Skip to main content
 

Этика обращения с Кораном. Часть 5.Глава четвёртая. Об этике преподавателя Корана и ученика (часть 1)

alilm._b.jpg

Эта глава и две последующие являются непосредственной целью написания данной книги. Тема этого раздела очень длинна и обширна. Но я в этой книге рассмотрю её кратко и разобью эту главу на разделы, чтобы легче было запомнить ее и структурировать, по воле Всевышнего Аллаха.

Раздел о необходимости искренности ученику (читающему) и учителю (слушающему читающего)

Прежде всего необходимо учителю и ученику, чтобы они искали довольство Всевышнего Аллаха, изучая Коран. Сказал Всевышний Аллах в Коране: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как [доисламские] единобожники (ханифы), совершать намаз и выплачивать закят. Это - правая вера». Сура 98, Аят 5. И подразумевается [под ханифами] правая община.  

Также приведено в двух достоверных сборниках хадисов [Бухари и Муслим] от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался [обрести]».  Этот хадис одна из основ Ислама.

Передано от Абдуллы Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал: «Поистине человек выучит [из Корана], такое количество, насколько сильно он вознамерился на это[1]». Также передано от другого: «Поистине, людям будет дано столько, насколько сильно они вознамерились на это дело[2]».

Передано от наставника Абуль Касима аль-Кушейри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Искренность (ихляс) – намереваться в поклонении только лишь ради Всевышнего Аллаха. Чтобы человек в своем поклонении не желал приближение к чему-либо из дел, связанных с созданиями Всевышнего. Таких как желание восхваления среди людей или любовь к превозношению среди них и все из того, что приближает к чему-либо кроме Всевышнего Аллаха».  Также он сказал: «Искренность – это очищение своих действий от намерений, связанных с созданиями[3]».  
       
Передано от Хузайфы аль-Мар`аши, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Искренность – это чтобы для раба Аллаха были наравне явные его деяния и скрытые[4]».
Передано от Зу Нун аль-Мисри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Искренность различается по трем признакам: [Первое], чтобы для раба не было разницы между восхвалением его людьми и порицанием. [Второе], чтобы он не видел свои хорошие деяния  достойными. [Третье], чтобы раб не искал вознаграждение в следующей жизни  (ахират) за свои деяния[5]».

Передано от Фудайль ибн Ияда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Оставлять какие-либо деяния ради людей – это показуха (рия), совершать какие-либо деяния ради людей – это [малое] многобожие (ширк). Искренность (ихляс) – это состояние, в котором Аллах оградил тебя от  этих двух действий[6]».

Передано от Сахля Тустари, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Проницательные люди посмотрели толкование значения искренности, и не нашли лучше определения, чем это: Искренность – это чтобы все явные и скрытые действия и их оставление совершались лишь ради Всевышнего Аллаха. Также, чтобы его ничего не волновало и не было дела до своего эго, страстей, и всего этого мира (дунья)[7]».
 
Передано от Сарий Сакати, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершай ничего [ради] людей и не оставляй ничего [ради]  них. Не раскрывай им ничего и не скрывай от них ничего[8]».

Передано от Имама Кушайри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Самая низкая степень правдивости (сыдк) – это равенство [для раба] скрытых и явных деяний[9]».

Передано от Харис аль Мухасаби, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Правдивый (садик) – это тот, кто ради сохранения праведности своего сердца не обращает внимание, на то, что всякое уважение к нему покинуло людей, не желает, чтобы люди узнавали даже о самых незначительных его добрых делах, и не имеет ничего против того, чтобы узнавали о его дурных делах. Поистине, это нежелание указывает на то, что человек хочет улучшить мнение [о себе] среди этих людей. И не является это действие нравом правдивых[10]».

Передано от другого, который сказал: «Когда ты попросишь у Всевышнего Аллаха правдивости, Он даст тебе такое зеркало, в котором ты будешь видеть удивительные вещи этого мира (дунья) и мира вечного (ахират)[11]».
 
Слов наших праведных предшественников по этой теме много. Мы указали и привели эти слова здесь, чтобы это было побуждением к желаемому (искренности). Я упомянул [эти высказывания] в расширенной форме, наряду с дополнениями в начале своей книги «Шарх аль-Мухаззаб». Я собрал там этику учителя, ученика, знатока Исламского права, изучающего Исламского право, и многое из того в чем нуждается ищущий знание. Аллах знает лучше.

