Сирийский город Алеппо известен как город исламского знания; его часто называют «городом ученых». И он в действительности стал колыбелью для множества благочестивых и авторитетных ученых Ислама. Среди них был шейх, мухаддис Абдуллах Сираджуддин аль-Хусейни (да смилуется над ним Аллах) — выдающийся ученый и праведник, посвятивший свою жизнь служению Исламу.
Нет сомнений, что в прошлом веке шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) — человек с выдающимися способностями и множеством благих качеств — сыграл значительную роль для исламского знания в Алеппо. Он был ведущим ученым по ханафитскому фикху.
Знания шейха Абдуллаха в хадисе и тафсире были не менее выдающимися. Фактически, он был одним из последних хафизов, кто смог заучить 100 000 хадисов, и одним из авторитетных муфассиров в мире. Тем не менее, настоящую известность он получил не благодаря перечисленным выше знаниям. Истинная причина его славы — его сильнейшая любовь к нашему господину Мухаммаду (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство). Такую высокую степень любви в наши времена не видели нигде.
Его детство и образование
Шейх Абдуллах (да смилуется над ним аллах) — потомок имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (да будет доволен Аллах им и его отцом). Он родился в уважаемой и благочестивой семье в 1923 году, когда Османская империя была на грани краха. Будучи ребенком, он был окружен любовью и заботой своего отца шейха Мухаммада Наджиба Сираджуддина (да смилуется над ним Аллах) — авторитетного ученого в области тафсира, фикха, хадиса и тасаввуфа. Шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) был известен тем, что проявлял сильное почтение, доброту и любовь к своей семье. Также известно, что он всегда старался помогать своей матери в домашних делах. Шейх очень любил своего отца и, когда отец скончался, начинал написание каждой своей работы с выражения почтения к нему в следующих словах:
«Дорогой читатель, когда ты будешь читать какую-либо из моих книг, пожалуйста, прочти суру “аль-Фатиха” и отдай вознаграждение за твое чтение известному ученому и великому любимцу Аллаха, который нес с собою по жизни знамя Корана и Сунны, толкователю Корана и знатоку хадисов с достоверным иснадом от многих великих ученых по хадису из городов Алеппо и Дамаск, из Марокко и других уголков исламского мира, дополненных письменными разрешениями, которые я сохранил, моему отцу и благородному учителю шейху Мухаммаду Наджибу Сираджуддину аль-Хусейни, да смилуется над ним Аллах и дарует ему награду по просьбе мусульман. Поистине, Он — Слышащий, Видящий. Амин».
Шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) начал свой путь к знаниям в раннем возрасте под руководством отца и заучил Коран наизусть, когда ему было 13 лет. В тот момент он учился в исламской школе аль-Хасравийя, где он позднее начал изучать хадисы. В этой школе шейх обучался у таких авторитетных ученых, как факих Мухаммад Ибрахим аль-Салкини, Иса аль-Баянуни, шейх Умар Масуд аль-Харири, шейх Файзуллах аль-Аййюби аль-Курди, шейх Ахмад аш-Шамма и других выдающихся лиц. Пока шейх был рядом с этими учителями, его ум и преданность наукам заметил шейх Мухаммад Рагиб ат-Таббах (да смилуется над ним Аллах) — мухаддис, хафиз и авторитетный историк из Алеппо, который стал его наставником. Кроме того, шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) посещал занятия других ученых, которые не преподавали в его школе, например, ханафитского факиха шейха Ахмада аль-Курди, шейха Мухаммада Саида аль-Идлиби и некоторых других.
Когда шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) учился в аль-Хасравийе последний год, министерство образования утвердило новую программу, которая должна была прийти на смену старой. Шейх выступил категорически против, потому что в новой программе было крайне мало исламских наук. Несмотря на то, что он почти окончил эту школу и был близок к тому, чтобы получить диплом, шейх Абдуллах ушел из нее и, таким образом, отказался от того заработка, который мог бы получать в будущем. Вместо этого он предпочел продолжить учиться у ученых своего города.
