Можно ли общаться с тем, кто не совершает намаз?

Вопрос: я работаю вместе с молодыми людьми, с которыми я живу в одном доме. Один из них не совершает намаз: мы делаем ему наставления, рассказываем о намазе, а я обсуждаю с ним эту тему, только когда он беседует со мной. Я желаю сделать ему наставление. Будет ли прием пищи и питье с ними грехом для меня?

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!

Намаз — один из пяти столпов Ислама, совершение которого является индивидуальной обязанностью каждого совершеннолетнего разумного мусульманина. Несовершение намаза — один из тягчайших грехов и великое преступление, однако не о каждом оставившем намаз выносится решение о его неверии. Несовершение намаза бывает двух видов:

1. Оставивший намаз, который отрицает обязательность его совершения, получив знания об этом. Такой человек отступил от Ислама из-за отрицания общеизвестной в религии вещи.

Шейх уль-Ислам, имам Закарийя аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах) в книге «Асна аль-маталиб фи шарх рауд ат-талиб» в главе об оставившем совершение намаза:

فالجاحد لوجوبها وإن أتى بها مرتد؛ لإنكاره ما هو معلوم من الدين بالضرورة… وأما خبر مسلم: (بَيْنَ الْعَبْدِ وَبَيْنَ الْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ) فمحمول على تركها جحداً

«Отрицающий обязательность совершения намаза — вероотступник, из-за того, что отрицает общеизвестное положение религии, даже если сам совершает намаз. Что касается хадиса, который приводится имамом Муслимом: “Между рабом Аллаха и неверием — оставление намаза”, то тут речь идет о том, кто оставляет намаз, при этом отрицая его обязательность»[1].

2. Оставивший намаз из-за небрежности или лени, так как ему тяжело его совершать, а также оставивший намаз из-за не желания обременять себя, но убежденный в его обязательности. Такой человек считается мусульманином-грешником, совершающим тяжкий грех и который находится в большой опасности до тех пор, пока не совершит покаяние и не обяжет себя совершать намазы и возмещать пропущенные молитвы.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ نَسِيَ صَلَاةً فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا، لَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ، فإن الله قال: وَأَقِمِ الصَّلاةَ لِذِكْرِي

«Человек, забывший совершить намаз, пусть возместит его, как только вспомнит. Нет иного искупления за него, кроме этого. Поистине, Всевышний Аллах сказал: “И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне”[2]»[3].

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шарх Сахих Муслим»:

قوله صلى الله عليه وسلم (من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها) فيه وجوب قضاء الفريضة الفائتة سواء تركها بعذر كنوم ونسيان أم بغير عذر، وإنما قيد في الحديث بالنسيان لخروجه على سبب؛ لأنه إذا وجب القضاء على المعذور فغيره أولى بالوجوب، وهو من باب التنبيه بالأدنى على الأعلى

«В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): Человек, забывший совершить намаз, пусть возместит его, как только вспомнит”, имеется указание на обязательность возмещения пропущенных обязательных намазов, и с этой точки зрения не имеет значения, пропущены они по уважительной причине (сон, забывчивость) или же без уважительной причины (лень или занятость). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул в этом хадисе только забывчивость, чтобы указать на то, что это — уважительная причина. Следовательно, если велено возмещать пропущенную молитву по уважительной причине, то тем более обязательно возместить молитву, пропущенную без уважительной причины. Подобный оборот принадлежит к разряду указания на нечто более высокое и большее через что-то меньшее, то есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) меньшим — пропуском молитвы по уважительной причине — указал на большее — необходимость восстановить то, что важнее этого, то есть пропуск намаза без уважительной причины»[4].

Следовательно, оставивший намаз из-за лени или небрежности совершает великий проступок и тягчайший грех, но он считается мусульманином-грешником, находящимся в большой опасности. Однако, если человек оставил намаз, отрицая его обязательность, то это — неверие, и его деяния не принимаются. Необходимо делать ему наставления и напоминания об Аллахе (Свят Он и Велик) все время. Также обязательно призывать его ко Всевышнему Аллаху мудростью и благим увещеванием. Вместе с тем, его товарищам не запрещено жить и есть вместе с ним в то время, когда им велено призывать его к благому и предостерегать от запретного.

Что касается слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

لَا تُصَاحِبْ إِلَّا مُؤْمِنًا، وَلَا يَأْكُلْ طَعَامَكَ إِلَّا تَقِيٌّ

«Не дружи ни с кем, кроме как с верующим, и пусть не ест твою пищу никто, кроме богобоязненного»[5], то цель этих слов — чтобы мусульманин не полюбил плохой нрав и недостойный характер неверующего, а содержимое в хадисе воспринимается не как запрет, а как побуждение к более предпочтительному поведению из-за слов нашего Господина Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

فِي كُلِّ كَبِدٍ رَطْبَةٍ أَجْرٌ

«Человек получит вознаграждение за хорошее отношение к любому живому существу»[6].

И Всевышнему Аллаху известно лучше!

Источник: aliftaa.jo

 

[1] «Асна аль-маталиб фи шарх рауд ат-талиб» (1/336).

[2] Коран, 20:14.

[3] Муслим.

[4] «Шарх Сахих Муслим» (5/183).

[5] Абу Давуд и ат-Тирмизи. Последний назвал хадис хорошим.

[6] Аль-Бухари и Муслим.

Похожие материалы