Шейх Абдулла Сираджуддин

Сирийский город Алеппо знаменит как город исламского знания, его часто называют не иначе, как «город учёных». И этот город в действительности явился колыбелью для множества благочестивых и авторитетных учёных Ислама. Среди них был вали Аллаха алляма Абдулла Сираджуддин аль-Хусейни — выдающийся учёный и святой, который посвятил всю свою жизнь служению Исламу.

Нет сомнений, что в прошлом веке шейх Абдулла сыграл огромную роль для исламского знания в Алеппо. Это был человек с выдающимися способностями и множеством благих качеств. Он был не только лидером тариката рифаия в своём городе, но и ведущим учёным по ханафитскому фикху, соблюдая таким образом баланс между двумя важнейшими науками и следуя по стопам четырёх великих имамов.

Его знания в хадисе и тафсире были ещё более выдающимися. Фактически, шейх Абдулла был одним из последних хафизов, сумевших заучить 100 000 хадисов, и одним из самых авторитетных толкователей Корана в мире. Тем не менее, настоящую известность он получил не благодаря перечисленным выше знаниям. Истинная причина его славы — это его огромная сильнейшая любовь к нашему господину Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Такую выдающуюся степень любви в наши времена не видели нигде.

Его детство и образование

Шейх Абдуллах — потомок имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба, он родился в уважаемой и благочестивой семье в то время в 1923-м году, когда Османская империя находилась на грани краха. В детстве шейх Абдулла был окружён любовью и заботой своего отца шейха Мухаммада Наджиба Сираджуддина, который был авторитетным учёным в области тафсира, фикха, хадиса и тасаввуфа. Шейх Абдулла был известен тем, что проявлял большое уважение, доброту и любовь к своей семье. Также известно, что он всегда старался помогать своей матери в домашних делах. Он очень любил своего отца и, когда отец скончался, начинал написание каждой своей работы с выражения почтения к отцу в следующих словах:

«Дорогой читатель, когда ты будешь читать какую-либо из моих книг, пожалуйста, прочти суру «Фатиха» и отдай вознаграждение за твоё чтение известному учёному и великому аулия Аллаха, который нёс с собою по жизни знамя Корана и Сунны, толкователю Корана и знатоку хадисов с достоверным иснадом от многих великих учёных по хадису из городов Алеппо и Дамаск, из Марокко и других уголков исламского мира, дополненных письменными разрешениями, которые я сохранил, моему учителю и благородному отцу Шейху Мухаммаду Наджибу Сираджуддину аль-Хусейни, да будет милостив к нему Аллах и дарует ему награду по просьбе мусульман, воистину, Он Слышащий, Видящий. Амин».

Он начал свой путь к знаниям в раннем возрасте под руководством отца и заучил Коран наизусть, когда ему было 13 лет. В тот момент шейх учился в исламской школе аль-Хасравийя, куда он потом обратился, чтобы изучать хадис. Там он обучался у авторитетных учёных, связанных с этой школой, таких, как факих Мухаммад Ибрахим аль-Салкини, суфийский шейх Иса аль-Баянуни, шейх Умар Масуд аль-Харири, шейх Файзулла аль-Аййюби аль-Курди, шейх Ахмад аш-Шамма, и ещё нескольких выдающихся учёных. Пока он был рядом с этими шейхами, его ум и преданность наукам заметил мухаддис, хафиз и авторитетный историк из Алеппо шейх Мухаммад Рагиб ат-Таббах, который стал его наставником. Кроме того, шейх Абдулла посещал других учёных, которые не преподавали в его школе, например, ханафитского факиха шейха Ахмада аль-Курди, шейха Мухаммада Саида аль-Идлиби и некоторых других.

Когда шейх Абдулла учился в Хасравийе последний год, министерство образования утвердило новую программу, которая должна была прийти на смену старой. Шейх Абдулла выступил категорически против этого, потому что в новой программе было крайне мало исламских наук. Несмотря на тот факт, что он почти окончил эту школу и был близок к тому, чтобы получить диплом, шейх Абдулла ушёл из неё и таким образом отказался от того заработка, который мог бы получать в будущем. Вместо этого, он предпочёл продолжить учиться у учёных города.

