Кауль машхур и кауль-му’тамад в шафиитском фикхе

У меня вопрос по  терминологии: каково определение аль-кауль аль-машхур и аль-кауль аль-му’тамад, с точки зрения терминологии и на практике? (я знаю их арабское значение). Например, я знаю, что на практике «аль-кауль аль му’тамад» по какому-то вопросу определяется работами Тухфатуль Мухтаж или Нихайатуль Мухтаж, но я не знаю терминологического значения этих понятий.

Основная проблема с пониманием для меня состоит в следующем: как аль-кауль машхур по какому-то вопросу может быть слабым мнением или хиляфом аль-му’тамад, ведь возникает вопрос: кайфа-штахар ин да’уф (как он стал распространенным [среди уляма, я предполагаю] если он – слабый) или я ошибаюсь и шухра здесь относится не к позиции, принятой учеными, а, скорее, относится к машхур риваяту имама Шафи’и, который поздние муджтахиды мазхаба выверили (сделали тарджих).

Простите меня за эту абракадабру. Я очень слаб в терминологии (истилях) и студент самого начального уровня знаний. И если вы считаете, что я нуждаюсь в разъяснении еще более начальных, чем этот, вопросов – то, пожалуйста, не бойтесь дать мне их.

Баракаллаху фикум

Бисмилляхи ррахмани ррахим альхамдулилля ва ссоляту ва ссаляму ‘аля расулихиль карим ва радыйаллаху ан аль а’имма аль-ахйар аллязина базалю фи таблиги хаза д-дин а’марахум ля юридуна би-залика аль-мадих уа с-сана’ уа иннама юридуна рида халик аль ард уа ссама’ уа ли залика иштахарат би акуалихим уа-иджтихадатихим аль-мазахиб!

Существуют категории Раджиха (преобладающее или известное мнение) и Кауль Машхур – одна из них (другие – Кауль Сахих, Азхар, Асахх, Джадид и так далее)

Когда бы выражение аль-машхур ни встречалось в Минхадже (зафиксировано 23 раза; в главе «шахада», в разделе «ля юхкаму би-шахидин», встречается слово ашхур), оно имеет одно из четырех значений:

  1. Исторически, в мазхабе был хиляф по этому вопросу, и этот вопрос может считаться мас’аля хиляфийя(Т.е. вопрос, по которому мнения ученых разошлись), но такое бывает редко.
  2. Это раджих[сильное мнение мазхаба] между двумя или более позициями
  3. Его противоположность – слабый [в терминологии это кауль гариб] из-за слабости доводов. Например, может быть установлено, что его формулировка [сига] слаба (например, не соответствует определенным критериям) и тогда он может быть принят лишь после того, как явная формулировка (захир) позиции Кауль Машхур может быть истолкована [так, что не противоречит ему]. Однако это редкий случай. И если вообще такое встречается, то изначальное сообщение в оригинале происходит не из работы по фикху (наглядный пример этого  – та’виль формулировки (сига) кауль машхур, сделанный Шейхом-уль-Ислам Закарией аль-Ансари по вопросу о том, достигает ли награда за чтение Корана умерших, как сообщает имам ан-Навави в своем шархе на Сахих Муслим).
  4. Хиляф был не среди сахабов, а у самого имама-муджтахида (и имеется относительно него слабое мнение: Кауль Азхар).

В простом (не терминологическом) понимании Кауль Машхур относится к одной из противоречащих друг другу фетв или ривайатов нашего имама-муджтахида.

Пример этому – вопрос дубления шкур, Кауль Машхур по этому вопросу, как сообщает имам ан-Навави в Минхадже – это что внутренняя сторона дубленой кожи является чистой [также как и внешняя[1]], и в этом нет хиляфа.  В другом месте мы видим, что эта позиция дается как Кауль Джадид имама-муджтахида [новое мнение].

В рамках научных терминов, [о кауль машхур говорят, если] хиляф произошел на уровне самого ммама (а не на уровне Сахабов и не на уровне мазхаба) и эта позиция известна как кауляйн [т.е. как два мнения] или акваль имама-муджтахида [т.е. несколько мнений имама] (в отличие от авджуха [мнений] среди сахабов [алимов мазхаба, которые достигли степени иджтиахд] и турука [способ передачи мазхаба. Т.е. существуют расхождения в передачи некоторых мнений имама] в мазхабе).

Иногда, однако, наши Асхаб ат-Тарджих[2] не могли с точностью определить был ли это кауль машхур, кауль кадим (старое мнение) или кауль джадид (новое мнение) нашего имама-муджтахида.

Поэтому не всякий кауль машхур становится кауль му’тамад (финальное мнение) и позицией мазхаба, практикующейся на сегодняшний день. Причина этого в том, что, какой-либо кауль-машхур и его противоположность могут иногда быть:  а) оба кадимы или б) оба джадиды или в) кадим и джадид  или г) имам высказал кауль [мнение] и его противополжность в разное время или д) или могут быть одновременными или е) иногда сам имам сделал различение [таржих] между ними

или ж) тарджих между мнением и его противоположностью не был сделан и это было оставлено для будущих поколений факихов[3].

