Культура: исламская или западная?

Согласно определению, приводимому в энциклопедиях, культура определяется как полный, совокупный образ жизни народа. Культура включает верования, обычаи, язык и традиции (см. World Book Encyclopaedia). В мире существует немало культур и субкультур. Основной темой нашей статьи станут две главные противоборствующие культуры нынешнего общества. Одна из них — культура Ислама — совокупный образ жизни, изложенный в Коране и Сунне. По другую сторону оказывается западная культура. Обе культуры представляют совокупный образ жизни общества. Однако эти два образа жизни коренным образом отличаются друг от друга. 

Разница между двумя культурами возникает в основном из-за источника культур.

  1. Исламская культура, то есть образ жизни мусульманина, определяется Кораном и Сунной. Это образ жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пример, который он нам показал. Это тот образ жизни, который укореняли в людях сподвижники (сахаба), после того, как отказались от культуры — образа жизни джахилии (доисламского языческого общества).
  2. По другую сторону оказывается западная культура, которая была сформирована обычными людьми, зачастую далекими от морали и религии: капиталистами, атеистами, людьми, признающими однополые браки, свободную любовь и иные пороки. Такие люди определили декадентскую (аморальную, упадническую) культуру Запада. 

Краеугольным камнем исламской культуры являются мораль (хая) и простота (отказ от излишеств и расточительства). И мораль, и простота являются качествами имана (веры мусульманина). Таким образом, истинное исламское общество поддерживает высокий уровень морали и сохраняет простоту в каждом аспекте. Некоторыми характерными чертами исламского общества являются следующие: 

– Отсутствие свободного общения между людьми противоположного пола, которые не являются махрамами друг другу (махрамы — это люди, которые не могут вступать в брак друг с другом). Здесь должны строго соблюдаться законы хиджаба (то есть скромного поведения, закрытой одежды, отсутствия общения, кроме как по необходимости). 

– Скромная одежда. Одежда должна действительно укрывать, скрывать тело (также должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть его формы), не должна быть предназначена для флирта, то есть для соблазнения, привлечения людей другого пола;

– Мужчины и женщины должны исполнять те роли в обществе, которые им предназначил Всевышний: муж является кормильцем семьи, он обязан материально обеспечивать жену и детей, женщина — это мать своих детей, она ответственна за их воспитание и за порядок внутри дома. Такое разделение ролей между мужчинами и женщинами и является фундаментом, основанием, для прочной исламской семьи, которая вместе с другими такими же семьями формирует прочное исламское общество.

В противоположность этому, краеугольным камнем западной культуры являются аморальность и излишество. Практика внебрачного сожительства, когда мужчина и женщина живут как муж и жена, так и не заключив никогда брак, практически является нормой. Наиболее видимая и заметная сторона западной культуры, которая лучше всего показывает ее мораль, — это принятый в ней внешний вид людей. Одежда становится все более короткой, обтягивающей и показывающей соблазнительные части тела — вот правила западного «дресс-кода». Вместо того, чтобы укрыть свое тело и отвести от него непристойные взгляды, западная одежда, наоборот, предназначена для флирта, привлечения внимания и возбуждения страстей. 

Простота жизни человека в западной культуре — это всегда несчастье, трагедия, она может являться лишь следствием бедности, несчастных обстоятельств. Если человек из-за недостатка средств не может позволить себе вести принятый в его круге образ жизни, то он вынужден жить просто, без излишеств, без модной одежды и развлечений. Часть западной культуры — это рабское следование за модой, приобретение престижных, «брэндовых» вещей (произведенных известными фирмами). Если человек не может себе позволить такую вещь, это для него трагедия, он считается неудачником. Если для него недоступна подлинная вещь, он старается приобрести хотя бы подделку под нее, лишь бы на ней стоял «брэнд», торговый знак известной фирмы. Если же этого знака на товаре нет, то он предназначен только для бедняков, даже если его качество будет выше, и цена ниже, чем у фирменной вещи. 

Выше были приведены некоторые примеры основных различий между исламской и западной культурами, но сама причина такой пропасти между этими двумя культурами содержится в мировоззрении. 

Мировоззрение исламской культуры основывается на убеждении, что весь мир возник не случайно, не по воле слепых законов природы, у него есть Создатель и Попечитель — Всевышний Аллах. Наше пребывание на земле — это лишь короткий период перед вечной жизнью. Цель нашей земной жизни — довольство Всевышнего, а чтобы его достичь, мы должны служить лишь одному Аллаху, Его волю нам передал наш любимый Посланник Аллаха ﷺ. Таким образом, исламский образ жизни вращается вокруг твердого убеждения, что наша миссия на земле — установить Дин (закон Всевышнего, Его порядок) в нас самих и на всей земле. Имея такое мировоззрение, человек с легкостью пожертвует своим богатством, энергией и временем, лишь бы достичь этой цели. Разумеется, это не значит, что человек вообще не будет удовлетворять свои материальные потребности, но Дин (закон Всевышнего) будет направляющим светом и движущей силой его жизни. Дин будет предписывать человеку, как ему жить, а он будет лишь следовать этому. Цель жизни будет требовать, а все остальные потребности — подчиняться ей. Даже если в результате такого образа жизни человек не получит много комфорта и роскоши, для него это не будет иметь значение. Он будет рассматривать свою жизнь как путешествие, где путник не слишком обеспокоен роскошью и комфортом на своем пути. Путник сосредоточен лишь на цели своего путешествия. И чем больше человек будет повиноваться Всевышнему Аллаху, тем больше он будет благословлен истинным миром, спокойствием и удовлетворением. 

