ШАРИАТСКОЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СНИСКАНИЯ БАРАКАТА (ТАБАРРУК)

Вопрос: Каково шариатское решение относительно снискания бараката посредством праведников (табаррук)? И ещё – какое решение относительно зиярата к волосам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и снискания бараката посредством этого?

Ответ: С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.

Снискание бараката (табаррук) посредством вещей любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только разрешено, но и желательно, это вознаграждается и приносит большую пользу. Сподвижники искали благословения Аллаха посредством вещей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при жизни Пророка и после его кончины, и Посланник Аллаха сам позволял им делать это. Существует множество доказательств того, что снискание пользы и благословения Аллаха посредством вещей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешено и рекомендуется, например:

1) Абдулла, освобождённый раб госпожи Асмы бинт Аби Бакр, сообщает: «Асма послала меня к нашему господину Абдулле ибн Умару… Я вернулся к Асме и сообщил ей об этом, после чего она сказала: «Вот плащ Посланника Аллаха». Она принесла мне плащ из персидской ткани с парчовой каймой и рукавами, отороченными парчой, и сказала: «Этот плащ принадлежал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем Айше, пока она не умерла. После ее кончины я стала владеть им. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил его, и мы выстирали его для больных, чтобы они могли искать с его помощью исцеления»[1].

Имам ан-Навави, так прокомментировал этот хадис в своём шархе на «Сахих» Муслима: «Этот хадис доказывает, что рекомендуется искать баракат посредством вещей праведных людей и их одежды»[2]. Сподвижники искали бараката посредством плаща Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, используя воду, в которую погружали плащ для лечения больных.

2) Госпожа Умм Атийя сообщает, что когда умерла Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал им: «Омойте её три или более раз, если это необходимо, и, когда вы закончите, сообщите мне». «Когда мы закончили, мы сообщили ему, и он дал нам свой пояс и велел завернуть её в него»[3]. В этом хадисе говорится о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отдал свой пояс, чтобы его положили на тело покойной дочери для того, чтобы она могла получить баракат посредством этого пояса.

3) Наш господин Абу Джухайфа сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним в полдень, ему принесли воду для омовения, и он совершил омовение. После этого, люди стали брать воду, оставшуюся после его омовения, и протирать ею свои тела (для испрашивания баракята)… Абу Муса сказал: «Посланник Аллаха попросил чашу с водой и вымыл обе руки и лицо этой водой, а затем прополоскал рот водой из чаши и сказал нам обоим (Абу Муса и Билал): «Выпейте из чаши и вылейте немного воды на свои лица и грудь»[4].

4) Махмуд ибн ар-Раби сказал: «Всякий раз, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, сподвижники  едва ли не боролись за оставшуюся воду»[5].

Вышеперечисленные хадисы, а также многие другие служат ясными доказательствами допустимости и желательности испрашивания бараката посредством реликвий Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сподвижники понимали это, поэтому они регулярно искали баракат посредством вещей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха сам учил и побуждал сподвижников делать это. Табиины также искали баракат посредством вещей Посланника Аллаха,ида благословит его Аллах и приветствует. Cабит аль-Бунани пришёл к нашему господину Анасу ибн Малику, поцеловал его руки и сказал: «Эти руки касались Посланника Аллаха». Он поцеловал его глаза и сказал: «Эти глаза видели Посланника Аллаха». Снискание бараката возможно не только посредством  вещей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно также искать благословения Аллаха посредством вещей праведников и благочестивых людей, о чём мы узнали из вышеприведённого текста имама ан-Навави.

Что касается зиярата к благословенным волосам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поиска бараката посредством них, то допустимость и желательность этого также подтверждается документально и доказана с помощью хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Усман ибн Абдулла ибн Мавхаб сказал: «Я пришел к Умм Саламеи она вынесла мне несколько окрашенных волос Посланника Аллаха». Ибн Мавхаб также сказал, что Умм Салама показала ему красный волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»[6].

