухаммад Шафи’ имел полную компетенцию в фикхе и выдаче фетв с того момента, как он начал преподавать в Даруль-Улюм, и впоследствии он будет часто помогать в этом деле своему учителю муфтию Азизу ар-Рахману, главе отдела фетв, да помилует его Аллах. Затем, когда Всемогущий Аллах забрал душу его учителя, его назначили главой отдела фетв в Даруль-Улюм, чтобы заменить на этой должности шейха Азиза ар-Рахмана, да освятит Аллах его тайну. Наш шейх, да помилует его Аллах, занимал этот важный пост с 1350-го года по 1362-й год по хиджре. Его фетвы в это время распространялись в восточных и западных регионах земли.

Шейх Мухаммад Шафи’ издал более сорока тысяч фетв в этот период. Некоторое их количество было издано в восьми больших томах под названием «Имдад аль-Муфтин», которое (это издание) является лишь каплей из огромного океана его наследия, хранящегося в Даруль-Улюм  (которое еще не опубликовано). Нет сомнения, что эти труды являются ценным наследием для Ислама и мусульман. Да сделает Аллах возможным их публикацию.

Уважаемый шейх продолжил издавать фетвы, после того, как оставил Даруль-Улюм Деобанд. Очень жаль, что он не записывал свои фетвы на протяжении девяти лет. После того, как он переехал в Пакистан и основал в его столице институт, названный Даруль-Улюм Карачи в 1371-м году по хиджре, его фетвы стали снова записываться. Их число на сегодняшний день достигает  восьмидесяти тысяч фетв, и это все, что он выпустил (издал) с 1381-го года хиджры до конца его жизни, помимо устных вопросов, на которые он отвечал в частных беседах и по телефону в течение дня и ночи. 
 

Благодаря баракату нашего шейха, муфтия, Даруль-Улюм Карачи считается самым большим отделом фетв в Индии и Пакистане. Люди из самых разных стран (которые искали ответы на свои вопросы) консультировались с ним. Среди них были люди из таких государств, как Королевство Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан, Малайзия, Индонезия, Турция, Америка, Великобритания, Африка и других стран, количество которых невозможно подсчитать.
 

Его борьба за создание Пакистана

Когда шейх Мухаммад Шафи’ преподавал в Даруль-Улюм, мусульмане переживали время западного империализма. Ученые Даруль-Улюм Деобанд оставались непреклонными с самого начала в трудной борьбе за свободу и независимость. В этом грандиозном труде имам и воин, шейх аль-Хинд, мауляна Махмуд аль-Хасан, да помилует его Аллах, провел всю свою жизнь, он перенес большие страдания во время своего заключения в тюрьме на острове Мальта. Затем он продолжил борьбу за это дело, пока не отошел к милости Аллаха.

После этого надежда на освобождение начала появляться в сознании мусульман, и их стремление к достижению этой цели не прекращалось. Ради этой цели они даже стали объединяться с индуистами, на том условии, что после освобождения Индии они вместе будут участвовать в правительстве (войдут в правительство), устроенном на демократической основе.

Хаким аль-Умма, шейх Ашраф Али ас-Санави придерживался мнения, что мусульмане не смогут иметь успеха никоим (другим) образом, кроме как путем создания независимой и свободной страны, в которой они смогут жить по законам Шариата, как истинные мусульмане. Таким образом, по его мнению, здесь стоял не один вопрос – вопрос о свободе от западного империализма, здесь были два вопроса – во-первых, свобода от западной колонизации, а во-вторых, создание независимой исламской страны, где не будет присутствия индуистов или любого другого народа из числа неверующих.
 

Что касается политических партий, то в это время все они были заняты борьбой за свободу от иностранной оккупации, они не ставили перед собой цель разделения индийской земли между мусульманами и неверующими, потому что руководствовались искаженным понятием национализма. По этой причине они были убеждены, что индийцы: мусульмане и неверующие (живущие в Индии) – являются одной нацией. Они провозглашали: «Мы желаем только удаления иностранной оккупации, и потом мусульмане и индуисты в этой стране будут равны».
 

