Skip to main content
 

Сады познавших Аллаха. Часть 2

91174b5b.jpg

ГЛАВА О БЛАГОМ НАМЕРЕНИИ

ВО ВСЕХ ЯВНЫХ И СКРЫТЫХ ДЕЯНИЯХ

Всевышний Аллах сказал: «Ведь христианам и иудеям было велено в их писаниях, Таврате и Инджиле, поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники (ханифы), совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть истинная религия» (Сура «Аль-Байина», аят 5).

Всевышний Аллах также сказал: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха 1» (Сура «Ан-Ниса», аят 100).

Всевышний Аллах также сказал: «Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах» (Сура «Аль-Исра», аят 25).

Также в Коране сказано: «До Аллаха не доходят ни мясо, ни кровь жертвенных животных,  однако до Него доходит ваша богобоязненность» (Сура «Аль-Хадж», аят  37).

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прокомментировал данный аят, указав, что до Аллаха доходят намерения2.

Ибрахим Ан-Нахаи указал, что богобоязненность – это то, посредством чего добиваются довольства Аллаха3.

Имам Абуль-Хасан Аль-Вахиди, да смилостивится над ним Аллах, передал: «Аз-Заджадж разъяснил значение 37 аята Суры «Аль-Хадж» следующим образом: «Аллах не примет кровь и мясо жертвенного животного, если это исходят не от богобоязненности. Он принимает от вас лишь то, посредством чего проявляется страх перед Ним. Это является доказательством того, что  ничто из поклонения не действительно без намерения приблизиться ко Всевышнему Аллаху и исполнить то, что велено Им»4.

Важность намерения

Намерение лучше послушания и поклонения, так как оно является основой для них. Намерение по причине своей скрытости связано с сердцем. В достоверном хадисе от Пророка, мир ему и благословение Аллаха,  сообщается: «Намерение правоверного лучше его деяния»5.

Нам сообщил наш шейх, имам, хафиз  Абуль-Бака Халид  ибн  Юсуф ибн Саид ибн Аль-Хасан ибн Аль-Муфарридж ибн Баккар Аль-Макдиси Ан-Наблуси Ад-Димашки Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, следующее: «Сообщил Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, что Абу Мухаммад Аль-Хасан ибн Али Аль-Джавхари сообщил, что Абуль-Хусайн Мухаммад ибн Аль-Музаффар Аль-Хафиз сообщил, что Абу Бакр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Сулайман Аль-Васити сообщил, что Абу Нуайм  Убайд ибн Хишам Аль-Халаби рассказал, что Ибн Аль-Мубарак от Яхья ибн Саид рассказал от Мухаммада ибн Ибрахим Ат-Тайми, а он от Алкамата ибн Ваккаса Ал-Лайси, а он от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику переселится к Аллаху и Его Посланнику, а переселившийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселился»6.

Данный хадис является величественным и достоверным, в чем единодушны Имамы Аль-Бухари и Муслим, а также занимает почетное положение, являясь одной из опор Веры (Имана).

В разных версиях упомянутый выше хадис можно отнести как к категории передаваемых со слов лишь одного передатчика (хадис гариб), так и к категории известных (хадис машхур). Этот хадис распространился в передаче от Яхьи ибн Саида Аль-Ансари.

Знатоки хадисов сказали: «Этот хадис достоверен от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, лишь  со стороны Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и от Умара через Алкаму, и от Алкамы через Мухаммда ибн Ибрахима Ат-Тайми, и от Мухаммада через Яхью ибн Саида Аль-Ансари, а от Яхьи его передали двести человек, большинство из которых великие ученые (имамы)».

От Яхьи ибн Саида Аль-Ансари этот хадис  привел Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, в своем «Сахихе» в семи местах: в начале работы, затем в разделах «Аль-Иман», «Ан-Никах», «Аль-Итк», «Аль-Хиджра», «Таркуль-хияль» и «Ан-Нузур».

Что касается слова «намерение», то оно означает «стремление», что в свою очередь следует понимать следующим образом: «Решение, принятое в сердце, совершить действие».

Значение исследуемого хадиса следующее: «Поклонение не действительно без намерения. Если целью переселения было довольство Всевышнего Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, то оно будет принято и Аллах дарует награду. У кого же целью переселения было что-то мирское,  то он добьется своей цели в этом мире, но не получит вознаграждение в мире вечном».

Намерение – условие поклонения

В изучаемом хадисе содержится указание на то, что намерение является условием в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (намаз), обязательном налоге с имущества (закат), посте (савм), пребывании в мечети  (итикаф),  хадже и в других поклонениях7.

Наш Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Данный хадис входит в семьдесят глав книг по исламскому праву»8.

