Skip to main content
 

В то время, когда я был «муджтахидом»...

N9vvsxWLE9M.jpg

В начале своего жизненного пути, когда мне было немного больше 18-ти лет, в то время, когда я был увлечен изучением книг «Субулю Салам» и «Нейлюль автар» я стал оспаривать доказательства имама Малика, Шафии и был полон решимости и уверенности в этом деле.

Был ли я осведомлен о высказываниях ученых-факихов и их доводах в это время? Да, был. Однако, осведомлен я был весьма поверхностно, для меня были достаточны высказывания Ибн Таймийи, Ибн Каййима, Ас-Сан`ани, Аш-Шаукани, я был подвержен влиянию их тарджихов (выявление сильных мнений), в моих глазах  они были имамами факихов без сомнения! В этот период я руководствовался в рассмотрении вопросов лишь выдержками из науки усуль аль-фикх, мой разум не мог принять в качестве доводов ничего, кроме аятов и хадисов, не допускал возможность присутствия в них иносказательных, образных выражений, принимал лишь очевидные (внешние) смыслы, я не любил детальные разборы и глубокие анализы. Не принимал в качестве однозначного довода иджма (единогласное мнение ученых) и кияс (аналогия), считал, что ученые такие же люди, как и мы. Если слова ученых не были подкреплены доводами и прямыми текстами, то я их отвергал и не принимал во внимание.

Я считал, что не нуждаюсь в размышлении над их мнениями. Я считал себя познавшим все условия и составляющие кияса, принятия доводов, всех тонкостей аргументированности и т.д. и т.п., ставил себя в один ряд с муджтахидами, считал правильным или ошибочным их мнения, считал какое-то мнение более весомым, а какое-то менее, не боялся противоречить большинству ученых, выходя за рамки 4-х мазхабов. «Истина не познается людьми (т.е. учеными), поистине, она познается в доводах!» - иными словами, она прямо зависит от моего ограниченного понимания доводов.
 
  • Я утверждал о запретности (харам) удлинения одежды, даже если это делается не из-за кичливости, гордости и самодовольства, противореча, тем самым, всем 4 мазхабам.
  • Я утверждал, что троекратный развод, данный подряд в одном месте, рассматривается как один, противореча, тем самым, всем 4 мазхабам.
  • Я утверждал, что развод, данный в гневе, находясь в здравом рассудке, не принимается во внимание, противореча, тем самым, всем 4 мазхабам.
  • Я утверждал, что четки – это нововведение, противореча, тем самым, всем 4 мазхабам.
  • Я утверждал, что сунной является класть руки на верхнюю область груди во время намаза, противореча, тем самым, всем 4 мазхабам.

И это продолжалось до тех пор, пока я не начал приобретать знания, обучаться.

Затем я открыл для себя, что большинство из ученых Ислама, среди которых были факихи (ученые в области шариатского права), мухаддисы (ученые хадиса), основ фикха, тафсира (толкования Корана) придерживались одного из мазхабов. Имам Ан-Навави не отступал от своего мазхаба, кроме как в редких малочисленных вопросах, в которых он совершал свой частичный иджтихад, которого он достиг. Количество этих вопросов едва ли превышают десяти и это крайне незначительно по сравнению с семидесятью тысячами вопросами, изложенными в его книге «аль-Минхадж», в которых он соответствовал своему мазхабу. Подобное можно сказать и об Ибн Куддаме аль-Макдиси, о котором Шейхуль Ислам Ибн Таймийа говорил, что в Шаме не было более знающего шариатское право после Аль-Аузаи чем Ибн Куддама.

После этого я избрал для себя мазхаб Имама Аш-Шафии для его изучения и следования ему, одновременно с осознанием величия остальных суннитских мазхабов и оказанием подобающего им почета и уважения, без фанатизма к своему мазхабу. Каждый из них – утвердившийся признанный мазхаб. Следовали каждому из признанных мазхабов исследователи Шариатского права и признанные ученые хадиса, так продолжалось более 1200 лет. Каждый мазхаб прошел за этот период множество стадий пересмотров, усовершенствований, уточнений, детальных разборов, чтобы не превозносились в них чьи-то личностные иджтихады и индивидуальные мнения над мнением всего мазхаба.В завершении всего с полным спокойствием я вернулся к первой ступени – это таклид (следование за муджтахидом) и оставил неподобающую мне степень иджтихада, прося у Аллаха, чтобы Он довел меня до степени муджтахидов, только чтобы это было по праву и истине, далекой от ложного притязания, к которому призывает и приукрашивает шайтан.

О Аллах, помоги нам получить Твоё Довольство, идти по пути поклонения Тебе, и дай нам благой конец. Прости и скрой наши прегрешения!
Это был отрывок из периода моей жизни. Я прошу Аллаха прощения за ошибки, совершенные моим языком и частями тела!
 
 
0
Ваша оценка: Нет
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.