Однако шейх Ашраф Али ас-Санави, да освятит Аллах место его упокоения, не был удовлетворен этим, так как предполагал, что мусульмане при правлении индуистов будут иметь больше проблем, чем они перенесли при западной власти. Кроме того, он утверждал, что такое смешивание с индуистами приведет к смешению неверия с Исламом, к искажению религии мусульман, разрушению их ценностей и деморализации. Их религиозный импульс будет уменьшаться, пока для будущих поколений ничего не останется от драгоценного наследия религии предков, кроме одних слов, лишенных смысла и духа. Он надеялся, что мусульманская сторона примет этот вызов и проведет кампанию за подобное видение будущего мусульман и подчинит себе идолов национализма, которых наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в свое время сбросил себе под ноги[2]
 

Эти надежды осуществились по Воле Аллаха, когда политическая партия «Мусульманская Лига» проводила кампанию за создание Пакистана. Хаким аль-Умма, шейх Ашраф Али ас-Санави побудил ученых и простых мусульман поддержать эту кампанию. Во главе этой деятельности стояли имам, шейх уль-ислам Шаббир Ахмад, да помилует его Аллах, мауляна шейх Зафар Ахмад и наш уважаемый шейх муфтий Мухаммад Шафи’, да помилует его Аллах. Они основали совет алимов, названный «Джамият Уляма аль-Ислам» для борьбы за объединение мусульман в деле сохранении религии и поддержке кампании за создание Пакистана.
 

Наш шейх проводил дни и ночи в работе над этим проектом. Когда большая часть его внимания была направлена на политическую деятельность, без которой он не видел успеха для мусульман, у него не осталось времени для преподавательской деятельности в Даруль-Улюм. Поэтому он не нашел иного выхода, кроме как расстаться с этим занятием, за которым он провел большую часть жизни. Он отошел от обучения и издания фетв в 1363-м году по хиджре, и с того времени вся его деятельность была направлена на борьбу за создание Пакистана. Ради этой цели он совершал поездки во все концы Индии, чтобы пробудить простых мусульман от сна с помощью своих речей и своего пера и сообщить им о замыслах их неверующих врагов.

Никто из тех, кто имел честь посетить шейха, не сомневался в том, что Всевышний Аллах дал силу его речам, так что его дело имело успех по Милости и Щедрости Аллаха. Действительно, его усилия сыграли важную роль в создании Пакистана, и некоторые из его лидеров признавались, что подобный успех не был бы возможным во многих вопросах, если бы не его усилия (усилия шейха).
 

В 1367-м году по хиджре (что соответствует 1947 году) Всевышний Аллах оказал милость мусульманскому населению Индии. Усилия, которые они прикладывали долгое время, принесли плоды, и новая исламская страна появилась на карте мира. Лишь Аллаху принадлежит вся хвала.
 

Эта страна была дана мусульманам, чтобы они могли установить в ней свою религию, соблюдать в ней законы Шариата и очиститься от грязи, появившейся в их жизни от близости к неверующим чужеземцам.
 

Его переезд в Пакистан

После образования Пакистана на деятельных ученых лежала обязанность переехать в Пакистан и приложить свои усилия в построении исламской конституции, подходящей для управления этой страной. Поэтому наш шейх, муфтий, да помилует его Аллах, последовал Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в 1367-м году по хиджре (1948-й г.) оставил свой родной город, в котором он провел 25 лет своей жизни.

После переезда в Пакистан перед ним стояли две важные задачи: во-первых, та, которую мы описали выше, – создать исламскую конституцию и установить религию в Пакистане в ее чистом виде; во-вторых, основать религиозный институт для распространения исламских наук, как того требовало современное общество.
 

Его усилия по утверждению религии в Пакистане

Правительство Пакистана в 1949-м г. разрешило комитету его выдающихся ученых предложить  национальному собранию свои принципы, которые нужно было принять как основание для создания конституции страны. Наш шейх, да помилует его Аллах, решил стать членом этого комитета, и он проработал в нем непрерывно с полной отдачей в течение четырех лет.

В это время правительство предложило проект конституции, большинство пунктов которой противоречили основам исламского Шариата. Когда ученые Пакистана заявили о своем неодобрении этого проекта, правительство заявило, что примет все, на чем сойдутся все ученые из различных исламских групп, думая, что это невозможно, так как различные группы никогда ни в чем не придут к согласию.

