Иудеи — источник ташбиха

Ибн Хазм аль-Андалуси (384-456 гг. по хиджре/994-1064 гг.) пишет в «Аль-Фисаль»:

قال أبو محمد ابن حزم في الفِصَلِ: في أول ورقة من توراة اليهود التي عند ربانيهم وعانانيهم وعيسويه حيث كانوا في مشارق الأرض ومغاربها لا يختلفون فيها على صفة واحدة، لو رام أن يزيد فيها لفظة أو ينقص أخرى لافتضح عند جميعهم مبلغة ذلك إلى أحبارهم الذين كانوا أيام ملك الهارونية لهم قبل الخراب الثاني بدهر يذكرون أنها مبلغة ذلك من أؤلئك إلى عذراء الوراق الهاروني ففي صدرها:” قال الله تعالى اصنع بناء آدم كصورتنا كشبهنا”، قال أبو محمد بن حزم: ولو لم يقل إلا كصورتنا لكان له وجه حسن ومعنى صحيح، وهو أن نضيف الصورة إلى الله تعالى إضافة الملك والخلق، كما تقول هذا عمل الله، وتقول للقرد والقبيح والحسن:هذه صورة الله، أي تصوير الله، والصفة التي انفرد بملكها وخلقها. لكن قوله كشبهنا منع التأويلات وسد المخارج وقطع السبل، وأوجب شبه آدم لله عز وجل ولا بد ضرورةً، وهذا يُعْلَمُ بطلانه ببديهة العقل إذا الشبه والمثل واحد، وحاشى لله أن يكون له مثل أو شبه

«Изначальная версия Торы была одинаковой у всех раввинов, в ней не было различий. И так было вплоть до второго пленения, после которого в начале Торы появились слова: «Всевышний сказал: «Мы сотворили людей по образу своему и подобию»». Если бы было сказано просто: «по образу», – то в этом не было бы ничего опасного и смысл был бы правильный. Ведь это лишь указывает на то, что Аллах сотворил этот образ, как, например, мы говорим: «Это деяние Аллаха», – то есть под «образом Аллаха» имеется в виду образ, который сотворил Аллах. Но после добавления слов «по подобию» уже не получается так истолковать, поскольку в этих словах содержится явное указание на то, что Адам   подобен Аллаху, а невозможность этого очевидна для разума, и Аллах чист от того, чтобы у Него был похожий или подобный» (Ибн Хазм, «Аль-Фисаль филь-Миляли валь-Ахваи ва ан-Нихаль», 1/117).

Шейх Саид Абдуль-Латиф Фуда комментирует эти слова: «Это очень важные слова. Иудеи говорили: «Аллах подобен нам», – и поэтому они были мушаббиха. Ибн Хазм указывает, что это отвергается на основе Писания и разума. И мусульманину нельзя так считать. Учёные, которые специализируются на сектах, говорят, что уподобление Аллаха пришло от иудеев. Иудеи делятся на две основные группы: мушаббиха и кадариты» (Саид Фуда, «Аль-Фарк аль-Азым байн ат-таухид ват-таджсим»)

Великий ученый, имам Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. в 471-м г. по хиджре/1078 г.) пишет в «Ат-Табсира фи-д-дин»:

قال الإمام العلامة أبو المظفر الإسفراييني صاحب كتاب التبصير في الدين بخصوص المشبهة منهمهم الأصل في التشبيه، وكل من قال قولا في دولة الإسلام بشيء من التشبيه فقد نسج على منوالهم 

«Они [иудеи] – источник ташбиха. Все, кто в исламском мире говорил подобное, следовали их пути» («Ат-Табсир фи-д-дин», с. 90).

Шейх Саид Фуда говорит: «Знайте, за кем следуют те, кто исповедует ташбих в Исламе» (Саид Фуда, «Аль-Фарк аль-Азым байн ат-таухид ват-таджсим»)

Сказал Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг. по хиджре/1372-1449 гг.) в «Фатх аль-Бари»:

قال الحافظ إبن حجر العسقلاني في الفتح: قال القرطبي في المفهم قوله ” إن الله يمسك ” إلى آخر الحديث , هذا كله قول اليهودي وهم يعتقدون التجسيم وأن الله شخص ذو جوارح كما يعتقده غلاة المشبهة من هذه الأمة , وضحك النبي صلى الله عليه وسلم إنما هو للتعجب من جهل اليهودي

Аль-Куртуби (Абуль-Аббас) (578-656 гг. по хиджре/1183-1258 гг.) сказал в «Аль-Муфхим», что эти идеи – что Аллах занимает место или имеет части тела – принадлежат иудеям. Они убеждены, что Аллах подобен человеку, имеет органы, как полагают сектанты-мушаббиха из этой общины. И Пророк смеялся, удивляясь невежеству иудеев («Фатх аль-Бари», т. 13, с. 398).

Имам Такиюддин Абу Бакр аль-Хисни (752-829 гг. по хиджре/1351-1425 гг.) в предисловии к книге «Дафг шубах ман шаббаха» пишет о мушаббиха:

قال العلامة التقي الحصني الشافعي في مقدمة كتابه دفع شبه من شبه ونمرد ونسب ذلك إلى السيد الخليل أحمد : ( وبعد : فإن سبب وضعي لهذه الأحرف اليسيرة ؛ ما دهمني من الحيرة من أقوام أخباث السريرة ؛ يظهرون الانتماء إلى مذهب السيد الجليل الإمام أحمد ؛ وهم على خلاف ذلك والفرد الصمد ، والعجب أنهم يعظمونه في الملأ ويتكاتمون إضلاله مع بقية الأئمة ، وهم أكفر ممن تمرد وجحد ، ويضلون عقول العوام وضعاف الطلبة بالتمويه الشيطاني وإظهار التعبد والتقشف وقراءة الأحاديث ويعتنون بالمسند ، وكل ذلك خزعبلات منهم وتمويه … فالحاصل من كلام ابن حامد والقاضي وابن الزاغوني من التشبيه والصفات التي لا تليق بجناب الحق سبحانه وتعالى … هي نزعة سامرية في التجسيم ، ونزعة يهودية في التشبيه ، وكذا نزعة نصرانية … وبالغوا في الافتراء إما لجهلهم وإما لضغينة في قلوبهم لأنهم أفراخ السامرة في التشبيه ويهود في التجسيم ) . 

«Далее… Эта книга была написана, поскольку появились люди, проповедующие тайное зло и относящие себя к мазхабу великого имама Ахмада. Простым людям они раскрывают свое учение, а перед учеными боятся о нем говорить. Эти люди хуже тех, кто открыто отступает от веры: они вводят в заблуждение простолюдинов. Внешне эти люди выглядят набожными рабами Аллаха, не расстаются со сборниками хадисов. На самом же деле такие люди, как Ибн Хамид и кади Ибн аз-Загуни, – это мушаббиха, и [они] приписывают Аллаху атрибуты, не приличествующие Его божественной Сущности. Эти люди – последователи самирия, их убеждения сходны с убеждениями иудеев и христиан, они представляют Бога в телесном образе» (Аль-Хисни, «Дафг шубах ман шаббаха ва тамаррада ва насаба залика иля ас-сайид аль-джалиль Ахмад». Предисловие).

Похожие материалы