Он продолжал получать знания у своего отца — шейха Мухаммада Наджиба Сираджуддина, на уроках которого собиралось огромное количество людей. В этой среде шейх Абдулла получил возможность для дальнейшего развития своих умений и приумножения знания, и тогда его слава как учёного покорила Алеппо. Он начал преподавать Ислам в мечетях, например, в мечети Хамави, где он преподавал по одному часу утром четыре раза в неделю. Вскоре, в дополнение к урокам, которые он давал в мечетях, его пригласили преподавать в учебные заведения, среди которых была школа Шабанийя. Он продолжал преподавать в мечети, даже когда перестал получать какую-либо плату за это.

Затем случилось так, что в силу преклонного возраста его отец не смог больше продолжать преподавание. Тогда шейх Абдулла, которому было на тот момент всего 22 года, взял на себя тяжёлую ношу, продолжив дело своего отца. Это стало серьёзным испытанием для шейха, ведь требования общественности и уровень уроков его отца были очень высокими, но по Милости Аллаха он преуспел в этом деле. Люди восхищались тем, что он не побоялся взять на себя такую большую ответственность.

Его знание и преданность своему делу

После закрытия исламской школы Шабанийя, образовался определённый вакуум, и шейх Абдулла чувствовал, что в Алеппо необходимо основать новую большую исламскую школу, которая сможет подготовить будущих учёных и имамов. Затем он решился возродить исламское знание и в 1958-м году основал Школу исламских знаний. В её программу вошли исламское право, тасаввуф, жизнь и качества Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также науки по хадису. Кроме того, он создал отдельную школу для обучения студентов Корану. Чтобы побудить студентов к сохранению этого знания, выплачивались хорошие стипендии.

Став ведущим учёным в Алеппо, шейх Абдулла в своих уроках преподавал квинтэссенцию исламского права и духовности. Он часто вдохновенно рассказывал о любви к Посланнику Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) и обязанности следовать его прекрасному примеру.

Он старался возродить любовь к сунне и оживлял её своим собственным поведением и призывами. Кроме того, он боролся с идеологией чрезмерности, которая набирала популярность в Алеппо. Шейх Абдулла действительно любил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он постоянно вспоминал его благие качества, его манеры, его благородство и его близость к Аллаху. Он был убеждён, что никто не может сравниться в своём статусе с нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), а благодаря его необычайной любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шейх Абдуррахман аш-Шагури назвал его «кутбом» (полюсом) любви к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) нашего времени. Когда шейх описывает Пророка  (мир ему и благословение Аллаха), его величайшая любовь к нему чувствуется в каждой строчке.

Шейх Нуруддин Итр говорил о нём: «чрезвычайно щепетилен и избегает всего сомнительного». Он был щедрым и отзывчивым по отношению к беднякам, снисходительным по отношению к ученикам, он был известен своей смиренностью и набожностью. Любовь жителей Алеппо к шейху Абдулле до сих пор заметна в городе, где часто можно увидеть его фото и услышать его имя. Насколько бы велика не была любовь людей к нему, его любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) была ещё больше, и эта любовь чувствовалась во всём, что его окружало. Сообщается, что его постоянно посещал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). 

В то время, когда Ислам во многих отношениях ослаб в людях, был человек, который вдохновлял людей вернуться на праведный путь, как никто другой. И хотя Алеппо – это город учёных, после кончины шейха Абдуллы некоторые люди говорили, что теперь там не осталось ни одного учёного.

Его работы

Шейх Абдуллах написал более двадцати трудов по вероубеждению, тасаввуфу, этике и о благом нраве Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Были также работы, посвящённые хадису и тафсиру Корана.

Ему принадлежат следующие работы:

—         Саййидуна Мухаммадун расулюЛлах, солляллаху алейхи ва саллям, шама‘иль аль-хамида, хисаля аль-маджида

