Положение музыки в Исламе

Меньше всего шансов вылечиться от болезни у того больного, который отказывается признать, что он болен. Это утверждение соответствует истине, когда речь идёт о болезнях нашего тела, но оно также справедливо и для духовных болезней и недугов. Когда человек совершает грех, понимая, что это грех, и ощущает в сердце раскаяние и сожаление о содеянном, это гораздо лучше, чем совершать грех и считать, что это дозволено. В первом случае совершается один грех, и велика вероятность, что человек, почувствовав угрызения совести, раскается. Во втором случае к совершаемому греху прибавляется ещё один более тяжкий грех – попытка найти своему греху оправдание. Как правило, человек в такой ситуации раскаяния не ощущает. Да сохранит нас Аллах от этого. Амин.

Музыка и пение

То же самое относится к музыке и запрещённым видам пения. Всё это однозначно запрещено Шариатом, доказательства чему будут представлены далее. Но до сих пор есть люди, которые не готовы признать, что это запретно. В современном мире музыка распространилась настолько, что её влиянию подвержен каждый. Люди сталкиваются с такими ситуациями, когда их принуждают слушать музыку. Музыка играет почти во всех магазинах и супермаркетах. Когда вы садитесь в такси, звоните по телефону или просто идёте по улице, вы не сможете защититься от этого зла. Мусульманская молодёжь включает музыку в машине на полную мощность. Растущая популярность музыки, что типично для нашего общества, представляет большую опасность для мусульман. Музыка – это забава немусульман. Одна из главных причин упадка мусульман – в их увлечении бесполезными развлечениями. Сегодня мы видим, что мусульмане участвуют в различных аморальных и порочных делах, и порой – в первых рядах. Духовная сила, бывшая когда-то отличительной чертой мусульманина, утрачена. Одна из главных причин этого – музыка и бесполезные развлечения.

Вред и влияние музыки

Мы должны понимать, что Всемогущий Создатель не запретил ничего, кроме того, что приносит вред мусульманам и в целом обществу. Музыка – источник серьёзного вреда и пагубного влияния. Ислам категорически запрещает прелюбодеяние, а также то, что может привести к нему. Всемогущий Аллах говорит (смысл): «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (сура «аль-Исра», 17:32). Ислам не только запрещает супружескую измену и прелюбодеяния, но и всё то, что может привести к ним. Это причина, по которой в Коране верующим мужчинам и женщинам приказано опускать свои взоры. Также запретно оставаться наедине с человеком противоположного пола. Свободное общение между полами также было запрещено. Это является одной из главных причин запрета музыки, ведь музыка воздействует на наши эмоции, вызывает возбуждение, страсть и волнение, а также провоцирует различные психологические изменения в человеке. Психологами доказано, что возникновению полового влечения способствуют две вещи: первая – женский голос (для мужчин), а вторая – музыка. Вот почему Всевышний Аллах говорит (смысл): «О жёны пророка! Вы не такие, как другие женщины, если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах для мужчин, дабы не возжелал вас тот, в чьём сердце болезнь (нифакъ)» (сура «аль-Ахзаб», 33:32).

Итак, в Исламе запрещено слушать женский голос с вожделением и страстью. Великий ханафитский учёный Ибн Абидин (1198-1252 гг.х) говорит: «Женщине дозволено разговаривать с мужчиной из числа не махрамов по необходимости (и наоборот). Но при этом запрещено растягивать слова, смягчать или повышать голос на манер мелодии»[1]. Точно так же женщине запрещено слушать голос мужчины из числа не махрамов с вожделением и страстью. Один из великих западных мыслителей сказал: «Голос – это один из кратчайших путей заставить женщину влюбиться в мужчину. Вот почему многие женщины так любят певцов». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также обращал внимание на это факт, когда говорил своему сподвижнику Баре ибн Малику: «О Бара! Не позволяй женщинам слушать твой голос»[2]. То же передаёт от сподвижника Анджаши.

Физическое воздействие музыки

Эксперименты, проведённые врачами и другими исследователями, доказали, что музыка оказывает влияние не только на мозг, но и на все органы тела в целом. Между музыкой и телодвижениями существует тесная связь. Кроме того, доказано, что музыка воздействует на эмоции, способствует возникновению возбуждения в виде тревоги и волнения, а также является причиной психологических изменений в человеке. Психологические исследования показали, что прослушивание спокойной музыки учащает сердцебиение, а при прослушивании рок-музыки сердцебиение учащается ещё сильнее, но люди всё равно настаивают на том, что музыка на нас никак не действует. В заключение, музыка и инструменты, которые используются для пения, являются причиной возникновения у человека полового влечения. Это может привести к измене и прелюбодеянию. Поэтому Ислам предпринимает предупредительные меры, чтобы не допустить последствий. Это один из принципов исламского права, называемый «преграждение путей» (садд аль-зарай). Этот принцип основан на идее предотвращения зла до того, как оно произойдёт, и взят из сердца наставлений Корана и Сунны: «Предотвращение вреда является приоритетным по отношению к получению пользы».