В противоположность этому образу жизни, мировоззрение западной культуры состоит в том, что целью жизни является лишь получение удовольствия в этом мире. Все удобства и роскошь, которых можно достичь в земной жизни, должны быть получены любой ценой. Вся жизнь основана на удовольствии, погоне за развлечениями… и погоне за еще большими развлечениями. А какой-то высшей цели, смысла жизни у человека нет. Каждую клетку разума занимает лишь стремление к мирскому удовольствию. Постоянное стремление к еще большему комфорту и роскоши и беспрерывная погоня за развлечениями требуют все большего количества денег. Жизнь вращается вокруг обогащения — с раннего утра и до поздней ночи человек думает, как бы еще заработать денег, а потом как бы лучше их потратить на свои удовольствия. Если какая-то преграда вдруг встанет на пути в его стремлении к удовольствию, она немедленно должна быть устранена. Если присмотр за пожилыми родителями мешает отдыху в выходные и праздники, их нужно отправить в дома престарелых. Если дети мешают своим родителям заработать еще больше денег (для обеспечения «лучшего качества жизни»), их можно отдать в детские сады, где с ними будут обращаться почти как с механическими объектами. До их правильного воспитания никому нет дела. Чтобы «улучшить качество жизни» (то есть заработать больше денег для большего комфорта и роскоши), можно пожертвовать чем угодно — родителями, детьми и даже религией. Это в высшей степени пустое существование без мира и удовлетворения остановится только тогда, когда человек будет помещен в могилу. 

Очевидно, что исламская культура и западная культура — совершенно разные миры. Проблема состоит в том, что когда люди с разным мировоззрением начинают жить вместе в одном обществе, поневоле происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры начинают перенимать обычаи, привычки и идеи от другой культуры. Нет сомнения в том, что данный процесс происходит в нашем обществе. 

Мировоззрение многих мусульман становится все более западным — они перенимают расточительный образ жизни, манеру одеваться, превращают свою жизнь в погоню за деньгами, развлечениями и т. д. Религия для таких людей стал лишь «побочным продуктом», вторичной, не главной целью. 

Почему происходит этот процесс? Сам ответ наводит на очень тревожные мысли. Согласно мнению социологов, люди оставляют свою культуру и перенимают чужую тогда, когда они считают, что «образ жизни другой культуры лучше» (World Book). Энциклопедия «Британника» говорит об этом процессе следующими словами: «Несомненно, для принятия образа жизни другой культуры, она должна предложить некоторое преимущество перед собственной, какую-то выгоду или удовольствие». 

Не дай Аллах случиться такому с нашим образом жизни! Из-за слабости имана и невежества, мусульмане оставляют культуру Сунны ради какого-то западного пути, который они считают «лучшим» или «предлагающим большие удовольствия и преимущества», чем исламская культура, исламский образ жизни! Такое поведение ничем не отличается от поведения неразумного ребенка, отдающего бесценный бриллиант в обмен на сверкающую безделушку. Он не понимает ценности драгоценного камня, который отдает, будучи пленен сверканием безделушки. 

Западная культура превозносится и усиленно пропагандируется средствами массовой информации как Культура с большой буквы. СМИ хотят сообщить нам буквально следующее: «Если вы не следуете западному образу жизни, вы — старомодный, отсталый и даже, может быть, тупой человек». Однако эти лозунги не должны заставить нас променять наши драгоценности на безделушки, вернее, отравленные булыжники. Здесь очень уместно вспомнить случай, произошедший с Хузейфой ибн Яманом, да будет доволен им Аллах. Когда он принимал участие в трапезе при персидском дворе, кусочек еды упал из его рук на пол. Следуя Сунне, он поднял этот кусочек и хотел съесть. Кто-то из сидящих рядом предупредил его, что поднимать упавший на пол кусок пищи не принято в культуре персов. Поэтому он должен, соблюдая их традиции, воздержаться от этого. Он тут же ответил: «Неужели я должен оставить Сунну (культуру, образ жизни) моего любимого Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует ради этих глупцов?»

Принятие мусульманами западной культуры может привести к таким негативным последствиям: 

– наше общество станет материалистическим, где жизнь не будет иметь цели и смысла; 

– наши дети будут принимать наркотики и предаваться различным порокам «ради развлечения»;

– мы потеряем уважение к родителям и старшим; 

– начнут разрушаться семьи и увеличится уровень разводов. 

Поэтому мы должны предпринять все усилия, чтобы сохранить культуру Корана и Сунны. Для этого нужно держаться общества тех, кто сознательно относится к Сунне, придерживается ее и старается ввести ее в свои дома, общины и умму в целом. 

Если западный стиль пустит корни в нашем обществе и сознании, то, помимо причинения вреда самим себе, мы также заложим фундамент для разрушения жизни будущих поколений. Согласно энциклопедии «Британника», «однажды установившись, культура начинает жить своей жизнью… она передается от одного поколения к другому». Поэтому крайне важно, чтобы мы защитили себя от этого. Единственно возможный путь для нас в этом и следующем мире — это сохранение образа жизни по Корану и Сунне.  Да укрепит нас Всевышний Аллах в нашей религии. Амин. 

Похожие материалы