Позиция шейха Ахмада Рашида Гангохи относительно ваххабитов

Вопрос:

После прочтения вашей фетвы о саляфитах у меня возник следующий вопрос, не могли бы вы на него ответить? 

Был ли мауляна Рашид Ахмад Гангохи ваххабитом, и каково вообще ваше мнение относительно его личности? Ведь он выпустил следующую фетву:

Вопрос:

Кто такие ваххабиты и каково было вероубеждение Ибн Абдуль-Ваххаба из Неджда? Каков был его мазхаб, и кем вообще был этот человек? В чем различие между вероубеждением этих людей (из Неджда) и суннитами-ханафитами?

Ответ:

Последователей Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба называют «ваххабиты», они имели правильное вероубеждение и принадлежали к ханбалитскому мазхабу. Хотя его поведение было экстравагантным (шидатт), он и его последователи были хорошими людьми. Разумеется, те из них, кто перешел границы (дозволенного в своем поведении) совершили несправедливость (фасад). Но их основное вероубеждение едино (с вероубеждением мусульман), различия, которые есть в их действиях, (подобны различиям) между последователями ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов.

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том.

Шейх Мауляна Рашид Ахмад аль-Гангохи, рахимахуллах, был великим ученым Индийского субконтинента недавнего времени. Он был мухаддисом (ученым хадиса), факихом (правоведом), муфассиром (экзегетом, толкователем Корана), суфием и последователем ханафитского мазхаба и матуридитом в акыде суннитского Ислама. Он был преданным последователем Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Он посвятил всю свою жизнь изучению (религии) и обучению множества студентов, жаждущих священного знания. В его время не было никого равного ему по благочестию, знанию, целомудрию и твердости в религии.

Его учителями были (в том числе) такие ученые, как шейх Мамлюк аль-Али ан-Нанотви, муфтий Садруддин ад-Дехляви, шейх Абдуль-Гани ад-Дехляви и другие (пусть Аллах смилуется над ними всеми). Он обучался тасаввуфу у большого шейха Хаджи Имдадуллаха аль-Макки в тарикате Чиштийя.

В последние годы своей жизни он начал самостоятельно обучать всем шести сборникам хадисов (кутуб ас-Ситта) одновременно с цепочками их передатчиков (иснадами) . Когда он потерял зрение, он оставил преподавание и сосредоточился на духовном обучении своих учеников (мюридов) в том же духе, которого он придерживался в преподавании Корана и Сунны.

В числе его студентов были многие из тех, кто впоследствии стал великим ученым своего времени, такие, как шейх Халиль Ахмад ас-Сахаранфури (автор известного комментария к «Сунану» Абу Дауда в 20-ти томах, Базл аль-Маджхуд), шейх аль-Хинд Махмуд Хасан, шейх Абдур-Рахим Райфури, шейх Яхья аль-Кандахляви, имам Анвар Шах аль-Кашмири (пусть Аллах смилуется над ними) и многие другие, кто имел возможность обучаться у него.

Его работы включают такие книги, как: «Имдад ас-Сулук», «Тасфия аль-Кулюб» (обе по науке тасаввуф), «Зубдат аль-Манасик» (правила совершения хаджа), «Сабиль ар-Рашад» и «Хидайят аш-Ши’а» (опровержение шиитов). Его фетвы были собраны в книге, известной как «Фатава Рашидийя», о которой вы спрашивали.

Он отошел к милости Аллаха в пятницу после пятничного азана в 1323-м г. по хиджре. Да освятит Аллах его тайну, явит ему Свое милосердие и да будет доволен им, амин (см. «Аль-И’лям би ман фи тарик аль-хинд мин аль-А’лям, 3\1229, Дар ибн Хазм, напечатано в Бейруте).

Все вышеприведенное ясно показывает, что шейх Рашид Ахмад аль-Гангохи был великим ученым традиционного суннитского Ислама, последователем матуридитской акыды и ханафитского мазхаба в фикхе. Он не был последователем Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба из Неджда и ни в коем случае не принадлежал к тем, кто отвергает четыре суннитские школы исламского права и порицает таклид. 

Та цитата, которую вы привели из его фетвы относительно Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, действительно имела место. В ней он отвечает на два вопроса относительно него (личности этого человека). Ниже приводится перевод этих двух вопросов и ответы на них: 
 

Вопрос: 


Что за человек был Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб из Неджда?

Ответ:

Людей, (которые следуют) за Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом, называют ваххабитами. Он был хорошим человеком, и я слышал, что он был последователем ханбалитского мазхаба и действовал согласно хадисам. Он предостерегал людей от ширка и новшеств (бид’а), но он был чересчур суровым (шадид) в этом отношении (в отношении этих вопросов).

Вопрос:

Кто такие ваххабиты, и в чем заключалось вероубеждение Ибн Абдуль-Ваххаба из Неджда? Каков был его мазхаб, и что он был за личность? Какая разница между вероубеждением людей из Неджда и суннитов-ханафитов?

Ответ:

Последователей Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба называют ваххабитами. Они имели правильное вероубеждение и принадлежали к ханбалитскому мазхабу. Хотя они были слишком строгими в своем поведении, но он и его последователи были хорошими людьми. Разумеется, теми (из них), кто перешел границы (дозволенного), овладела несправедливость (фасад). Но основное вероубеждение (у нас и у них) едино. И все различия в действиях подобны различиям между ханафитским, шафиитским, маликитским и ханбалитским мазхабами.

(«Фатава Рашидийя», стр. 241-242)

Это все, что уважаемый шейх написал о Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе из Неджда и его последователях. Однако нужно понимать основу заявлений шейха.

