Очищение от собачьей наджасы по шафиитскому мазхабу

Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота – половина веры», – его роду и сподвижникам.

Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности.

Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме – обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы.

Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе

Аль-Хатыб аш-Ширбини   пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»:

«Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие»[1].

Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы.

1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», – но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся.

2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет. 

3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место[2]. Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы[3].

Шариатское решение в отношении собаки

Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис:

طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ

«Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, – семикратное [омытие], первое из которых – землей»[4].

В другом риваяте от Муслима добавлено:

فَلْيُرِقْهُ

«И вылей ее».

Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры:

إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً

«Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз».

Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис:

«Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения[5]. Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака – самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна.

Также передается в хадисе, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая»[6].

Как можно испачкаться наджасой собаки

Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки). 

Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини:

«То, что стало наджасой из-за соприкосновения с  собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным»[7].

Способ очищения от собачьей наджасы

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»:

«Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей». 

Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«[Землей] очищающей[8], полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным»[9].

Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения. 

Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым.

Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее.

Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет:

«Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи».

Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет:

«Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось».

 Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа»[10].

О заменяемости земли в вопросе очищения

Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов[11], объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства.

Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования.

Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений  мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы:

«Второе мнение[12]: не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи[13] могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих»[14]. Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя»[15].

Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье.

Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, – это незаменимость земли[16] для такого рода очищения.

Различные вопросы

Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения[17]. Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки[18].

Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем[19].

Если собака лакала из большого сосуда[20], то ни вода, ни сам сосуд не становятся нечистыми, если только мокрый язык собаки не коснулся стенок сосуда, до которых не доходила вода[21].

Если собака лакала из сосуда малого объема[22], то вода очистится, если ее довести до большого объема, а сам сосуд при этом не очистится.

Воду, испачканную собакой, желательно вылить, а хадис, в котором содержится повеление выливать ее, касается случая, когда кто-то хочет совершить ею омовение, тогда вылить ее становится обязательно[23].

 

[1] Т.1, с. 243.

[2] Там же, т. 1, с. 248.

[3] Там же.

[4] «Сахих» Муслима, №651.

[5] Речь идет о повелении омывать человека после смерти, потому что такое очищение не связано с тем, что он стал мертвечиной или нечистым, а связано с проявлением к нему уважения.

[6] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 228.

[7] Там же, т. 1, с. 243.

[8] Которая не использовалась до этого для очищения от нечистот собаки и не использовалась в таяммуме.

[9] Мугни, 1:244.

[10] Мугни, 1:244.

[11] Мугни, 1:245.

[12] Первое мнение и самое сильное в мазхабе – это необходимость именно земли.

[13] Мыло, например, или стиральный порошок.

[14] Имам аш-Ширази.

[15] Мугни, 1:245.

[16] Напомним, что земля должна быть чистой и не должна быть до этого использована в таяммуме.

[17] Мугни, 1:245.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Объемом больше 190 литров.

[21] Мугни, 1:245.

[22] Меньше 190 литров.

[23] Мугни, 1:245-246.

Похожие материалы