Усман ибн Абдулла ибн Мавхаб сказал: «Моя семья прислала меня к Умм Саламе с чашкой воды…. (И Умм Салама вынесла) серебряную бутыль, в которой находился один волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И всякий раз, когда кто-то страдал от сглаза и тому подобного, ей посылали свою посуду. Я посмотрел в серебряную бутыль и увидел несколько рыжеватых волос»[7].

Имам аль-Касталяни (851-923 гг.х), написал в своём шархе на «Сахих» аль-Бухари, что это была обычная практика среди сподвижников: если кого-то беспокоил сглаз и тому подобное, они посылали Умм Саламе чашу с водой, в которую она должна была окунуть благословенный волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем воду использовал пострадавший для лечения[8].

Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 гг.х) сказал: «Умму Саляма, имела несколько волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и держала их в бутыли. Когда люди заболевали, они шли и получали благодать от Аллаха посредством этих волос, и они излечивались посредством этой благодати. Они брали волосы Посланника Аллаха и клали их в чашу с водой, и пили воду, в которую были помещены волосы, таким образом, они исцелялись»[9].

Итак, рекомендуется искать пользу и баракат посредством благословенных волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так же полезно совершать зиярат к благословенным волосам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как видно из вышеприведенного хадиса, люди посещали благословенные волосы Посланника Аллаха, которые хранились у его жены Умму Салямы. Рекомендуется использовать его волосы с целью лечения посредством бараката, полученного через них. Поскольку речь идёт о наличии в мире волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нужно сказать, что это не выдумка. Это доказанный факт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лично распространил несколько из своих волос среди сподвижников. Однажды, после бритья головы, он протянул свои волосы людям рядом с ним, включая Абу Тальху, для того чтобы распространить их среди людей.

Наш господин Анас ибн Малик сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в долину Мина; он подошел к Джамре и бросил камни в него. После этого он подошел к своей палатке и принёс в жертву животное. Потом он велел цирюльнику, поворачиваясь к нему сначала правой, а затем левой стороной: «Сбрей волосы». Затем он раздал эти волосы людям[10].

Наш господин Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросил камни в Джамра аль-Акаба. Затем он подошёл к своему жертвенному животному и принёс его в жертву. Там сидел цирюльник. Посланник Аллаха указал рукой на свою голову, и цирюльник побрил правую сторону, и Посланник Аллаха раздал волосы тем, кто был рядом с ним. Затем он сказал цирюльнику: «Побрей другую сторону». И спросил: «Где Абу Тальха?». После этого он, да благословит его Аллах и приветствует, дал свои волосы Абу Тальхе[11].

Таким образом, волосы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были распространены по всему исламскому миру. Поэтому возможно, что у кого-то есть благословенные волосы Посланника Аллаха. По сути, если доказано достоверной и надёжной цепочкой передач, что волосы принадлежат Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тогда к ним следует делать зияраты, почитать их и уважать. Если такой цепочки не существует, то не следует высказывать какие-либо мнения или суждения.

В заключение необходимо сказать, что разрешено и желательно делать зиярат к благословенным волосам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и искать пользы и бараката посредством них. Это вознаграждается. Такое посещение можно предпринять в любое время. Тем не менее, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не нарушить каких-либо предписаний Шариата, например, предписаний, связанных с ношением хиджаба, скромности и покрывании себя должным образом. Следует избегать случайного зиярата к волосам Посланника Аллаха представителями обоих полов одновременно, для того чтобы не впасть в грех, вместо того чтобы получить баракат. Аллах знает лучше.

[1] Передал Муслим, № 2069.

[2] Шарх на «Сахих» Муслима, с. 1571, издательство Дар Ибн Хазм.

[3] Передал аль-Бухари, № 1191.

[4] Передал аль-Бухари, № 185.

[5] Передал аль-Бухари, № 186.

[6] Передал аль-Бухари, № 5558.

[7] Передал аль-Бухари, № 5557.

[8] Шарх аль-Касталяни на «Сахих» аль-Бухари, 8/372.

[9] «Умдат аль-Кари шарх Сахих аль-Бухари», 15/94.

[10] Передал Муслим, № 1305

[11] Передал Муслим, № 1305

Похожие материалы