Раздел о недозволенности иметь целью бренный мир (дунья)

И необходимо чтобы преподаватель Корана очистил свое намерение от получения за свое обучение чего-либо из бренного мира, в частности из имущества, главенства, получения важной должности, возвышения среди своего поколения, восхваления среди людей, расположения народа к нему и всего, подобного этому. Также нельзя допустить, чтобы  преподаватель Корана унизился, получая какие-либо блага от своих учеников, будь это услужение ему или имущество, которое он получает, даже если этого будет немного. И даже если это будет в виде подарка [которые дозволены Шариатом], таким образом, что если преподаватель не обучил бы ученика Корану, то последний не подарил бы ему этого. Сказал Всевышний в Коране:«Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней». (Сура 42, Аят 20).

Также сказал Всевышний: 
«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем… ». (Сура 17, Аят 18).

Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто преподает ту науку, которая  приводит к приближению к Всевышнему Аллаху, для приобретения средств бренного мира, не почувствует запаха Рая в день Суда». Передал Абу Давуд (3664) с достоверной цепочкой. Много хадисов, подобно этому хадису.

Передано от Анаса, Хузейфы, Кааба ибн Малика, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто требует знание, чтобы спорить с глупцами, соревноваться в знании с учеными, либо добиться расположение людей к нему, то пусть приготовит себе место в Аду». Привел Тирмизи (2654) в передаче (риваят) от Кааба, который сказал: «…введут его в Ад».

Раздел о целях в получении знания, которых нужно остерегаться

Необходимо чтобы преподаватель Корана очень сильно остерегался от намерения увеличить число своих последователей и число тех, кто будет навещать его. Также чтобы он остерегался от нежелания того, что его ученики учатся Корану у тех, от кого они могли бы получить пользу. Подобное и есть беда, в которую попадают некоторые невежественные преподаватели. Это ясное указание для попавшего в эту беду преподавателя на плохое намерение и скверное желание. Более того, это абсолютный довод на то, что он не обучает желая довольства Всевышнего Аллаха, Щедрого. Если бы он желал довольство Аллаха в своем преподавании, то он не имел бы нежелания [на то, чтобы его ученики учились у другого]. Он бы сказал самому себе: «Я сделал целью своего преподавания служение Всевышнему Аллаху, и я получил это. А он (ученик) ушел учиться Корану к другому  с целью увеличения своего знания. И нет ему упрека в этом».     
   
Нам передан хадис из «Муснада» имама, о [степени] хафиза которого сошлись ученые, Абу Мухаммад Дарими, да будет доволен им Аллах, который  передал от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «О обладатель знания! Соответствуй своему знанию. Поистине ученый это тот, кто поступает соразмеренно своему знанию и соответствует ему в своих делах. Появятся в будущем народы, обладающие знанием, но их знание не будет выходить дальше их ключиц, их деяния будут противоречить их знанию, внутренний мир явному. Они будут собирать людей вокруг себя в кругах и будут кичится перед друг другом, настолько, что будут злится от того, что человек, который сидел рядом с ним, сел в к другому [подобному ему], и оставил его. Эти деяния в их собраниях не достигнут Всевышнего Аллаха[12]».

Достоверно передано от Имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, который сказал: «Я пожелал чтобы люди изучали эту науку – имеется ввиду, его знание (его мазхаб) и его книги – и не относили бы ко мне ни одной буквы из этого[13]».
Раздел о благонравии преподавателя Корана

Необходимо для преподавателя Корана, чтобы он обладал благим нравом, который упомянут в Шариате, восхваляемыми качествами,  характером, которым Всевышний доволен. Всё это достигается с помощью отрешения от бренного мира, уменьшения использования его благ. Также, чтобы не было беспокойства за этот мир и его обладателей. Также великодушие и щедрость, благородный нрав. Также иметь приветливое выражение лица, не выходя за границы распущенности, также кротость, терпение, остережение от  приобретения имущества недостойным путем. Постоянство на смиренности (хушу), богобоязненности (вара), спокойствии, серьезности, скромности, покорности. Также необходимо остерегаться от смеха и большого количества шуток.

Также постоянство на том, к чему призывает Шариат, как очищение себя от нечистот, удаление тех волос, которые желательно удалять в шариате [лобок, подмышки], укорачивание усов, стрижка ногтей, расчесывание бороды, удаление неприятных запахов, остережение от надевания нежелательной одежды [к примеру обтягивающая]. Также чтобы он очень сильно остерегался от зависти, показухи, самодовольства, унижения другого, даже если он ниже его [по статусу].

Необходимо также чтобы он практиковал хадисы, побуждающие к разным видам тасбиха и тахлиля и подобным им из поминаний и мольб (дуа), также чтобы он постоянно чувствовал взор Аллаха на нем, будь то явно или открыто, и был постоянен в этом, также чтобы он уповал на Аллаха во всех своих делах.

