Skip to main content
 

Введение в усуль аль-фикх. Глава шестая. Запрет (нахью)

Усуль шестая глава
Источник: 
Даруль-Фикр.Ру

 

Определение

 

Запрет (нахью) — это требование отказа от действия словом, направленное от того, кто выше, к тому, кто ниже.

И наши слова в определении «от того, кто выше» несут смысл, что условием для повеления (амр) и запрета (нахью) является превосходство1, и требование исходит от того, кто выше, к тому, кто ниже. И это известное мнение. Но правильное мнение заключается в том, что для повеления и запрета не является условием ни превосходство, то есть чтобы требование исходило от высшего к низшему, ни самовозвеличивание, то есть чтобы требование исходило от того, кто сам себя считает выше других. И доказательство этому мнению — аят, в котором Всевышний Аллах говорит о Фир'авне, который обратился к своим советникам:

فَمَاذَا تَأْمُرُ‌ونَ

Смысл: «Что же вы прикажете?»2

 

Запрет как следствие повеления

 

Знай, что повеление конкретного действия запрещает противоположное ему, согласно верному (асах) мнению, — в том смысле, что повеление связано с отказом от ее противоположности: одной (например, противоположность покоя — движение3) или нескольких (например, противоположностью стоянию является нахождение сидя, полулежа и лежа на спине). И требование одновременно связано с двумя вещами: с совершением действия и с отказом от его противоположности. И первое выражено повелением (амр), а второе — запретом (нахью). И есть мнение, что запрет чего-либо — это повеление его противоположности. Если противоположность одна, то все ясно. Если же их несколько, то повеление не конкретизировано и между учеными в этом вопросе есть расхождение.

А также к следствиям запрета относится недействительность4 того, что запрещено Шариатом, согласно верному (асах) мнению в шафиитском и маликитском мазхабах, вне зависимости от того, касается это поклонения ('ибадат) или сделок между людьми (му'амалят).

Что касается поклонения ('ибадат), неважно, запрещено само действие (как, например, намаз или пост во время менструации (хайд)), или его следствие (как, например, пост в праздничный день, поскольку это противоречит Милости Всевышнего Аллаха, или намаз в нежелательное (макрух) время).

Что касается сделок (му'амалят), то неважно, наложен запрет на саму сделку (например, кидание камешков в торговле5, и это бросание камня во время торговой сделки, которое заменяет собой словесную форму договора6, и это одно из толкований смысла этого хадиса), или запрет касается части сделки7 (например, в случае с продажей того, что находится в чреве матери, как передано хафизом аль-Баззаром в «Муснаде»8), или запрет относится к товару, а товар — это одно из обязательных составляющих (рукн) торговой сделки9, а составляющее — часть целого, или запрет относится к тому, что не входит в сделку, но следует из нее (например, запрет на продажу одного динара за два10, поскольку в условии сделки заложено обязательное добавление).

 

Смыслы формы повеления (амр)

 

Форма повеления (амр) — это «иф'аль», поскольку все, что соответствует этой форме, называется повелением (амр). Примеры повеления - «уктуб» (пиши), «икра» (читай), «салля» (молись), «сум» (постись). И к смыслам повеления относятся
 

  • дозволенность


И это слова Всевышнего Аллаха:

كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ

Смысл: «Ешьте из доброй пищи»11.
 

  • отсутствие разницы


Пример — в словах Всевышнего Аллаха:

فَاصْبِرُ‌وا أَوْ لَا تَصْبِرُ‌وا


Смысл: «Терпите или не терпите»12.
 

  • устрашение


Пример — в словах Всевышнего Аллаха:

اعْمَلُوا مَا شِئْتُمْ


Смысл: «Делайте, что хотите»13.
 

  • сотворение, и это быстрое создание из небытия


Пример — в словах Всевышнего Аллаха:

كُن فَيَكُونُ


Смысл: «Будь! — и оно происходит»14.

 

К кому обращен таклиф15

 

Обращение Аллаха распространяется на каждого верующего, совершеннолетнего, обладающего разумом, и он называется мукалляфом. И обращение Аллаха не распространяется на тех, кто не соответствует [вышеуказанным условиям], и это несовершеннолетний, забывший16, умалишенный — мужского и женского пола. На них не распространяется обращение, поскольку на них нет обязанности исполнять предписания религии (таклиф). Условием для таклифа является понимание обращения, а несовершеннолетний, забывший и умалишенный не обладают таким пониманием.

Да, после того, как забывший вспомнил, к нему возвращается таклиф, и на нем лежит обязанность восполнить пропущенные намазы и посты, а также возместить ущерб, который был нанесен в забытьи. И обращение не направлено на несовершеннолетнего и умалишенного, а их опекун должен из своих денег возместить ущерб (если он был нанесен), подобно тому как владелец скотины возмещает ущерб, который она нанесла другим, пока была на его попечении, поскольку подобные ее (скотины) действия относятся к действиям владельца. Поклонение же несовершеннолетнего, например, намаз или пост, действительно, но не потому что это ему приказано, как приказано совершеннолетнему, а потому что нужно, чтобы он привык поклоняться и не отказался от поклонения после наступления совершеннолетия.