Великий факих недавнего времени Индийского субконтинента, шейх муфтий Махмуд аль-Хасан аль-Гангохи, рахимахуллах, который скончался в 1994-м н.э, большой муфтий Индии, чьи фетвы были собраны и скомпилированы в 17-ти томах, обсуждает причину (подтекст) такого заявления шейха Рашида Ахмада, рахимахуллах, в своей фетве. 

Отметим здесь, что эти два ученых — это два разных человека, и они никак не связаны друг с другом, хотя они оба носят одно прозвище — Гангохи, оно было им дано по названию деревни Гангох в Индии. Шейх Рашид Ахмад, рахимахуллах, был учителем муфтия Махмуда аль-Хасана, рахимахуллах, ученого, жившего в более позднее время, следовательно, последний относился к первому с большим уважением. Скромный автор (этих строк) тоже имел привилегию получить иджазу в хадисе от муфтия Махмуда аль-Хасана аль-Гангохи. 

Тем не менее, муфтий Махмуд аль-Хасан аль-Гангохи, рахимахуллах, утверждает в своей фетве, что шейх Рашид Ахмад, рахимахуллах, изначально не знал настоящей позиции Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, потому что ан-Неджди был первоначально известен на субконтиненте в Индии как преобразователь Сунны и как один из тех, кто усиленно боролся против новшеств и утверждал Сунну. Также уважаемый шейх сказал только то, что он слышал, потому что мусульманин всегда должен держаться хорошего мнения о других мусульманах, пока не доказано обратное. 

После этого уважаемый наставник и учитель шейха послал ему копию «Радд аль-Мухтар», где алляма Ибн Абидин, рахимахуллах, ясно опровергает Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Алляма Ибн Абидин говорит:

«…Как это произошло в наше время с последователями Абдуль-Ваххаба ан-Неджди, которые появились из Неджда и установили свой контроль над двумя священными Мечетями. Они причисляли себя к ханбалитскому мазхабу, но полагали, что только они являются мусульманами и что каждый, кто выступает против их убеждений, является мушриком (идолопоклонником). Таким образом, они считали законным убийство тех, кто принадлежит к Ахлю-с-Сунна и их ученых, пока Всевышний Аллах не лишил их могущества и власти» («Радд аль-Мухтар», 3/339-340, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба «Хавариджи наших дней»).

Муфтий Махмуд аль-Хасан утверждает, что если бы шейх Рашид Ахмад читал то, что алляма Ибн Абидин написал в «Радд аль-Мухтар» в отношении ваххабитов, то он, конечно, бы не сказал того, что он написал в своей фетве.

И он (шейх Махмуд аль-Хасан) заявляет, что это ни в коем случае не умаляет статуса и уровня шейха мауляны Рашида Ахмада аль-Гангохи, поскольку он говорил о том, что он слышал. Он не мог знать о том, чего он не видел, поэтому его нельзя осуждать за это (за такие заявления). Алляма Ибн Абидин жил географически ближе к Неджду, таким образом, он на собственном опыте знал о том, чего шейх Рашид Ахмад, который жил в Индии, мог не знать (См.: Фатава Махмудийя, 13/411-412).

Я бы хотел добавить здесь, что все вышесказанное становится ясно, когда мы видим первую фетву шейха Рашида Ахмада, где он утверждает, что он «слышал, что он был последователем ханбалисткого мазхаба…», имея в виду, что его информация была просто основана на том, что он слышал. Это не был вопрос фикха или Шариата как такового, в котором он должен был бы заняться исследованием, и, в любом случае, у мусульманина всегда должно быть хорошее мнение о других братьях-мусульманах (хусну з-занн), пока не доказано обратное.

Более того, ученики шейха Рашида Ахмада аль-Гангохи, рахимахуллах, ясно осуждали идеологию и действия ваххабитов. Шейх Халиль Ахмад ас-Сахаранфури, рахимахуллах, ученик шейха, утверждает в своем известном труде «Аль-Муханнад аля аль-Муфаннад», что он и его учителя придерживались такого же взгляда на Муххамада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей, что и алляма Ибн Абидин. Такое мнение было согласовано и подписано почти всеми основными учеными Индийского субконтинента.

В заключение я хотел бы сказать, что я не сторонник обсуждения чужих личностей. К сожалению, многие из нас тратят много времени на обсуждение тех, кто уже отошел к милости Аллаха, и от этого становятся небрежными в отношении собственных деяний (амаль) и подготовке к будущей жизни. В Судный день нас спросят не о том, какого мы были мнения о том или ином человеке, но нас спросят о наших собственных деяниях.

Смысл: «Это был народ, который ушёл в небытие. Они будут сами отвечать за то, что делали в своей жизни; и вы не будете в ответе за то, что они делали, а будете отвечать только за свои дела» (сура «Аль-Бакара», аят 134; 2:134).

Поэтому не будем слишком много задерживаться на личностях и именах, а будем лучше стараться подражать им в делах и поступках. К сожалению, многие мусульмане спорят об этих незначительных вопросах и оставили важные вопросы религии. Особенно это неприятно сегодня, когда мусульмане подвергаются нападению со всех сторон от врагов Ислама, а мы здесь заняты борьбой между собой. Поэтому мы должны отодвинуть в сторону эти вопросы и сосредоточиться на вещах, которые нас объединяют. Всемогущий Аллах да дарует этой умме единство. Амин. 

Я с неохотой взялся отвечать на этот вопрос и обсуждать этот предмет, тем более, что там были более важные вопросы, требующие ответа. Однако, поскольку этот вопрос уже неоднократно поднимался, у меня не было другого выбора, кроме как написать ответ. Но мы должны помнить, что этот вопрос не относится к таким моментам, на которых мы должны задерживаться. Таким образом, этот вопрос закрыт, и я более не буду отвечать на подобные вопросы по этой теме.

И Аллах знает лучше.

Похожие материалы