Раздел об искренности преподавателя по отношению к ученику, изучающему Коран

Необходимо, чтобы преподаватель проявлял мягкость по отношению к тому, кто у него учится, также приветствовал ученика, относился к нему хорошо, соответственно его положению.       
Передано от Абу Харуна Абдий, который сказал: «Мы пришли к Абу Саиду Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Приветствую вас завещанием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине люди будет следовать за вами и придут люди к вам с разных концов земли, с целью изучения религии, и когда они придут к вам, вы завещайте им благое (будьте с ними благими, мягкими, милостивыми)»». Привел Тирмизи (2650), Ибн Маджах (249) и другие. Подобное этому передано в «Муснаде Дарими» (360) от Абу Дарда, да будет доволен им Аллах.
Раздел о почтении и благожелательности к ученику учителем Корана

Необходимо чтобы учитель был предельно благожелателен к своим ученикам. Поистине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия – это проявление благожелательности к Аллаху, Его книге, к Его Посланнику, к правителям мусульман и всем людям». Передал имам Муслим  (55).

Из проявления благожелательности к Аллаху и Его Книге относят: Возвеличивание читающего и обучающегося [Корану], наставление в делах, в которых будет благо, также проявление добра и помощь в его обучении, насколько представляется это возможным. Сблизить к себе сердце ученика, быть снисходительным и великодушным в его познании, быть вежливым к нему и помогать в обучении. Также необходимо напоминать студенту о достоинстве чтения Корана, чтобы это было причиной оживления и увеличения его устремлений. Также предостерегать его от бренного мира и отворачивать его от обольщения и доверия этому миру. Напоминать о том что занятия Кораном и другими шариатскими науками – это путь благоразумных и рабов Аллаха, познавших Его. Поистине это степень пророков мир и благословение им всем.Также необходимо чтобы учитель жалел своего ученика и заботился о его благе также, как он заботится о своем благе и благе  своего ребенка. Относиться к ученику, так как он относится к своему ребенку, проявляя сострадание и заботясь о его благе. Также терпеть его грубость и плохой этикет. Также пусть оправдывает его низкое уважение к нему в некоторых временах. Поистине человек склонен к недостаткам, особенно в малом возрасте. Также необходимо чтобы он желал из хорошего того же ему, чего он желает самому себе и никогда не желал ему того, чего не желает себе из недостатков. Передано в двух «Сахихах» от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Не уверует ни один из вас пока не пожелает своему брату того, чего желает самому себе».

Передано от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: ««Самый достойный для меня из садящихся ко мне людей тот, который опережает их в том, чтобы учиться у меня. Если бы я смог [сделать так], чтобы муха не села на его лицо, я сделал бы это[14]». В другой передаче этого высказывания говорится: «Поистине если сядет муха на него, то она причиняет вред мне[15]».

Также необходимо, чтобы он не возгордился над своими учениками, напротив был мягок к ним, был скромным с ними. Упомянуто о скромности много известных вещей от множества людей. Как же может быть иначе, если ученики для него подобны детям?! Вместе с тем, что они занимаются с ним Кораном, у них также есть право на дружбу с ним и посещение его. Передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Будьте мягки к тем,  кто вас учит и к тем, кого вы учите[16]».

Передается от Аюба Сахтияни, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Необходимо для ученого чтобы он клал землю на свою голову[17] из скромности перед Аллахом, Всемогущим и Великим[18]».
 
 


[1] Привел Хатыб аль-Багдади в «Джамиуль Ахляк» (1843).
[2] Привел Хатыб аль-Багдади в «Джамиуль Ахляк» (1843).
[3] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 162).
[4] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 163).
[5] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 163).
[6] Привел Байхакы в «Шуаб» (6469), также в «Рисаля Кушайрия» (стр. 163).
[7] Привел Байхакы в «Шуаб» (6468).
[8] Привел Байхакы в «Шуаб» (6521).
[9] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 165).
[10] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 167).
[11] См. «Рисаля Кушайрия» (стр. 167).
[12] Привел Имам Дарими 394.
[13] Привел Абу Нуайм в «Хильятуль Авлия» (118/9), Байхакы в «Манакыб Шафии» (173/1) и в «Марифатуль Асари ва Сунна» (458).
[14] Передал Бухари в «Адаб аль муфрад» (1146).
[15] Передал Хатыб аль Багдади в «аль-Факых валь Мутафаккых» (893).
[16] Передал Хатыб аль Багдади в «аль-Факых валь Мутафаккых» (898).
[17] Возможно смысл данного действия в том, чтобы напомнить человеку, что он сотворен из земли, дабы это послужило избавлением от высокомерия и самодовольства. Подобно тому, как Всевышний Аллах упомянул человека тем, что он сотворен из капли жидкости, дабы он не восхищался собой и не возгордился.
[18] Передал Хатыб аль Багдади в «аль-Факых валь Мутафаккых» (899).

 

0
Ваша оценка: Нет
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.