Об уходе из мечети после азана

Вопрос: Если вы проходите мимо мечети и слышите азан, становится ли фарзом помолиться в мечети? Что, если вы уходите из мечети и тут читают азан, должны ли вы остаться и помолиться?

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим – на том. Наш господин Абу аш-Шаза сообщает: «Мы сидели в мечети с нашим господином Абу Хурайрой, и муадзин призвал к молитве (прочитал азан). Человек поднялся и стал уходить из мечети. Абу Хурайра следил за ним взглядом до тех пор, пока тот не ушёл из мечети. Затем Абу Хурайра сказал: «Что касается этого человека, воистину, он ослушался Абуль-Касыма (Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)»»[1].

Наш господин Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву»[2].

Наш господин Усман ибн Аффан сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер»[3].

Исходя из вышеприведенных хадисов, факихи сошлись во мнении, что крайне не одобряется (макрух тахрим) оставлять мечеть без уважительной причины, после того как прозвучал призыв к молитве (азан). Тем не менее, если существует веская причина или нужда, то такое поведение не осуждается, а, напротив, разрешается. Также в ситуации, когда человек имеет намерение вернуться и присоединиться к коллективной молитве, это не осуждается.

Второй хадис из «Сунана» Ибн Маджа ясно упоминает, что, если кто-то оставляет мечеть после азана:

1) без нужды или уважительной причины (хаджа),

2) без намерения вернуться, то такой человек будет считаться лицемером (мунафиком).

Таким образом, если человек ушел по нужде, например, с целью облегчиться, совершить вузу и т. п., или намерен вернуться и присоединиться к коллективной молитве, тогда это не будет считаться порицаемым действием.

Великий факих-ханафит имам аль-Хаскафи (да смилостивится над ним Аллах) утверждает: «Крайне не одобряется (макрух тахрим), вследствие запрещения (упомянутого в хадисе), когда человек, еще не совершивший намаз, покидает мечеть, где уже призвали к молитве (произнесли азан)… за исключением случаев, когда человек несет ответственность за другое собрание (в другой мечети), если он уходит, чтобы пойти в мечеть своего учителя и послушать его урок или речь, и если человек покидает мечеть по нужде и намеревается вернуться. Также не порицается покидать мечеть человеку, который уже совершил свой зухр или иша намазы самостоятельно, но, в то же время, это не одобряется из-за пропуска коллективного намаза. Тем не менее, если уже начинается икамат к намазу, то не одобряется покидать мечеть, поэтому человеку следует присоединиться к джамаату с намерением совершить желательный (нафль) намаз. Также не порицается покидать мечеть для того, кто совершил свой фаджр, аср, и магриб намазы самостоятельно, даже после того как начнется икамат, поскольку не одобряется (макрух) совершать дополнительные (нафль) намазы после первых двух намазов (т. е. фаджр и аср). Что касается магриб намаза, то запрещается совершать нафль намазы с нечётным количеством ракаатов (человек не может совершить три ракаата дополнительной молитвы). Также в этом случае вы будете противоречить имаму (даже если вы добавите четвертый ракаат, это не будет разрешено, потому что это будет противоречить тому, что делает имам)»[4].

Комментатор «Дурр аль-Мухтара» алляма Ибн Абидин (да смилостивится над ним Аллах) добавил несколько пояснений к вышеупомянутому тексту в своем дополнительном комментарии (хашия). Ниже перечислены несколько моментов, которые он упомянул:

1) Правило не покидать мечеть применяется вне зависимости от того, был азан произнесён, когда человек находился в мечети, или он был провозглашён до того, как человек вошёл в мечеть, то есть человек входит в мечеть после провозглашения азана.

2) Если человек несёт ответственность за другой джамаат в другой мечети, тогда его уход не порицается, это относится к имаму или муадзину другой мечети.

3) Автор труда «Аль-Бахр ар-Раик» (имам Ибн Нуджайм) заявил, что человеку не следует покидать мечеть для того, чтобы совершить намаз в своей местной мечети, поскольку совершение намаза в своей местной Мечети рекомендовано (мандуб), а покидать мечеть, в которой прозвучал азан, крайне нежелательно.

4) Если коллективная молитва уже была совершена в местной мечети, тогда человеку определённо не следует покидать мечеть, где он находится.

5) Если человек совершает самостоятельно намаз до коллективного намаза, то не будет считаться макрухом покинуть мечеть. Тем не менее, это будет порицаемо, поскольку такой человек не совершит молитву джамаатом. Во время зухр и иша намазов считается макрухом покидать мечеть после начала икамата[5].

В заключение хочу сказать, что крайне порицаемо (макрух тахрим) покидать мечеть после призыва к молитве (азана) без причины и без намерения вернуться. Тем не менее, если человек имеет намерение вернуться или уходит по некоторым причинам (например, если он имам в другой мечети, и.т. п.), то это допустимо. Лучше не покидать мечеть, для того чтобы совершить намаз в своей местной мечети. В вашем вопросе шла речь о ситуации, когда человек слышит азан, будучи не в мечети. Факихи говорят, что, когда человек слышит азан, необходимо остановиться на какое-то время, послушать азан, а затем идти дальше.

Алляма Ибн Абидин (да смилостивится над ним Аллах) говорит: «Если человек слышит азан, когда идёт, лучше остановиться и ответить на него (имеется в виду, повторяя слова), так что человек прекратит движение (пока отвечает на азан)»[6].

Также, когда человек слышит азан, он должен ответить на него тем, что пойдёт в мечеть на молитву. Таким образом, если человек вне стен мечети услышал азан, ему следует войти в неё и совершить свой намаз. Тем не менее, если этот человек собирается совершить намаз джамаатом где-то в другом месте или есть какая-то другая причина, не порицается, если человек тотчас же не войдёт в мечеть.

Алляма Ибн Абидин (да смилостивится над ним Аллах) объясняет: «Отвечать на азан, когда вы идёте (биль кадам), необходимо (ваджиб), если вы не ответите на него, это будет означать, что вы пропустили совершение намаза джамаатом. Тем не менее, если вы спешите к другому собранию верующих… то не обязательно (ваджиб) отвечать на азан незамедлительно»[7].

Аллах знает лучше.

[1] «Сахих» Муслима, №655, «Сунан» Тирмизи и другие.

[2] «Муснад» имама Ахмада.

[3] «Сунан» Ибн Маджа, № 734.

[4] «Дурр аль-Мухтар»

[5] Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, матляб фи карахат аль-хурудж мин аль-масджид бад аль-азан, 2/54-55.

[6] Радд аль-Мухтар, Баб аль-азан, 1/397.

[7] Радд аль-Мухтар, 1/399.

Похожие материалы