—         Ас-солят ‘аля ан-Наби, солляллаху алейхи ва саллям

—         Шарх аль-манзума аль-Байкунийя фи мусталах аль-хадис

—         Шахада алля иляха илляЛлах Мухаммадун расулюЛлах

—         Дурус хауля ба‘д ат-тафсир аят аль-Куран аль-Карим

—         Талява аль-Кур‘ан аль-Маджид

—         Хадйи аль-Кур‘ан иля Ма‘рифа аль-улююм ват-тафаккур фи аль-акван

—         Хадйи аль-Кур‘ан аль-Карим иля худжа аль-бурхан

—         Аль-Хади ан-Набави

—         Ат-Такарруб иля Аллах Та‘аля

—         Ад-ду‘а

—         Ас-солят филь-Ислам

—         Аль-Иман би-‘авалим аль-ухра ва мавакифуха

—         Су‘уд аль-Акваль ва рафа‘а аль-‘амаль

—         Аль-Иман биль-мала‘ика

—         Тарджума аш-шейх Мухаммад Наджиб Сираджуддин аль-Хусейни

—         Мухадара хауля мавакиф саййидина Мухаммад расулиЛлях

—         Мавакиф саййидина Мухаммад расулиЛлях ма‘а аль-‘алям

—         Аль-Ад‘иййя ас-сабах валь-маса‘

—         Манасик аль-хадж валь-‘умра

—         Хауля тафсир сура аль-Фатиха

—         Хауля тафсир сура аль-Мульк

—         Хауля тафсир сура аль-Худжура

—         Хауля тафсир сура Каф

—         Хауля тафсир сура аль-Инсан

—         Хауля тафсир сура аль-‘Аляк

—         Хауля тафсир сура аль-Каусар

—         Хауля тафсир сура аль-Ихляс

Наверное, самой известной его работой была книга «Саййидуна Мухаммад Расулюллах» (Наш Господин Мухаммад Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) – потрясающее выражение любви к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Это один из самых красивых трактатов о качествах Пророка (мир ему и благословение Аллаха), производящий сильнейшее впечатление и берущий за душу каждого, кто читает его. Вот небольшая выдержка из этой работы:

«Лицо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было красивее и сияло ярче, чем у кого-либо из людей. Все сахабы, описывая Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), упоминали, что его лицо было светлым, светящимся и излучало яркий свет и сияние. Некоторые из них сравнивали его (мир ему и благословение Аллаха) сияние со светом солнца, другие – с луной. Некоторые из них говорили, что свет его лица похож на луч от луны. Всё это говорит нам о том, что его лицо излучало свет и ослепительно сияло».

Ещё одна знаменитая работа шейха – это «Ас-солят ‘аля ан-Наби», небольшая выдержка из книги:

«…Сам Аллах благословляет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как оказание чести и указание на его благородство, и ангелы Аллаха благословляют Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы удостоиться почёта за это деяние и для получения благодати (табаррук) от этого, а также для того, чтобы приобрести свет и окунуться в духовные тайны. Затем, когда создания из низших миров услышали об этом, они были полны решимости просить чести благословлять благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И тогда их языки, выразители их нужд, воззвали: «О Господь! Позволь нам удостоиться чести благословлять благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), честью благословлять которого были удостоены ангелы», – пришёл Божественный призыв: «О вы, которые уверовали, благословляйте пророка и приветствуйте его салямом».

Его коллеги и ученики

Шейх Абдулла поддерживал отношения с другими учёными на Ближнем Востоке. Во время своих трёх паломничеств в Мекку и различных поездок в другие города, такие, как Дамаск, Багдад, Хомс, Хама и аль-Кудс, он наладил братские отношения с учёными и проповедниками этих городов.

Коллеги были для него друзьями, среди них был великий мухаддис шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда.

У него было множество учеников, некоторые из них последовали по его стопам и стали сильнейшими в мире учёными. Здесь мы упомянем только некоторых из них:

  • Шейх Нуруддин Итр
  • Шейх Мухаммад Аввама
  • Шейх Маджд Макки
  • Шейх Самир ан-Насс
  • Шейх Мухаммад ан-Нинови

Его учеником был также наш имам и любимый друг шейх Али аль-Халяф, да хранит его Аллах.

Его возвращение к Господу

Самочувствие шейха Сираджуддина ухудшилось после хирургической операции, которую он перенёс в конце жизни. Он покинул этот мир 4 марта 2002-го года (1422-й год по хиджре). Новость о его кончине распространилась по всему мусульманскому миру и окутала его пеленой печали. Из многих стран пришли слова соболезнований.

Следуя за шейхом в том, как он проявлял любовь к своему отцу, я прошу дорогого читателя прочесть суру «Фатиха» и отдать вознаграждение за твоё чтение известному учёному и великому аулия Аллаха, который нёс с собою по жизни знамя Корана и Сунны, продолжив путь своего благородного отца, толкователю Корана и знатоку хадисов, полюсу любви к Пророку нашего времени шейху Абдуллаху ибн Мухаммаду Наджибу Сираджуддину аль-Хусейни, да будет милостив к нему Аллах и вознаградит его по просьбе мусульман. Воистину, Он Видящий, Слышащий.

О Аллах! Благослови этого великого учёного и даруй ему Джаннат аль-фирдаус, прости наши небрежности и ошибки ради твоего Возлюбленного — нашего господина Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и нашей любви к тем праведным рабам, кто больше других любил его.

Амин.

 

Похожие материалы