Шейх Абуль-Аббас аль-Мурси

Его полное имя – Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Умар ибн Али аль-Хазраджи аль-Баланси, а его благородное происхождение восходит к великому сподвижнику Са’аду ибн Убайде аль-Ансари (да будет доволен им Аллах).

Он стал известен как Абуль-Аббас, а дополнение к имени «аль-Мурси» он получил по названию места своего рождения – города Мурсия. Его предок – Кайс ибн Са’ад – был правителем Египта до саййида Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) в 36 г. по хиджре.

Наш господин Абуль-Аббас аль-Мурси, куддиса сирруху, родился в 616 году по хиджре (1214 г.) в городе Мурсия в Андалусии, где работал его отец. Когда он подрос, отец отправил его к учителю, для обучения Корану и предписаниям религии. Абуль-Аббас выучил Коран наизусть за один год, затем продолжил обучение, приступив к основам фикха, стал изучать также чтение и письмо.

Его отец был торговцем, и Абуль-Аббас помогал ему в делах. Деньги, заработанные торговлей, Абуль-Аббас раздавал бедным, нуждающимся и путникам. Того, что он зарабатывал, было достаточно, чтобы поддерживать свой образ жизни.

Он принялся сердцем поминать Аллаха, благодаря этому продвигался в этом деле день за днем, шаг за шагом, следуя по пути к истине и реализации [своего потенциала].

Абуль-Аббас был известен своей порядочностью, правдивостью и тем, что на него можно было положиться. Он был добросовестен в делах торговли. Почти всю свою прибыль он раздавал как милостыню. Он был примером для торговцев того времени в адабах, которые требует Ислам, доброте, мягкости. Он также был примером для молодежи в следовании предписаниям Аллаха. Он постился несколько дней из каждого месяца, часть ночи оживлял ибадатом и хранил свой язык от глупостей и досужей болтовни.

В 640 году по хиджре его отец решил отправиться в хадж. Абуль-Аббас отправился с ним, так же как и его брат – Абдуллах Джалал ад-Дин и их мать – саййида Фатима, которая была дочерью шейха Абдуррахмана аль-Малики, рахимахуллах. Они вышли в путь по морю из Алжира и, достигнув самого дальнего пограничного поста охраны в Тунисе, попали в ужасный шторм. Все пассажиры судна, кроме тех, кого уберег Аллах, погибли. Абуль-Аббас и его брат остались живы, они добрались до Туниса и остались там.

Абуль-Аббас аль-Мурси вступил на путь тариката под руководством известного шейха Абуль-Хасана аш-Шазили, куддиса сирруху, с которым встретился в Тунисе в 640 г. по хиджре. Под руководством своего наставника, находясь все время рядом с ним, он перенимал от него знания, которые были доступны в то время, по фикху, тафсиру, хадису, логике (мантик) и философии. Сезоны сменяли друг друга. Прошли годы, пока он не овладел этими науками.

Имам аль-Мурси, куддиса сирруху, пишет:

«Я ехал из Мурсии, что в Андалусии, и прибыл в Тунис. В то время я был юношей. Я услышал о шейхе Абуль-Хасане аш-Шазили, и один человек позвал меня посетить шейха. Я ответил, что буду молить Аллаха об указании истины [в этом деле]. В ту ночь во сне я увидел, как я восхожу на вершину горы. Когда я достиг вершины, я увидел человека в зеленой накидке – он сидел, и с ним было еще двое – по его правую и левую руку.  Он посмотрел на меня и сказал: «Ты нашел наместника этого времени». Я проснулся – было время рассвета. И тот, кто приглашал меня к шейху, пришел ко мне еще раз. Так я пошел с ними, вошел в покои шейха и заметил ту самую скамью, что на вершине горы [во сне] – я был поражен [этим]…». 

С этого дня Абуль-Аббас всегда был рядом с шейхом и переехал с ним в Египет.

Абуль-Хасан аш-Шазили, куддиса сирруху, увидел, что Абуль-Аббас аль-Мурси обладает чистым духом (рух) и хорошей душой (нафс), стремящейся приблизиться к Аллаху. Абуль-Хасан Шазили, куддиса сирруху, дарил своему ученику много подарков и следил особым образом за его духовным воспитанием, поскольку Абуль-Аббас был будущим наместником своего времени после шейха аш-Шазили.