Распространяется ли обращение Шариата на неверующих?

 

Что касается неверующих (кяфиров), то верное (сахих) мнение среди людей истины заключается в том, что на кяфиров распространяется обращение с требованием выполнения всех предписаний Шариата. И к ним обращено это требование при отсутствии необходимого условия для его выполнения, а это Ислам. И они будут наказаны за две вещи: за отказ от выполнения предписаний Шариата и за отказ от Ислама — поскольку на них распространяется требование выполнять шариатские предписания и требование принять Ислам, без чего их выполнение шариатских предписаний не будет действительным. Вместе с тем, что к ним обращено требование выполнять шариатские предписания, они не будут у них действительны, если они сделают их без Ислама. Поистине, неверующие обязаны выполнять предписания Шариата. Если бы это было не так, разве Всевышний Аллах обещал бы им наказание за отказ от них?

Ведь есть много аятов о наказании за несоблюдение предписаний Шариата:

مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ‌  قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ   


Смысл: «Что ввело вас в сакар (адский огонь)? Они ответили: Мы не совершали молитву»17.

وَوَيْلٌ لِّلْمُشْرِ‌كِينَ  الَّذِينَ لَا يُؤْتُونَ الزَّكَاةَ


Смысл: «И горе многобожникам, которые не выплачивают закят»18.

وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ يَلْقَ أَثَامًا


Смысл: «Тот, кто творит эти грехи, подвергнется мучительной каре»19.

И общий смысл этого для обладающего разумом заключается в том, что они понесут наказание за отказ от выплаты закята и совершения намаза.

 

  • 1. Один выше другого по статусу.
  • 2. Сура «Аш-Шу'ара'» аят 35; 26:35.
  • 3. Повеление оставаться в покое («замри») аналогично запрету на движение («не двигайся»).
  • 4. Незаконность.
  • 5. Привел Муслим (4/5) (1514) в «Китаб аль-Бую'».
  • 6. Когда продавец должен сказать: «Я продаю», — а покупатель говорит: «Я покупаю».
  • 7. Сама сделка дозволена, а часть ее — нет.
  • 8. «Муснад» аль-Баззара, хадис № 1268. Также его приводят аль-Байхакы в «Сунане» (5/341) (10863) и ат-Табарани в «Аль-Кабир» (183/11) (11581).
  • 9. Всего обязательных составляющих — четыре: продавец, покупатель, товар и форма.
  • 10. Как, например, передает Муслим в «Сахихе» (5/43) (1585) в «Китаб аль-Бую'» (глава о ростовщичестве).
  • 11. Сура «Аль-Му'минун», аят 51; 23:51.
  • 12. Сура «Ат-Тур», аят 16; 52:16.
  • 13. Сура «Фуссилят», аят 40; 41:40. Смысл всего аята (из тафсира «Аль-Мунтахаб»): Те, которые отклоняются от прямого пути касательно Наших аятов, отвергая их, не скрыты от Нас! Мы воздадим им за то, что они вершили, как они заслуживают. Кто же лучше: тот, которого ввергают в ад, или тот, который приходит к Нам в Судный день в безопасности, спасённый от всякого зла? Скажи им (о Мухаммад!), увещевая: "Делайте, что хотите. Поистине, Аллах - Всевидящий, объемлет всё, что вы делаете, и воздаст каждому по его деяниям.
  • 14. Сура «Аль 'Имран», аят 47; 3:47 — и сура «Йа Син», аят 82; 36:82.
  • 15. Обязанность соблюдать предписания религии.
  • 16. Тот, кто забыл о необходимости соблюдать предписания религии, например, тот, кто пропустил один из обязательных намазов по забывчивости.
  • 17. Сура «Аль-Мудассир», аят 42-43; 74:42-43.
  • 18. Сура «Фуссилят», аяты 6-7; 41:6-7.
  • 19. Сура «Аль-Фуркан», аят 68; 25:68. Смысл всего аята (по тафсиру «Аль-Мунтахаб»): Рабы Милостивого искренне поклоняются Аллаху Единому и не поклоняются другому божеству наряду с Аллахом. Они не убивают душу, которую Аллах запретил убивать, иначе как по праву - по закону Аллаха, - если она заслуживает это. Рабы Милостивого не прелюбодействуют, а придерживаются только того, что разрешено шариатом Аллаха, чтобы спастись от наказания за эти губительные грехи. Ибо тот, кто творит эти грехи, подвергнется мучительной каре.
5
Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (2 голосов)
 

о сайте

 © 2009 — 2014 darulfikr.ru. Даруль-Фикр.Ру - Исламский образовательный портал.