Тем большего восхищения заслуживают наши искренние ученые, и среди первых из них – наш шейх, когда они «засучили рукава», чтобы решить этот вопрос, который считался невозможным. Они трудились день и ночь, что объединить слово Ислама, они поощряли различные группы объединяться ради сохранения религии до тех пор, пока все ученые не договорились встретиться в одном месте. Они провели хорошо организованную конференцию в Карачи, там собрались ученые из каждого уголка страны. Эта конференция была действительно исторической и опровергла утверждения врагов Ислама, что ученые только и умеют спорить и приводить разные противоречивые доводы. Решения этой конференции положили основание для создания конституции страны согласно принципам религии, так что все группы пришли к согласию, и не было ни одного человека, который не был бы согласен с ее решениями.
 

Тогда правительство объявило об этих новых принципах  и распространило их для простых мусульман, так что эти мнения можно было рассмотреть. Но ученые чувствовали, что необходимо еще раз провести подобную конференцию, чтобы все ученые могли собраться и выразить свое единодушное мнение. Они боролись (и среди них – наш шейх, да помилует его Аллах) за то, чтобы провести эту конференцию, и Аллах даровал им успех в этом деле, пока конференция не закончила свою работу и не исправила все недостатки, которые содержала новая конституция.

Затем вопрос о конституции продолжал пересматриваться и решаться вплоть до наших дней (до времени написания этой статьи), так что моменты надежды в этом вопросе периодически сменяются отчаянием и безнадежностью. Тем не менее, шейх Мухаммад Шафи’ не жалел своих сил ради этого дела, насколько это было возможно, несмотря на то, что эти страдания прибавили ему седых волос и ослабили его здоровье, до тех пор пока Всевышний Аллах не забрал его душу.
 

Основание Даруль-Улюм Карачи

Шейх Мухаммад Шафи’ переехал в Пакистан, когда в его крупных городах, в частности, в его столице Карачи, не было никакого религиозного института для обучения и распространения исламских наук, как это требовалось. После образования Пакистана возникла интенсивная потребность в этом, чтобы воспитать новое поколение ученых, которое будет руководствоваться религиозными ценностями во всех областях жизни, чей ум будет открыт для красоты исламских идеалов, и они станут теми, кто понесет трудности этой уммы в будущем.

Поэтому в 1370-м году по Милости Аллаха и Его помощи шейх Мухаммад Шафи’ основал общественный религиозный институт в стороне от дорог Пакистана. В настоящее время он известен как Даруль-Улюм Карачи и считается одним из самых больших учебных заведений по изучению религиозных наук в Пакистане. Всевышний Аллах принял его искренние намерения. Этот институт стал очень приятным местом, куда стекались студенты со всех концов земли и могли черпать из его источников знания. Однако его местоположение не могло вместить всех учащихся,  и возникла необходимость в более просторном месте, поэтому в 1377-м году по хиджре по Милости Аллаха был дарован большой участок земли в одном из пригородов, где было построено прекрасное просторное здание, расположенное вдали от городского шума и суеты. В настоящее время там проживают сотни студентов из разных частей света.
 

Его работы

Уважаемый шейх написал множество полезных работ, число которых превышает сотню, большинство из них написаны на языке урду. Это работы по наукам толкования Корана, хадиса, фикха, тасаввуфа, литературы, богословия, поведения в обществе и другим темам. В данный момент мы перечислим только те, о которых нельзя не упомянуть:

  1.   «Маариф аль-Куран». Это ценное толкование Благородного Корана, которое шейх Мухаммад Шафи’ собрал на языке урду в восьми больших томах. В нем он прокомментировал смыслы Благородного Корана в легкой и доступной форме. Под каждым аятом он обращается к тем проблемам текущей жизни, к решению которых он (аят) может быть применен. Таким способом он старается объяснить читателю, что Благородный Коран является вечным посланием для каждого человека и содержит руководство для его повседневной жизни, в котором содержится благость, праведность и справедливость. В этом отношении данное толкование включает редкие академические исследования, созданные в наше время. Почти ни одна мечеть и школа на индийском субконтиненте не обходится без этой книги, это один из самых важных источников, из которых учитель черпает вдохновение при подготовке к своим лекциям. На языке урду не существует другого труда, которое было бы подобно этому по простоте изложения, тонкостям смысла и обширной пользе. Это толкование было переведено на многие языки, такие, как бенгальский и персидский. Группа ученых начала переводить его на английский язык, а другая группа – на арабский язык.
     