Достоверно известно, что Абуль-Аббас, куддиса сирруху, был всегда рядом с шейхом Шазили, куддиса сирруху, и после него стал имамом этого пути (шазилийского тариката). До этого шейх Шазили выдал одну из своих дочерей за Абуль-Аббаса аль-Мурси. У них были дети, среди которых – Мухаммад и Ахмад. Одна из дочерей Абуль-Аббаса аль-Мурси вышла замуж за шейха Якута аль-Карши, который был учеником Абуль-Аббаса аль-Мурси в тайных и явных науках. 

В 642 году по хиджре (1244 г.) шейх Шазили, куддиса сирруху, увидел во сне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему переехать в Египет. И он оставил Тунис и вместе с Абуль-Аббасом, его братом Абдуллой и слугой Абуль-Азайимом отправился в Александрию под покровительством короля ас-Салиха Наджм ад-Дина Айюба.

Абуль-Аббас аль-Мурси, куддиса сирруху, сказал:

Когда мы прибыли в Александрию, мы пришли к Амуду ас-Савари. Мы были в затруднительном положении и нуждались в еде. Один праведник Александрии принес пищу [для нас]. Когда шейху сказали об этом, он произнес: «Никто не должен есть эту еду». Мы провели ночь в том же состоянии, как и пришли, – голодными. Утром, когда мы совершили за ним молитву, он повелел принести еду. Мы принесли и стали есть. Шейх сказал: «Голос во мне сказал мне, что самое дозволенное – это то, чего ты не ожидаешь и чего ты не просил ни у мужчины, ни у женщины».

Мы поселились в провинции Кавм ад-Дакат. Для уроков и духовных собраний шейх выбрал известную мечеть аль-А’тарин, которая была также известна как Мечеть Запада. Эти уроки посещало большое количество александрийцев – как из числа элиты, так и простых людей.

Александрия не случайно была в то время известным городом и местом изучения главных наук. Это заметили многие видные алимы, которые обосновались здесь еще до шейхов Шазили и аль-Мурси, каддасаллаху асрарахум.

Уроки шейха Шазили, куддиса сирруху, посещали Тартавши, Ибн аль-Хаттаб ар-Рази и хафиз Абу Тахир ас-Салафи, рахимахумуллах. Салахаддин аль-Айюби, рахимахуллах, любил проводить Рамадан в Александрии, чтобы слушать хадисы из уст аль-Хафиза Абу Тахира ас-Салафи, рахимахуллах.

Абуль-Аббас продолжал свой путь салика и жаждал оставаться с шейхом аш-Шазили, куддиса сирруху, для духовного питания. Он не оставлял его ни на минуту, пока аш-Шазили, куддиса сирруху, не покинул этот мир.

Шейх Абуль Аббас аль-Мурси, куддиса сирруху, провел 40 лет в Александрии, распространяя знания, служа образцом богобоязненности и преданности. Многие ученые – его современники – такие, как имам аль-Бусыри, Ибн Ата’иля аль-Сакандари, Якут аль-Арши, Ибн аль-Лябан, Иззуддин ибн Абдуссалям, Ибн Абу Шама и другие, рахимахумуллах аджма’ин, получили знания под его руководством.

Шейх Абуль-Аббас, куддиса сирруху, стал главой шазилийского тариката после смерти Абуль-Хасана аш-Шазили, куддиса сирруху, в 656 году по хиджре (1258 г.).

В этот момент ему было 40 лет, и он нес это знамя знаний и духовности до своей смерти. После того, как он провел 40 лет в Александрии, свет шазилийского тариката был передан дальше (т. е. следующему приемнику – прим. пер.).

Шейх Абуль Аббас аль-Мурси, куддиса сирруху, умер 25 Зуль-Кадда 686-го года по Хиджре (1287 г.) и был похоронен с сыновьями Мухаммадом и Ахмадом в провинции Рас ат-Тин.

Состояния человека согласно шейху Абуль-Аббасу аль-Мурси

Имам Абуль Аббас Аль-Мурси, куддиса сирруху, выделил следующие состояния человека:

  • благосостояние;
  • нужда (беда);
  • послушание;
  • ослушание.

Клянусь Аллахом – в каждом состоянии есть право [Аллаха, которое раб должен исполнить перед Ним], которое лежит на вас через Божественное повеление:

  • в состоянии послушания благодари Аллаха за его Милость, за блага, которые Аллах дал тебе, Аллах привел тебя к этому [состоянию послушания, богобоязненности] и укрепил в этом.
  • в состоянии непослушания ищи Его прощения.
  • в благосостоянии благодари Аллаха и скрепи сердце с Аллахом.
  • в нужде и беде будь доволен предначертанным от Аллаха и будь терпелив.

 

Похожие материалы