Появление небрежности по отношению к Аллаху

Музыка вредна в том числе и потому, что она отвлекает человека от Создателя. Она служит временным источником наслаждения и удовлетворения, заставляя человека забыть, кто он такой и зачем он был создан. Вот почему в арабском языке музыкальные инструменты называют словом «малаахи», что означает инструменты, отвлекающие человека от поминания Всемогущего Аллаха. Человек был создан для благородной цели. Всевышний Аллах говорит: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они служили (поклонялись) мне» (сура «аз-Зарият», 51:56). Музыка и преходящие развлечения погружают человека в мир физических удовольствий, предотвращая тем самым его духовный рост. Кроме того, музыке отведена огромная роль в том, чтобы не дать человеку осознать цель его сотворения.

Неисламские ценности

Музыка вредна ещё и тем, что насаждает в сердце и уме неисламские ценности. Смысл современных песен сводится к темам любви, прелюбодеяния и свободы. Мы видим, что весь мир одержим идеей куфра о неограниченной свободе, то есть о свободе слова, передвижения и т. п. Такое представление о свободе, «это моя жизнь – делаю, что хочу», превалирует в современной музыке. Оно используется как средство навязывания нашему разуму и сердцу западных идеологий, которые полностью противоречат Исламским ценностям и учению.

Разница между мудростью запрета и его причиной

Выше были перечислены только некоторые виды вредоносного воздействия музыки. Необходимо иметь в виду, что это только мудрости, которые содержит в себе запрет, но не его причина (илля). Шариатские решения основываются на законных причинах, а не на разумном обосновании. Другими словами, если удаётся избежать вредоносного воздействия музыки, это не делает её дозволенной.

Например, мудрость запрета вина и, в целом, алкоголя заключается в том, что вино разжигает между людьми вражду и ненависть друг к другу, а также мешает человеку поминать Аллаха. А причина запрета в том, что это вещество опьяняет. Представьте ситуацию, когда человек говорит, что для него вино – разрешено, потому что он изолирует себя от других людей после того, как выпьет его, а, следовательно, разрушительного эффекта не будет. Любой разумный человек скажет, что он не прав, потому что вино – запретно вне зависимости от того, приводит его распитие к нанесению вреда или ущерба другим людям или нет. Причина запрета на вино в том, что оно опьяняет вне зависимости от того, проявляется мудрость данного запрета в конкретном случае или нет.

То же касается музыки. Даже если человеку удаётся избежать описанного выше вреда от музыки, она всё равно остаётся запретной. Её нельзя считать дозволенной, даже если она не причиняет вред. Это известный принцип в науке усуль аль-фикх.

Шариатское решение относительно музыки и запрещённого пения

В свете доказательств, которые мы приведём далее, Шариатом запрещается следующее:

а) Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения и танцев и сами по себе (без сопровождающего их пения), очаровывают, являются источником удовольствия и блаженства. Сюда относятся барабан, скрипки, гитара, флейта, лютня, мандолина, фисгармония, фортепиано и т. д. Их запрещено использовать при любых обстоятельствах.

В умме существует полное согласие по этому вопросу с первого века Ислама. Сподвижники (сахабы), их последователи (табиины), знатоки фикха (факихи) и другие учёные, в целом, всегда единодушно высказывались по данному вопросу.

б) Пение, которое провоцирует грех, также запрещено, по единодушному мнению всех учёных, например, песни, которые приводят к оставлению обязательных предписаний (фард и ваджиб).

в) Любое пение, сопровождаемое грехами, например, песни запретного, безнравственного или развратного содержания или песни в исполнении женщины из числа не махрамов и т. п. также запретны. Это тоже является единодушным мнением учёных.

Доказательства

Существует множество доказательств из Корана и Сунны в пользу запретности музыки. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах говорит (смысл): «Среди людей есть такие, кто покупает ложные речи, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха без всякого знания, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (сура «Лукман», 31:6).

Великий сподвижник Абдуллах ибн Мас’уд, поясняет, что означает в этом аяте «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке»[3].

Имам Ибн Аби аш-Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Мас’уд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого, нет другого Господа, что здесь говорится о пении»[4].

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдуллах ибн Аббас сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное»[5]. Он также сказал: «Музыка и покупка певиц»[6].

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов»[7]. Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхуль и другие, да будет доволен ими всеми Аллах.

Приведённый выше аят из Корана, принимая во внимание его толкования, служит явным указанием на запретность музыки. Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, и не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором среди прочего подразумеваются музыка и песни, ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает место на переднем плане.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого (‘ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствует ложно, а когда  проходят мимо праздного (празднословия), они не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (сура «аль-Фуркан», 25:72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас (305-370 гг.х) передаёт от имама Абу Ханифы, что «ложь» (зур) в этом аяте означает музыку и песни[8].

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», 17:64)

Один из великих толкователей Муджахид (21-104 гг.х)[9] сказал, что слово «голос» (саут) в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия[10]. Имам ас-Суюти (849-911 гг.х) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты»[11]. Ещё один толкователь ад-Даххак (ум. 100 г.х) также говорил о флейте, разъясняя слово «голос»[12].