  2.  «Джавахир аль-Фикх». Это ценное собрание юридических текстов, которые шейх, да помилует его Аллах, написал на темы, по которым часто задают вопросы, но которые не рассматриваются в книгах по общему фикху или упоминаются там только вкратце. Таким образом, есть опасность разночтения (различного толкования этих вопросов), и поэтому тут не существует ясности и возможности проверки. В этой книге рассматриваются вопросы относительно наблюдения луны, границ хаджа, авторского права, постоянного найма, механического забоя (скота), содействия (помощи) в грехе и еще более сорока подобных вопросов.
     
  3.  «Хатм ан-Нубувва». Это объемная книга в опровержение заблудших кадьянитов (ахмадитов), в которой шейх Мухаммад Шафи’ утверждает веру в окончательность пророчества нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с упоминанием всех доказательств этого из Благородного Корана и Сунны и согласия ученых (иджма). Таким образом, он опроверг все ложные претензии на пророчество, чтобы успокоить невежественных людей и вывести их из сомнения и неопределенности. Эта книга была напечатана на языке урду множество раз. Она содержит около пятисот страниц. Умма приняла ее, и некоторые критики говорили, что это лучшее из всего, что было написано на эту тему на языке урду.
     
  4.  «Сира Хатам аль-Анбия». Это краткая работа, содержащая биографию нашего Посланника, Любимца Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), со всеми ее важными событиями, которые шейх представляет в краткой и удобной форме. Она (книга) вселяет любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)и его праведным сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Эта книга была напечатана на языке урду более пятидесяти раз, и некоторые школы в Индии и Пакистане включили ее в свой учебный план. Она была переведена на другие местные языки, такие, как синдхи, гуджарати и бенгали. 
     
  5.   «Алят Джадида». Это ценная работа, в которой шейх собрал постановления, относящиеся к современным изобретениям, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха)и имамов-муджтахидов, поэтому об их правовом статусе нет четкого текста. Это такие вещи, как молитва при помощи микрофона, чтение Благородного Корана по радио, запись его на кассеты и видео, вакцинация во время поста, переливание крови, театры, дача юридических показаний по телефону и тому подобное. Выполнения такой большой задачи ждали только от нашего шейха, которому Аллах даровал большие способности в фикхе , твердое понимание его законов и источников (и надежного характера в понимании их тайн). Эта книга была напечатана на языке урду дважды. Пусть Аллах вознаградит его от имени всех мусульман лучшей из наград.
     
  6.  «Ахкам аль-Аради». Эта книга, в которой шейх Мухаммад Шафи’ собрал постановления о правительственной земле, наделенной земле и частной земле во всех ее видах, что обязательно для всех этих типов земель относительно взимания налогов ушр и харадж. В ней он объяснил принципы нашей религии и пояснил законы, характерные для земель Индии и Пакистана. Он включил в это краткое изложение историю завоевания Индии руками мусульман, так что положение об этих индийских землях становится ясным, поскольку они касаются постановлений религии. Исламская умма в долгу перед ним за этот полезный труд, над которым шейх провел много бессонных ночей, решил множество сложных вопросов и позволил всем желающим пить из ее источника знаний. Книга содержит около пятисот страниц. 
     
  7.  «Имдад аль-Муфтин». Это сборник из его фетв, которые он выдал во время своего пребывания в Даруль-Улюм Деобанд. Он состоит из восьми больших томов, и это, как мы уже упоминали, лишь небольшая часть от его фетв, число которых сегодня достигает примерно ста тысяч. Большинство из этих фетв изложено на простом языке урду, из которых каждый ученый и простой мусульманин может извлечь пользу. Некоторые из них содержат важные подробности академических дискуссий, которые, если их рассматривать отдельно, составили бы отдельные книги. Этот сборник был напечатан в Индии один раз и потом его копии были исчерпаны. Он вскоре будет напечатан снова, если позволит Всевышний Аллах. Мы надеемся на помощь Аллаха в осуществлении наших надежд на издание оставшейся части фетв. 
     
