Акыда саляфов: Ибн Абу Асым

Акыда саляфрв из книги ас-Сунна

Имам Абу Бакр ибн Абу Асым (206–287 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Ты спросил меня о том, что такое Сунна[1]. Сунна — понятие, включающее в себя множество положений. И среди положений Сунны, в отношении которых едины люди знания, следующие:

[Предопределение и деяния рабов]

1) Вера в предопределение.

2) Вера в то, что способность на совершение действия возникает в момент действия, а не существует до него[2].

3) Вера в предопределение как хорошего, так и плохого.

4) Все праведные деяния человека — следствие тауфика Аллаха, а все грехи грешника из-за его унижения Аллахом.

5) Счастливый — это тот, кому было предписано счастье, а несчастный — тот, кому было предписано несчастье.

6) Ничего  из творений не выходит за пределы желания и воли Аллаха.

7) Деяния рабов, как хорошие, так и плохие, — это их действия, однако они сотворены Аллахом.

[Коран — Речь Аллаха]

8) Коран — Речь Аллаха, которой Аллах говорит, и эта Речь не является сотворенной. Если же человек скажет, что Коран сотворен, и в отношении него установится довод, то он неверующий в Аллаха, а если же человек скажет это без установления довода, то ему ничего за это не будет[3].

[Определение веры (иман)]

9) Вера — это слово и дело, и она увеличивается и уменьшается.

[Видение Аллаха]

10) Вера в то, что любимцы Аллаха увидят Его в ахирате глазами, как об этом сообщается в хадисах.

[Почитание сподвижников]

11) Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) — лучший сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): он истинный халиф и наместник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда ему присягнули, он был лучшим среди сподвижников и больше других заслуживал этого.

После него самым достойным был Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах).

Затем самым достойным был Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

А затем таковым был Али (да будет доволен им Аллах).

12) По моему мнению, Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) был самым знающим человеком после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), самым аскетичным, самым смелым и самым щедрым.

И доказательством этому служит тот факт, что когда некоторые сподвижники уговаривали его принять часть закята, которую хотели выплачивать вероотступники, то он отказался принять ее, потребовав, чтобы они выплачивали закят полностью так, как это возложил на них Аллах, а иначе он будет сражаться против них. И он считал, что неверие в часть откровения является основанием для сражения,  и поэтому решил воевать против них, а затем все пришли к выводу, что он был прав.

13) Из его храбрости — то, что он был вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пещере.

14) Также примером его храбрости было то, что он переселился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), подвергая себя опасности, поскольку язычники вышли в погоню, чтобы поймать их.

15) Признаком его ума и щедрости является тот факт, что свое имущество размером в 40 000 укыя, оставшееся еще с доисламского периода, он полностью расходовал на распространение Ислама.

16) Примером его аскетизма служит история, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал давать милостыню, и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принес ему все свое имущество. Когда же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «А что ты оставил своей семье?», то он ответил: «Аллаха и Его Посланника»[4].

И никто другой не поступил так.

17) Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед своей кончиной хотел написать завещание в письменном  виде, то про Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) было сказано: «Аллах отказывается (принять кого-то, кроме него), и так же откажутся и мусульмане»[5].

18) И Всевышний Аллах с небес назвал его ас-Сыддык.

19) Ему присягнули, и все мусульмане были согласны в этой присяге, понимая, что в этом выборе для них благо, и они назвали его: «Наместник Посланника Аллаха», и только так обращались к нему.

20) Затем Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) следовал пути Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), отличаясь суровостью, стойкостью и политическим талантом.

Примером этому являются его слова Уейны и аль-Акраа (да будет доволен ими обоими Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мягок был с вами, когда Ислам был малочисленен. Аллах же не нуждается в вас двоих».

Рассказ о его жизни и правлении будет слишком длинным.

21) Затем Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) был самым знающим, самым смелым и самым щедрым.

22) Примером его знания является история, когда Али и Абдур-Рахман (да будет доволен ими обоими Аллах) посчитали, что рабыня Хатыба должна быть наказана, и Умар (да будет доволен им Аллах) согласился с ними.

Однако Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Абу Амр, а как считаешь ты?»