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и ад-Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Руководство от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Существует множество хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые запрещают музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них:

1) Имам аль-Бухари в «Сахих» от господина Абу Малика аль-Ашари передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты»[13].

2) Абу Малик аль-Ашари рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скоро в моей Умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и петь. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и превратит их в обезьян и свиней»[14]. В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты[15].

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом хадисе (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будут люди, которые станут отстаивать дозволенность запретных музыкальных инструментов, наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается дозволить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние. Во втором хадисе описывается судьба таких людей: земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого). Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание. Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяния дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?» Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным»[16].

4) Господин Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», – и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты»[17].

5) Нафия рассказывает, что однажды Абдуллах ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвел своего мула в сторону от дороги и сказал: «О Нафия! Ты слышишь это?» Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв руками уши), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он убрал руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал то же самое, когда слышал флейту пастуха»[18].

6) Абдуллах ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан и гитару, и всё опьяняющее – запретно»[19].

7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества»[20].

8) Абдуллах ибн Мас’уд передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода – росту травы»[21].

9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц»[22].

10) Абу Хурайра  передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Колокол – это флейта шайтана»[23].

Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Высказывания факихов

Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани (ум. 587 г.х) говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то сам с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного. Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать, что, если инструменты не входят в число запрещённых, например, бамбук или бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких, как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах»[24].

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушать песни – грех»[25].

Имам Камалюддин ибн Хумам ас-Сиваси (790-861 гг.х), великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес»[26].

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Великий ханбалитский факих, имам Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 гг.х) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов: «1) Запрещённые. Сюда относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д. 2) Дозволенные. Сюда относится игра на бубне (даф) на свадьбах и по случаю других радостных событий».

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких, как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави (631-676 гг.х), великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использование и слушание музыкальных инструментов, которые обычно ассоциируются с пьяницами, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (даф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе, широкий барабан с узкой средней частью, тоже запрещено»[27].

[Сказал шафиитский имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 гг.х) в своей книге «Каффу ар-ра’а’»: «Музыкальные инструменты как гитара, лютня, цимбал, скрипка, цитра и все прочие инструменты, известные у слабоумных и нечестивых музыкантов, без разногласия являются запретными. И кто передает о том, что в этом вопросе существует разногласие, тот ошибается, или же им настолько овладела его страсть, что она сделала его глухим, слепым и препятствует следованию по прямому пути. Одним из тех, кто передал единогласие ученых о запрете всего этого, является Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби, и он достойный доверия и справедливый»][28].

Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и госпожи Айши. Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатхуль-Бари»[29]. Во-первых, эти девушки пели без сопровождения каких-либо запрещенных музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о войне, а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами. Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф). Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы объявить о событии и т. д.

Заключение

В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и слов различных факихов шариатское решение относительно музыки выглядит так: Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено. Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено. А Аллах знает лучше.

[1] Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар», 1/406.

[2] «Канз аль-Уммаль», 7/ 322.

[3] Передал аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», 1/223. Достоверность хадиса также подтвердил аль-Хаким в «Мустадрак», 2/411.

[4] Ибн Аби Шайба, «аль-Мусаннаф», 5/132

[5] «Сунан» аль-Байхаки, 1/221 и «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, 5/132

[6] Ибн Аби Шайба, «аль-Мусаннаф», 5/132.

[7] Тафсир Ибн Касира, 3/442.

[8] «Ахкам аль-Куран», 3/428.

[9] Ученик Ибн Аббаса – сподвижника и двоюродного брата Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[10] «Рух аль-Маани», 15/111.

[11] «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль», 1444.

[12] Имам аль-Куртуби, «Аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», 10/288.

[13] Передал аль-Бухари.

[14] Передали Ибн Хиббан и Ибн Маджах, с достоверной цепочкой передатчиков.

[15] Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», 9/189.

[16] Формулировка согласно «Сунан» ат-Тирмизи. Хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджах.

[17] Передал ат-Тирмизи.

[18] Передал Ахмад в «Муснад» и Абу Дауд и Ибн Маджах в своих сборниках.

[19] Передали Ахмад и Абу Давуд.

[20] Передали Ахмад и Абу Давуд ат-Таялиси.

[21] Передал аль-Байхаки.

[22] Передали Ибн Асакир и Ибн аль-Мисри.

[23] Передали Муслим и Абу Давуд.

[24] Аль-Касани, «Аль-Бадаи’у фи тартиб аш-шари’а», 2/270.

[25] Том 4, стр. 345.

[26] Ибн Хумам, «Фатх аль-Кадир», 6/36.

[27] Ибн Хаджар, «Мугни аль-мухтадж», 4/429

[28] Ибн Хаджар, «Каффу рра’а’ ‘ан мухаррамати ллахви ва сама’», стр. 124

[29] Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», 2/345.

Похожие материалы