  8.  «Ат-Тасрих бима Таватара фи Нузуль аль-Масих». Это короткий трактат на арабском языке, который шейх Мухаммад Шафи’ составил по указанию имама хафиза шейха Анвара Шах аль-Кашмири, да помилует его Аллах. В ней он собрал все хадисы, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха)описывает признаки прихода Мессии, мир ему, и его качества, чтобы сделать очевидным лживость претензий Кадиани на пророчество. Да защитит нас Аллах от его зла. Эта книга была напечатана в Деобанде, а затем ее копии закончились. После этого уважаемый ученый шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда опубликовал ее в Сирии в безупречном издании, а также с подробными академическими сносками. 
     
  9.  «Хадийя аль-Махдиййин фи аят хатам ан-набиййин». Это еще один текст в опровержение лжеца аль-Кадиани, который, как и предыдущие книги, шейх составил по поручению своего выдающегося учителя, алляма Анвара Шаха аль-Кашмири.
     
  10.  «Самарат аль-Аврак». Это небольшой сборник статей по литературе, истории, о духовном пути (суфизме) и поведении в обществе и другим наукам на языке урду. Шейх Мухаммад Шафи’ собрал их (статьи) из множества различных книг, пока изучал их. Каждый человек найдет там то, что подходит его характеру и соответствует его взглядам. Она была издана два раза. Она состоит из пятисот страниц.
     

Уважаемый шейх написал также множество других книг, количество которых превышает сотню, большинство из них были изданы на языке урду, они касаются всех религиозных наук, умма признала их, и Аллах даровал множеству людей пользу через эти книги. Мы упомянули лишь некоторые из наиболее важных его работ, так как перечисление всех его книг потребовало бы отдельного трактата[3].
 

Всевышний Аллах позволил ему (шейху) послужить Исламу и мусульманам каждой частью его тела, пока его жизнь не стала полностью связана с религией и ее народом. Не будет преувеличением сказать, что после завершения своей учебы он не совершил ни одного шага, который не принес бы пользу религии. (Если бы мы могли взглянуть на его жизнь), то увидели бы, как он преподает науку хадиса в Даруль-Улюм и занят проверкой их (хадисов) подлинности, в другой раз мы застали бы его за сбором ценных религиозных трудов, с помощью которых он боролся с несчастьями окружающим Ислам со всех сторон. В следующий раз мы увидели бы, как он поощряет мусульман обратиться к руководству их религии и старается внедрить исламский Шариат в Пакистане или обеспокоен положением мусульман в разных частях света и огорчен их печальными обстоятельствами.
 

В подобных трудах шейх Мухаммад Шафи’ проводил свои дни и ночи с утра до вечера, до самой своей старости, так усердно, что даже усилия  более молодых людей казались мелкими по сравнению с его усилиями, пока Всевышний Аллах не забрал его душу. Это случилось ночью одиннадцатого числа месяца Шавваль 1396-го года по хиджре (что соответствует октябрю 1976-го года). Он был похоронен на кладбище Даруль-Улюм в Карачи, на его похороны пришли приблизительно пятьдесят тысяч человек. Да проявит Аллах Свою особую милость к нему и примет его усилия и его бесценные жертвы ради возвышения слова Аллаха и распространения Ислама.
 

Его хороший вкус в поэзии и литературе

У уважаемого шейха был тонкий вкус к поэзии и литературе с самых ранних лет. Его вкус продолжал развиваться в результате того, что он  находился в Даруль-Улюм, в атмосфере, которая способствовала расцвету его способностей. Многим из его учителей Всевышний Аллах даровал способности в этой сфере, так же, как и в других науках. Его самый выдающийся учитель (алляма Анвар Шах аль-Кашмири, да помилует его Аллах) основал литературное общество для тренировки учеников в этой области, которое он назвал «Надият аль-Адаб». Этот клуб собирался раз в неделю или в месяц, чтобы студенты и учителя могли составлять и произносить свои выступления (речи) и читать стихи. Наш уважаемый шейх был среди победителей в этих соревнованиях, потому что Всевышний Аллах даровал ему большие способности в этой области.
 

Таким образом, его литературный вкус развивался, так что он начал сочинять поэмы на урду, персидском и арабском языках. Хотя он не занимался поэзией специально, но у него был небольшой сборник стихов на этих трех языках. Некоторые из его поэм на урду и персидском языке были изданы в его книге «Самарат аль-Аврак», и можно увидеть, что они действительно приятны для слуха.
 