И он ответил: «Я не считаю, что ее следует наказывать, ведь она делала это открыто. А наказание надлежит тому, кто знал о запретности»[6].

И тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, приняв его довод: «Ты прав. Наказание тому, кто знал об этом»[7].

23) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выдал за него двух своих дочерей, и этой чести не удостоился никто, кроме него.

24) И среди сподвижников он обладал самым острым умом и более явным поклонением: несмотря на свой возраст, он быстро выучил весь Коран и за ночь полностью прочитывал его в намазе[8].

25) Примером его щедрости была история, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал помочь снарядить войско аль-Усра к битве. Усман (да будет доволен им Аллах) сначала принес тысячу динаров, затем еще тысячу, а затем еще тысячу, и таким образом в одиночку полностью снабдил его[9].

26) Затем после него Али (да будет доволен им Аллах) был обладателем аскетизма, знаний и щедрости.

27) Примером его аскетизма было то, что в 40-м году он получил доход в 40 000 динаров и полностью раздал их.

28) Его одежда была из простого грубого хлопка.

29) Мухаммад ибн Кааб аль-Курази (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Али сказал: “Милостыня из моего имущества достигла 40 000 динаров”»[10].

30) Также к его явным достоинствам относится:

  • Он был женат на Фатиме (да будет доволен ею Аллах).
  • Его сыновья: аль-Хасан и аль-Хусейн (да будет доволен ими обоими Аллах).
  • Он первым ворвался в битву Хайбар.
  • Он убил Мархаба.

И многое другое.

31) И все участники шуры — обладатели множества достоинств.

Также относится к Сунне[11] вера в следующие вещи:

32) Могильные муки.

33) Ангелов Мункара и Накира.

34) Заступничество.

35) Водоем (Хауд).

36) Весы деяний (аль-Мизан).

А также:

37) Любить сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изучать их достоинства, отказываться от порицания ругани в их адрес, а также проявлять  к ним полную лояльность (вилаят).

38) Совершать намаз за всех умерших единобожников[12].

39) Делать дуа о милости Аллаха за тех, кто согрешил, и надеяться на прощение для грешников.

40) Несмотря на угрозы Аллаха наказать совершающих грехи, оставлять решение о судьбе верующих рабов Аллаху[13].

41) Верить в то, что Аллах выведет из Ада, кого захочет, на основе Своей милости.

42) Совершать намаз за каждым грешным правителем.

43) Совершать намаз коллективно.

44) Сражаться вместе с каждым правителем[14].

45) Повелевать благое, запрещать зло и поддерживать в благом».

(Этот текст имам Ибн Абу Асым привел в конце своей книги «Ас-Сунна», 2/645)

 

Комментарии устаза Абу Али аль-Ашари:

[1] Под Сунной имеется в виду правильный Ислам.

[2] Адиль аль-Хамдан, ваххабит, издавший этот и другие тексты ранних имамов Сунны, опровергает эти слова имама ибн Абу Асыма (да смилуется над ним Аллах) словами ибн Таймии, который верил, что способность на действие существует и до самого действия. Но кто из саляфов это сказал?! Это красноречивое доказательство того, что «салафизм»  — это слепое следование за ибн Таймией, а «следование за саляфами» — лишь лозунг для обмана простаков.

[3] Это важный текст, подтверждающий, что среди ранних имамов хадиса нет единогласия в том, что каждый, кто скажет фразу: «Коран – сотворен», автоматически становится кафиром.

[4] Абу Давуд, № 1678.

[5] Аль-Бухари, № 5666.

[6] Имеется в виду, что если бы она знала, что это грех, то скрывала бы это действие.

[7] Мусаннаф Абдур-Раззак, № 13647.

[8] Ибн Абу Шейба, № 3720.

[9] Аль-Бухари, № 2778.

[10] Ахмад, № 1369.

[11] Имеется в виду, что последователи Ахлю-Сунна верят в это, а не то, что верить в это желательно.

[12] Даже если они были грешниками.

[13] То есть Аллах может простить верующего грешника, несмотря на угрозы наказания за грехи в Коране.

[14] Будь он праведный или грешный, — прим. ред.

Похожие материалы