Введение в усуль аль-фикх. Глава третья. Предмет усуль аль-фикх

Усуль аль-фикх

В определении выражено[1]:

Первое – общие, а не конкретные доказательства фикха. Например, это исследование повеления в общем виде, то есть того, что повеление указывает на обязательность в прямом смысле, и рассмотрение запрета в общем виде, то есть того, что запрет указывает на запретность в прямом смысле.

Второе – способы использования этих доказательств.

И третье – качества, которыми должен обладать тот, кто использует эти доказательства (муджтахид).

И этими тремя вещами занимается наука усуль аль-фикх.

Что же касается частных доказательств фикха, например, слов Всевышнего Аллаха:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ

(смысл: «Выстаивайте молитву»[2]), – или:

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى

(смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[3]), – или намаза Посланника Аллаха  в Каабе, или единодушного мнения ученых (иджма) о том, что дочь сына получает в наследство 1/6 имущества покойного в случае, если у нее нет родственника со стороны отца, или сравнения (кыяс) риса с пшеницей в том смысле, что они одинаковы в плане запрета обмена с выгодой, или того, что омовение не нарушается у того, кто сомневается, нарушилось ли оно[4], – все это не относится к усуль аль-фикх, хотя эти вопросы и упоминаются в книгах по усулю в качестве примеров. И размышление об этом – дело факихов. И на основании повеления в словах Всевышнего Аллаха:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ

(смысл: «Выстаивайте молитву»[5]), – факих скажет, что речь идет об обязательности. А на основании запрета в словах Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَى

(смысл: «Не совершайте прелюбодеяния и избегайте всего, что ведёт к нему»[6]), – факих скажет о запретности. А специалисты по усулю говорят о требовании, которое содержится в повелении или запрете, не рассматривая конкретный пример.

Разделы усуль аль-фикх

Усуль аль-фикх включает в себя различные разделы:

  1. Виды речи (аксам аль-калям).
  2. Повеление (амр).
  3. Запрет (нахью).
  4. Общее (‘ам).
  5. Частное (хад).
  6. Разъясненное, конкретное (мубайян).
  7. Неясное, общее (муджмаль).
  8. Явное (захир).
  9. Истолкованное (муавваль).
  10. Поступки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует .
  11. Отменяющий (насих).
  12. Отмененный (мансух).
  13. Единодушное мнение ученых (иджма).
  14. Сообщение (ахбар).
  15. Запрет (хазар) и дозволенность (ибаха).
  16. Суждение по аналогии (кыяс).
  17. Последовательность доводов (тартиб аль-адиля).
  18. Качества того, кто выносит шариатские решения, – муфтия.
  19. Качества того, кто следует за фетвой, – мустафти.
  20. Муджтахид.

[1] Иными словами, определение науки усуль аль-фикх состоит из трех частей.

[2] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).

[3] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).

[4] Вышеприведенные примеры демонстрируют конкретные воплощения в фикхе понятий «повеление», «запрет», «действия Пророка », «единодушное мнение ученых (иджма)», «суждение по аналогии (кыяс)», «удержание основы (истисхаб)».

[5] Сура «Ан-Нур», аят 56 (24:56).

[6] Сура «Аль-Исра», аят 32 (17:32).

Похожие материалы