Наш учитель, факих шейх ат-Таршиди, который недавно покинул этот мир, зарифмовал в Раджазе наблюдения имама ар-Рамли, о которых говорилось выше, для пользы студентов нашего и будущего времени[4]:

Ли н-нававиййи ль-ИстилЯху ‘азза фИ

МинхАджи-хи фа хуз-ху ма’ къальбин сафИ

Фа-ль-азхару ль-машхуру фИ ль-макъАли

Мин кауляй ш-Шафи’и ау акъвАли

ИммА джадИдАни къадИмАни камА

ИммА джадИдун уа-къадИмун фа’лямА

КъАля-хумА фИ вакътин ау вакътайни къад

РажжахА ли-ль-аХади ау ля къад варад

[Почитаемый [имам] ан-Навави имеет [использует] специальные термины в своем Минхадже; так возьми же их с чистым сердцем! Более ясная [азхар] и более известная позиция [машхур] – это одно из двух [кавлейн] или более двух мнений [акваль] [имама] Шафи’и. Будь то из двух джадидов или двух кадимов, или из джадида и кадима, или из кадима и джадида, знай теперь! Сказал ли он эти два [или более мнений] в одно и то же или в разное время, и выделил ли он одно [от другого или других, согласно тому, что уже было приведено].

Это и есть техническое значение термина кауль машхур, которое мы находим в наших книгах (совпадающее с вашей формулировкой «машхур ривайа имама Шафи’и»).

Однако нередко также, что кто-то из наших фукаха пользуется «машхур» или «ашхур» в его более буквальном значении, и в данном случае[5] это относится к мнению, которое стало распространено (и в прямом значении «популярно», «известно») в Мазхабе [а именно ал-къаулю аллязи касура аль-къа’илюха би-хи фИ ль-мазхаб] (то есть ваше выражение: «позиция, которую приняли алимы»), и это скорее кауль му’тамад, даже если и не обязательно посредством самого кауль машхур[6].

Кауль му’тамад, с другой стороны, это позиция, на которую опирается мазхаб и которой обучают в мазхабе сегодня. Это позиция, основанная на сделанных ранее раджихах позиций.

Непрофессиональным языком это последняя (или официальная) позиция, которой сейчас придерживается мазхаб. Но в действительности это псевдо-термин [истилях галят], и он не был использован в Минхадже (хотя зафиксировано, что имам ан-Навави время от времени использовал этот термин в его буквальном значении). Также не был он использован в ранних книгах мазхаба со строго зафиксированным терминологическим значением. Если и есть вообще какое-то техническое значение для этого термина, то попыткой сформулировать его определение[7]  было бы: что это то, что устанавливают поздние ученые[8].
 

Таким образом, технически, кауль му’тамад – это не истилях (термин)  сам по себе, как другие категории раджиха.

Это, скорее, случай, когда одна из исторических раджих позиций была признана в мазхабе авторитетами, ей было отдано предпочтение факихами, и она практикуется теми, кто за ними следует. Поэтому она условно называется нашими поздними факихами «аль-му’тамаду» или похожей формулировкой – и теоретически возможно проследить [путь] установленного на сегодняшний день кауль му’тамад до оригинала его раджиха. Довольно распространено среди современных факихов, что они говорят, например, «Аль-Азхару аль-Му’тамаду» [кауль азхар который также кауль му’тамад] (как, например, в случае вопросе нака’ в главе хайз).

На практике если встречаешь кауль машхур в одной из ранних работ, то эту позицию всегда следует сверить позицией с более поздних источников вместе с живым преподавателем книги. Если же вы даете фетву по просьбе амми[9]  и в этом вопросе  есть хиляф, достаточно сказать – «кауль му’тамад – такой-то» (чтобы в первом случае ученый затем посмотрел, есть ли в этом вопросе детальное разъяснение (тафсиль), а во втором ‘авамм получили то, что он или она хотели).

Если арабский ваш родной язык, то ваши вопросы – доказательство того, что не обойтись без ключей, которые есть у [живых] учителей, для доступа к знанию, сохраненному в наших «справочных» книгах. И эти ключи – из числа плодов, которые приносит наука Истиляхат аль-фикхийя.

И пусть с их помощью и помощью их знаний мы получим пользу и пусть мы будем с ними вместе в Ахирате!

Ничтожный и отчаянно нуждающийся в фатхе,

Мухаммад Афифи аль-Акити

Библиография:

Ар-Рамли. Нихайат аль-Мухтаж иля Шарх аль-Минхадж ан-Навави, 8 томов. Бейрут: Дар аль-Кутуб аль ‘Ильмийя, 1998

Ат-Таршиди. Тадриб ан-Нуджаба’ фи Ба’д Истиляхат аль-Фукаха’. Ренег Агунг, Восточная Ява: аль Ма’хад аль-Ислами ас-Саляфи Махир ар-Рийад, 1418 год по хиджре.

[1] Имеется в виду волокнистая сторона

[2] Это  Имамы Навави и ар-Рафи’и, рахимахумуллах, которые свели в одну школу различные пути (турук) передачи мазхабов. До них существовало две основные школы: багдадская и хорасанская

[3] На это указал имам ар-Рамли в своем комментарии на мукаддима Минхадж, Нихая, 1:48.

[4] ат-Таршиди, Тадриб ан-Нуджаба’, 47

[5] Как с высказыванием имама ар-Рафи’и в отношении вопроса Мизаб [дренаж] в главе Шарика

[6] То есть это может отличаться от кауль машхур в его первом, терминологическом, значении.

[7] а именно его хадд накис [недостаточная ясность в опрелении], так сказать

[8] обычно из тарафа [уровня] имамов Ар-Рамли и Ибн Хаджара, будь то более поздние авторы, как в И’анат или Имамы Баджури или Буджайрими, когда они говорят аль-му’тамад после того, как они сделали тарджих между [двумя] или среди нескольких позиций более раннего хиляфа на уровне Кауль Асах (но никогда кауль сахих и редко кауль азхар иликауль машхур

[9] ‘Амми – простой народ, не обладающие знаниями. Мн. ч – ‘авамм Плохо Пойдет Хорошо Прекрасно Потрясающе!

Похожие материалы