Шейх Абдуллах продолжал получать знания у своего отца – шейха Мухаммада Наджиба Сираджуддина (да смилуется над ними Аллах), уроки которого посещало огромное количество людей. В этой среде шейх получил возможность для дальнейшего развития своих умений и приумножения знания, и тогда его слава как ученого покорила Алеппо. Он начал преподавать Ислам в мечетях, например, в мечети Хамави, где он проводил занятия четыре раза в неделю по одному часу. Вскоре, в дополнение к урокам, которые он давал в мечетях, его пригласили преподавать в учебные заведения, среди которых — школа Шабанийя. Шейх продолжал преподавать в мечети, даже когда перестал получать какую-либо плату за это.
Позже, в силу преклонного возраста, отец шейха Абдуллаха (да смилуется над ним Аллах) не смог больше продолжать преподавание. Тогда он, будучи в возрасте всего 22 лет, взял на себя эту ответственность, продолжив дело своего отца. Это стало серьезным испытанием для шейха, ведь требования общественности и уровень уроков его отца были высокими. Однако по милости Аллаха он преуспел в этом деле, а люди восхищались тем, что он не побоялся взять на себя такую большую ответственность.
Его знание и преданность своему делу
После закрытия исламской школы Шабанийя образовался некий вакуум, и шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) чувствовал, что в Алеппо необходимо основать новую большую исламскую школу, которая сможет подготовить будущих ученых и имамов. Он решил возродить исламское знание и в 1958 году основал школу исламских знаний. В ее программу обучения вошли исламское право, тасаввуф, жизнь и качества Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство), а также науки по хадису. Кроме того, шейх создал отдельную школу для обучения студентов Корану. Чтобы побудить студентов к сохранению этого знания, выплачивались хорошие стипендии.
Став ведущим ученым в Алеппо, шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) в своих уроках преподавал основы исламского права и духовности. Он часто вдохновенно рассказывал о любви к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) и обязанности следовать его прекрасному примеру.
Шейх Абдуллах старался возродить любовь к Сунне и оживлял ее собственным примером и призывами. Кроме того, он боролся с идеологией чрезмерности, которая набирала популярность в Алеппо. Шейх действительно любил Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство): он постоянно вспоминал его благие качества, манеры, благородство и близость к Аллаху. Шейх был убежден, что никто не может сравниться в своем статусе с нашим господином Мухаммадом (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство). Благодаря его необычайной любви к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) шейх Абдур-Рахман аш-Шагури назвал шейха Абдуллаха (да смилуется над ним Аллах) «кутбом» (полюсом) любви к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) нашего времени. И эта величайшая любовь шейха к нему чувствуется в каждой написанной им строчке.
Шейх Нуруддин Итр (да смилуется над ним Аллах) говорил, что шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) чрезвычайно щепетилен и избегает всего сомнительного. Он был щедрым и отзывчивым по отношению к беднякам, снисходительным по отношению к ученикам, а также был известен своей смиренностью и набожностью. Любовь жителей Алеппо к шейху Абдуллаху до сих пор заметна в городе, где часто можно увидеть его фото и услышать его имя. Насколько бы великой ни была любовь людей к нему, его любовь к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) была намного сильнее, и чувствовалась во всем, что его окружало. Сообщается, что его постоянно посещал Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство).
В то время, когда исламский дух во многих отношениях ослаб в людях, шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) был человеком, который вдохновлял людей вернуться на праведный путь. И хотя Алеппо — это город ученых, после кончины шейха некоторые люди говорили, что теперь там не осталось ни одного ученого.
Его работы
Шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) написал более двадцати трудов по вероубеждению, тасаввуфу, этике и о благом нраве Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство). Также он написал несколько трудов, посвященных хадису и тафсиру Корана.
