Условия дозволенности выхода женщины из дома

Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Хузайма и Ибн Абу Шейба и другие передают, что сообщает Амра от Аиши, разыАллаху анха, которая говорила:

«Если бы сейчас был жив Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он был бы свидетелем того, как изменились женщины, он бы запретил им ходить в мечеть; таким же образом, как это было запрещено женщинам Бану Израиль».

Я спросила: «Им было запрещено?»

Она ответила: «Да».

Абу Бакр ат-Туртуши аль-Андалуси (ум. в 520-м г. по хиджре), который был учителем кади Абу Бакра аль-Араби аль-Малики, объясняет значение утверждения Аиши, разыАллаху анха, о том, что «женщины изменились», говоря:

«Наши ученые (то есть ученые маликитского мазхаба) сказали, что Аиша, разыАллаху анха, упрекала тех женщин, которые (покидая дома) пользовались благовониями, украшали себя, выходили в открытой и неподобающей одежде».
 

Основываясь на этом хадисе, ученые маликитского мазхаба запрещают женщинам посещать любые коллективные молитвы в мечети (включая погребальную молитву и праздничные молитвы), если не выполнен ряд условий. Утверждение Аиши, разыАллаху анха, указывает, что, хотя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешал женщинам посещать мечеть для молитвы, очевидно, что это было не «безусловное» разрешение, потому что также существует хадис, в котором он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) велит женщинам не пользоваться благовониями, когда они покидают свои дома, и хадис, предупреждающий женщин о недопустимости ношения неприличной одежды, и именно это мнение Аиша, разыАллаху анха, приводит здесь (когда говорит, что женщины изменились). Другими словами, женщины не соблюдали эти условия, но выходили из своих домов в таком виде, который не допустим ни при каких обстоятельствах — ни в при походе в мечеть, ни в какое другое место[1].

 

Что касается условий, которые должны быть выполнены, шейх Дардир упоминает их в своем комментарии «Аш-Шарх аль-Кабир», которая является одной книг, на которую опираются ученые маликитского фикха.

«Женщинам разрешается покидать свои дома, чтобы посетить мечеть для участия в общей молитве или погребальной молитве по умершему члену семьи или родственнику, если соблюдены следующие условия:

1. она (выходя из дома) не пользуется духами (благовониями);
2. она не украшает себя никаким образом;
3. она не будет вызывать фитну (имеется в виду искушение из-за красоты женщины, которая будет привлекать внимание мужчин);
4. она выйдет из дома в старой/непривлекательной одежде;
5. она не будет смешиваться с мужчинами;
6. и улицы будут безопасны от возникновения любой возможной опасности.

Если все эти условия не соблюдены должным образом, то для нее запрещено (харам) выходить из дому для участия в общих молитвах».

Ас-Суюты сообщил в той же самой работе, что ученый хадиса Ибн Абу Шейба (умер в 235-м г. по хиджре), который был автором двух известных сборников хадисов, и Ибн Са’д (умер в 230-м г. по хиджре), автор «Ат-Табакат» и «Аль-Кубра», и Абдуллах ибн Ахмад (умер в 290\903 г., сын имама Ахмада ибн Ханбаля и составитель «Муснада» Ахмада), в своей работе «Зава’ид аз-Зухд», и Ибн аль-Мунзир — все сообщают, что Масрук (один из ранних последователей (таби’инов) и особый ученик Аиши, разыАллаху анха, умер в 63\683 г.) сказал:

«Всякий раз, когда Аиша, разыАллаху анха, произносила слова: «…и оставайтесь в своих домах», — она плакала, пока ее шаль не становилась влажной».

 

[1] Кади Ияд (умер в 544-м г. по хиджре) обсуждает этот вопрос в своих комментариях к «Сахиху» Муслима, называемых «Икмаль аль-Му’лим».

Похожие материалы