Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 20. Положение человека, у которого постоянно нарушается омовение

 بَابُ طَهَارَةِ ذوي الاعذار

Раздел о том, как совершать очищение людям, у которых постоянно нарушается омовение

 

Относительно людей, у которых постоянно нарушается омовение, в Шариате существуют особые правила.

Например, мустахада[1], у которой постоянно выходит кровь, а также тот, у которого постоянно выходит моча, кровь или кишечные газы, должны совершать вуду после наступления времени каждого обязательного намаза. 

В пределах времени одного намаза такие люди имеют право совершать с одним омовением сколько угодно обязательных и дополнительных намазов (например, совершать обязательный намаза, намаз витр, похоронный намаз, а также восполнять пропущенные намазы).

Вуду у таких людей автоматически нарушается, когда приходит время следующего намаза. Исключение составляет ситуация, когда причина, по которой у данного человека постоянно нарушается вуду, не проявилась после того, как он совершил вуду, и пришло время следующего намаза.

Пример:

Человек, страдающий недержанием мочи, совершил вуду в конце времени намаза зухр, при этом во время совершения вуду и до наступления времени намаза асра моча у него ни разу не вышла. Омовение такого человека действительно, несмотря на то, что уже наступило время следующего намаза, пока у него снова не выйдет моча или вуду не нарушится по каким-то другим причинам. 

Человек является извиняемым только в том случае, если у него по одной и той же причине постоянно нарушается омовение в течение полного времени одного намаза настолько часто, что невозможно успеть совершить омовение и намаз (ограничившись совершением хотя бы фардов) до того, как омовение снова нарушится.

Пример: 

У человека за полчаса до окончания времени намаза зухр начала без его на то воли постоянно выходить моча, но он еще не совершил намаз зухр. 

  1. Сначала необходимо ждать, прекратится ли выход мочи. Если моча продолжает капать до того момента, когда до окончания времени зухра осталось время только на то, чтобы совершить омовение и намаз, человек должен делать омовение и молиться, не обращая внимания на то, что моча продолжает выходить. 

  1. Затем в период от асра до магриба человек должен следить, перестанет ли выходить моча. Если случилось так, что весь период времени, отведенный для намаза аср вплоть до магриба, моча продолжает выходить с такой частотой, что невозможно успеть совершить омовение и намаз, этот человек делает вывод, что он относится к категории людей, у которых есть извинительная причина (узр) по Шариату, и должен следовать соответствующим правилам. 

Если человек является извиняемым, но его омовение нарушилось по другой причине (например, человек извиняем из-за недержания мочи, а у него пошла кровь из носа), его омовение нарушается. 

Если человек извиняем по причине недержания мочи, выход мочи временно прекратился, но у человека пошла кровь из носа, и он по этой причине совершил омовение, если у него снова начнет выходить моча, его вуду становится недействительным.

Человек перестанет относиться к категории извиняемых людей только в том случае, если в течение полного времени одного намаза его проблема ни разу не проявит себя. 

Пример:

Если у человека моча непрерывно выходила в период от асра до магриба и он попал в категорию извиняемых по Шариату людей, а затем в период от магриба до иша моча капнула всего один раз, он продолжает относиться к категории извиняемых. 

Человек считается извиняем с момента, когда у него появилась извинительная причина, и перестает быть извиняемым в момент, когда извинительная причина исчезнет. Таким образом, если извинительная причина исчезла в процессе совершения омовения или намаза, а в течение полного времени следующего намаза проблема так и не возобновилась, первый намаз становится недействительным, так как человек к тому моменту уже перестал быть извиняемым.

Пример: 

У человека постоянно выходит моча, и он установил, что входит в категорию извиняемых людей. Во время совершения омовения для намаза зухр или во время совершения самого намаза выход мочи прекратился вплоть до наступления времени намаза аср. В период от асра до магриба моча ни разу не вышла. Этот человек больше не входит в число извиняемых и должен восполнить намаз зухр, так как перестал быть извиняемым в тот момент, когда у него перестала выходить моча.

Если у человека постоянно выходит кровь, но он имеет возможность без вреда для здоровья остановить выход крови, например, при помощи наложения повязки, он обязан сделать это, и не будет считаться извиняемым. Если предотвратить выход крови невозможно, но повязка уменьшит количество крови, наложить ее обязательно.

Если человек входит в категорию извиняемых по причине выхода газов, но может предотвратить выход газов, если будет молиться сидя или не совершать полностью судждуд, а имитировать его совершение, он обязан принять данные меры и не будет являться извиняемым.

[1] Женщина, у которой из полового органа выходит кровь, не являющаяся хайдом или нифасом, например, кровотечение меньше минимального хайда или больше максимального хайда или нифаса, кровотечение до 9 лет, кровотечение во время беременности, также ситуация, когда во время хайда или нифаса кровь выходит дольше, чем обычно, и продолжает выходить после максимального срока.

 

Похожие материалы