Ему принадлежат следующие работы:
- «Саййидина Мухаммад расулллах, солляллаху алейхи ва саллям, шамаиль аль-хамида, хисаля аль-маджида»;
- «Ас-Солят аля ан-Наби, солляллаху алейхи ва саллям»;
- «Шарх аль-манзума аль-байкунийя фи мусталях аль-хадис»;
- «Шахада алля иляха илляллах Мухаммад расулюллах»;
- «Дурус хауля бад ат-тафсир аят аль-Куръан аль-Карим»;
- «Талява аль-Куръан аль-Маджид»;
- «Хадйи аль-Куръан иля марифа аль-улююм ват-тафаккур фи аль-акван»;
- «Хадйи аль-Куръан аль-Карим иля худжа аль-бурхан»;
- «Аль-Хади ан-Набави»;
- «Ат-Такарруб иля Аллах Тааля»;
- «Ад-дуа»;
- «Ас-Солят филь-Ислам»;
- «Аль-Иман би-авалим аль-ухра ва мавакифуха»;
- «Сууд аль-акваль ва рафаа аль-амаль»;
- «Аль-Иман биль-малаика»;
- «Тарджума аш-шейх Мухаммад Наджиб Сираджуддин аль-Хусейни»;
- «Мухадара хауля мавакиф саййидина Мухаммад расулюллах»;
- «Мавакиф саййидина Мухаммад расулюллах маа аль-алям»;
- «Аль-Адиййя ас-сабах валь-маса»;
- «Манасик аль-хадж валь-умра»;
- «Хауля тафсир сура аль-Фатиха»;
- «Хауля тафсир сура аль-Мульк»;
- «Хауля тафсир сура аль-Худжура»;
- «Хауля тафсир сура Каф»;
- «Хауля тафсир сура аль-Инсан»;
- «Хауля тафсир сура аль-Аляк»;
- «Хауля тафсир сура аль-Каусар»;
- «Хауля тафсир сура аль-Ихляс».
Наверное, самой известной его работой была книга «Саййидина Мухаммад Расулюллах» — удивительнейшее выражение любви к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство). Он является одним из самых красивых трактатов о пророческих качествах, производящий сильнейшее впечатление и берущий за душу каждого, кто читает его. Вот небольшая выдержка из этой работы:
«Лицо Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) было красивее и сияло ярче, чем у кого-либо из людей. Все сахабы, описывая Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство), упоминали, что его лицо было светлым и излучало яркий свет и сияние. Некоторые из них сравнивали его сияние со светом солнца, другие — с луной. Некоторые из них говорили, что свет пророческого лица похож на яркое отражение луны. Все это говорит нам о том, что лицо Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) сияло и излучало ослепительный свет ».
Еще одна знаменитая работа шейха — «Ас-Солят аля ан-Наби». Небольшая выдержка из книги:
«Сам Аллах благословляет Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) как оказание чести и указание на его благородство, и Его ангелы благословляют его, чтобы удостоиться почета за это деяние и снискать благодать (табаррук), а также для того, чтобы приобрести свет и окунуться в духовные тайны. Затем, когда создания из низших миров услышали об этом, они были полны решимости просить чести благословлять благородного Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство). И тогда их языки, выразители их нужд, воззвали: “О Господь! Позволь нам удостоиться чести благословлять благородного Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство), честью благословлять которого были удостоены ангелы”, после чего пришел Божественный призыв: “О верующие! Просите для него благословения и мира” (Коран, 33:56)».
Его коллеги и ученики
Шейх Абдуллах (да смилуется над ним Аллах) поддерживал отношения с другими учеными на Ближнем Востоке. Во время своих трех паломничеств в Мекку и различных поездок в другие города, как Дамаск, Багдад, Хомс, Хама и аль-Кудс, он наладил братские отношения с учеными и проповедниками этих городов.
Коллеги были для него друзьями, среди которых был великий мухаддис шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда (да смилуется над ним Аллах).
Среди его учеников, которые пошли по его стопам и стали сильнейшими в мире учеными:
- Шейх Нуруддин Итр;
- Шейх Мухаммад Аввама;
- Шейх Маджд Макки;
- Шейх Самир ан-Насс;
- Шейх Мухаммад ан-Нинови.
Учеником шейха Абдуллаха (да смилуется над ним Аллах) был также шейх Али аль-Халяф.
Его возвращение к Господу
Самочувствие шейха Сираджуддина (да смилуется над ним Аллах) ухудшилось после хирургической операции, которую он перенес в конце жизни. Он покинул этот мир 4 марта 2002 года (1422 год по хиджре). Новость о его кончине распространилась по всему мусульманскому миру и окутала его пеленой печали. Из многих стран пришли слова соболезнований.
О Аллах! Даруй ему Высшую степень Фирдаус в Своем Раю, прости наши небрежность и ошибки ради твоего Возлюбленного — нашего господина Мухаммада (да благословит Аллах и приветствует его и его семейство) и нашей любви к тем праведным рабам, кто больше других любил его.
Амин!