Большая часть его стихов представляет собой мудрые и полезные советы, и вы не увидите там глупых и пустых восторгов, но лишь любовь к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), побуждения к благим делам и рассуждения о будущей жизни.
 

Его арабские стихи были опубликованы в небольшом буклете под названием «Нафхат».
 

Это окончание того, что мы хотели сказать в этой небольшой речи, мы просим Аллаха наставить нас на прямой путь в этом мире и следующей жизни. Ему принадлежит вся слава в начале и конце.
 

16-е число месяца Зуль-Ка’да, 1383-й год по хиджре (март 1964 г.)[4]

Ахкам аль-Куран. Идаратуль-Куран ва аль-улюм аль-Исламийя. Карачи, Пакистан, третье издание, 1429 год по хиджре. 3:1-19.

[1] Он был жив во время написания оригинальной версии этой биографии в 1383-м г. по хиджре (1964 г.). См. последнюю сноску.

[2] Под руководством Хакима аль-Умма, мауляны Ашрафа Али ас-Санави, его ученик и племянник, алляма Ахмад аль-Усмани, составил сильное опровержение концепции национализма в контексте дебатов тех времен в Индии, которое он включил в свои знаменитые комментарии к хадисам, «Иля ас-Сунан». В рамках этой короткой работы автор рассказывает сон, в котором он увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Этот сон был истолкован как несущий радостную весть о ближайшей победе мусульман, что, возможно, реализовалось в создании Пакистана, которое произошло в течение десятилетия после этого сна и написания этого произведения.

[3] Муфтий Мухаммад Шафи’ в соавторстве с мауляной Зафаром Ахмадом и мауляной Идрисом аль-Кандахляви составил работу «Ахкам аль-Куран» по вопросам фихка и вероучения на основе Благородного Корана в пяти томах по поручению Хакима аль-Умма, мауляны Ашрафа Али ас-Санави. Муфтием Шафи’ был написан третий и четвертый том этой книги, который охватывает решения, содержащиеся в 26-49 сурах Корана. Он писал эту работу на протяжении многих лет (между 1362-м и 1388-м годами по хиджре (1943-1968 гг. н.э.)), так как ему приходилось оставлять эту работу из-за множества других своих обязательств. В комментарий включено множество статей, которые он составил как часть оригинальной книги для комментария отдельных аятов, которым (статьям) он дал отдельные названия, так что они могут рассматриваться как независимые трактаты. Эти ценные работы, которые упомянуты ниже, являются свидетельством его глубоких познаний:
1.    Кашф ар-райб ан ильм аль-гайб (3:44-64).
2.    Приложение к ней (такмиля): Кашф ар-райб ан мафатих аль-гайб (3:272-278), обе на тему знания невидимого (тайного).
3.    Аль-Истибана ли-маана аль-тасаббуб ва аль-иана (3:74-84), на тему – что делается (становится) средством или помощью в противоправном деянии.
4.    Такмиль аль-хубур би-сама ахль аль-кубур (3:163-182), на тему, слышат ли умершие в могилах.
5.    Ас-Сай аль-хасис фи тафсир лахв аль-хадис, комментарий к аяту Корана 31:6, который включает: Ан-Нахиан ан аль-Малахи (3:186-202), на тему развлечений, спортивных состязаний и игр.
6.    Кашфуль-Ана ан васф аль-гина (3:203-260), на тему пения и музыки.
7.    Тафсиль аль-хитаб фи-аят аль-хиджаб (3:393-483), на тему хиджаба.
8.    Танких аль-Калям фи ахкям ас-салят ва ас-салям (3:484-502), на тему приветствия и благословения Пророку (мир ему и благословение).
9.    Субут Азаб аль-Кабр би аль-Китаб ва-ас-Сунна (4:77-117), на тему наказания в могиле.
10.    Айн аль-исаба фи макам ас-сахаба (4:225-246), на тему высокого уровня сахабов (сподвижников).

[4] Хотя это (дата выхода статьи) была оригинальной датой, так как эта биография была написана в качестве введения к арабскому изданию книги муфтия Мухаммада Шафи’, издатели «Ахкам аль-Куран»  вводили некоторые изменения и дополнения к первой версии этой статьи, чтобы отразить более поздние события и отразить контекст ее написания. 

Похожие материалы