Также Имам Аш-Шафии сказал: «В этот хадис входит треть знания»9. Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, подобно ему отметил: «В него входит треть знания». Также схожее по смыслу передали и другие ученые10.

Значение слов Имама Аш-Шафии, что в хадисе о намерении заключена треть знания, разъяснил Имам Аль-Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки, да будет доволен им Аллах, в начале своей книги «Мухтасар Ас-Сунна»: «Значение слов Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «В него входит треть знания», – заключается в том, что  раб Аллаха  может совершить что-либо лишь посредством сердца, языка или тела. Намерение, возникающее в сердце, является одним из этих инструментов, при этом являясь наиболее предпочтительным из них, так как оно само по себе поклонение, в отличие от слов и деяний, в которые может пробраться показуха (рия)»11.

По мнению ученых желательно начинать труды с рассматриваемого нами хадиса. Например, так поступил Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах. Хадис о намерении является первым в списке его сборника «Сахих», который является самой достоверной  книгой после Корана12.

Передано от Имама Абу Саида Абдуррахмана ибн Махди, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Если бы я составил книгу, то её каждую главу начал бы с этого хадиса»13. Также передано с его слов: «Кто захочет составить книгу, пусть начнет с этого хадиса»14.

Передается от Имама Абу Сулаймана Хамда ибн Мухаммда ибн Ибрахима Аль-Хаттаби в его книге по разъяснению «Сахиха» Имама Аль-Бухари: «Ученые раннего периода Ислама  из числа наших шейхов любили начинать каждое дело, относящееся к Религии, с хадиса: «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям», - по причине всеобщей нужды в нем, используя разные цепи передатчиков»15.

До нас также дошло от праведных предшественников (салафов), да будет доволен ими Аллах, много подобных указанному выше высказываний, свидетельствующих об их повышенном внимании к этому хадису.

Аллах лучше знает.  

Тонкости в цепи передатчиков исследуемого хадиса

В цепи передатчиков рассматриваемого хадиса можно встретить некоторые интересные моменты. Так, в числе передавших хадис имеются три человека из числа последующего за сподвижниками поколения (табиины), которые передают изречение друг от друга: Яхья ибн Саид Аль-Ансари, Мухаммад ибн Ибрахим Ат-тайми и Алкама ибн Ваккас, да будет доволен ими Аллах. Важно отметить, что несмотря на такой интересный факт, данная ситуация часто встречается и в других достоверных хадисах.

Также встречаются хадисы, в цепи передатчиков которых четыре сподвижника и четыре человека из числа последующего за ними поколения, передающие их друг от друга (рубаияты). Аль-Хафиз Абдуль-Кадыр Ар-Рахави, да будет доволен им Аллах, собрал их в отдельном томе своей книги, что позволило мне использовать их. Я сократил их в начале комментария к «Сахиху» Имама Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах, и добавил к ним подобные хадисы, и вместе с добавлениями они достигли тридцати хадисов.

Аллах знает лучше16.

  • 1. Подобный случай произошел с Джанда`ом ибн Дамура Ал-Лайси, да будет доволен им Аллах.
  • 2. См. «Аль-Азкар» Имама Ан-Навави, стр 36.
  • 3. См. «Тафсир Ат-Табари», том 10, стр. 216.
  • 4. См. «Аль-Васит фи тафсириль кураниль маджид», том 3, стр. 272.
  • 5. См. «Аль-Муджим аль-кабир» (6/185), «Тарих Багдад» (9/236), «Хильятуль-авлия» (3/255) в передаче от нашего господина Сахля ибн Саида, да будет доволен им Аллах.
  • 6. «Сахих» Имама Аль-Бухари (1), «Сахих» Имама Муслима (1907).
  • 7. Что же касается удаления скверны в шариатском понимании (наджасы), то оно не нуждается в намерении, так как это относится к оставлению чего-либо, а оставление не нуждается в намерении. (см. «Шарх аль-арбаин» Ибн Дакика Аль-Ида).
  • 8. См. «Аль-Джами ли ахляки-ррави  ва адаби-ссами» (2/443).
  • 9. См. «Ас-Сунан аль-кубра» Имама Аль-Байхаки (2/14).
  • 10. См. «Шарх Сахих Муслим» (13/53), «Фатхуль-Бари» (1/11).
  • 11. См. «Ас-Сунан ас-сагир» (1/12).
  • 12. См. «Аль-Маджму» (1/27).
  • 13. См. «Аль-Маджму» и «Джамиу улюм ва аль-хикам».
  • 14. См. «Ас-Сунан ас-сагир», «Аль-Азкар», «Аль-Маджму».
  • 15. «Агляму аль-хадис» (1/106).
  • 16. См. «Шарх Сахих Муслим» (1/63), «Шарх Сахих Аль-Бухари».
5
Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (3 голосов)
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.