Аллах не занимает место

К основам убеждений Ахлю-Сунна относится убеждение, что Аллах не занимает место и не имеет направления. Сначала мы приведём доказательства этого утверждения, затем мы поясним ряд выражений, которые вызывают сомнения, и разъясним истину в этом вопросе.

Доказательства того, что Аллах не занимает место

1. Имам ан-Насафи доказывает это в «Шарх аль-Умда»: «Образы и направления различны, и невозможно, чтобы Аллах принимал их, потому что невозможно принять их сразу. И нельзя сказать, что какое-то направление или какой-то образ предпочтительней, чем другие, потому что все эти характеристики, по сути своей, одинаковы. Если мы скажем, что Аллах характеризуется определенным направлением, то значит, Аллах претерпел определённое изменение, а это признак творения».

2. Имам ас-Субки сказал: «Творец не может иметь направления. Если бы он имел направление, то однозначно занимал бы место, а занимать место – это явный признак того, что место необходимо. А тот, кто нуждается в месте, не может быть «ваджибуль-вуджуд». Однако мы точно знаем, что Аллах – «ваджибуль-вуджуд». Поэтому Аллах не занимает место».

3. Также, если бы Аллах занимал место, то Он был бы либо везде, а это абсурд и явное заблуждение, либо в определённом месте, а из этого вытекала бы нужда в этом месте или направлении, что означало бы отрицание обязательного существования. Аз-Забиди привёл эти слова ан-Насафи и ас-Субки в «Итхаф» (том 2, стр 104).

4. Доказательством того, что Аллах не имеет ни места, ни направления, является хадис, который привел Муслим (4/2804) от Абу Хурайры, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в дуа: «О Аллах, Ты Первый, и нет ничего до Тебя, ты Последний, и нет ничего после Тебя, Ты Явный, и нет ничего над Тобой, Ты Тайный, и нет ничего под Тобой». Имам аль-Байхаки пишет по поводу этого хадиса в «Аль-Асмау ва ас-Сифат» (стр. 41): «Некоторые наши учёные приводят этот хадис в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».

Вопросы, связанные с этой темой

Мы рассмотрим шесть выражений, которые связаны с нашей темой, чтобы разъяснить этот вопрос и убрать все сомнения, которые сеют заблудшие вокруг данных слов. Вот эти выражения: «направление»; «Аллах над Аршем»; «Он отделён от творений»; «Аллах не находится внутри мира и не находится вне его»; «Аллах истава над Аршем»; «Аллах на небе».

1. Что касается слова «направление», то оно не пришло ни в Коране, ни в Сунне, и его нет ни в словах сподвижников, ни в словах табиинов. Ни один учёный, который писал о Сущности Аллаха и Его атрибутах, кроме заблудших муджассима, не использовал это слово[1].

2. Что касается слов: «Аллах над Аршем», – то они пришли через аль-Авали. Ибн Манда приводит их в своей книге «Ат-Таухид». Сообщения аль-Авали во многом основаны на «исраилятах», как сказал Абу Бакр ибн аль-Араби в «Шарх Сунан ат-Тирмизи».

3. Что касается слов: «отделён от творений», – то аль-Байхаки передает в «Аль-Асмау ва ас-Сифат» (стр. 411) от Абуль-Хасана аль-Ашари, что тот сказал: «Аллах «муставин аля Аршихи». И Он над всеми вещами и отделён от них, в том смысле, что Он не растворён в них, и ни одно творение не растворено в Нём. Творения и Аллах не соприкасаются и не подобны друг другу. И отдалённость означает, что нет растворения и соприкосновения». Отделённость, которую утверждают имам аль-Ашари и другие ученые, не означает пространственную отдалённость, поскольку это категории творений, а Аллах не может описываться категориями тел. Аллах Один, не нуждается в ни в ком и ни в чём, не рождает и не рождён, и нет ничего, подобного Ему. Ученый-исследователь Мухаммад Захид аль-Кавсари пишет в «Ар-Радд аля нуния Ибн Каййим» (стр. 53-54): «Слова: «отделён от творений», – не пришли ни в Коране, ни в Сунне. Эти слова использовали некоторые саляфы для отрицания растворенности Аллаха в мире творений, которое утверждал Джахм (он говорил, что Аллах везде), но саляфы не имели в виду, что Аллах имеет направление или отделён пространственно. Аллах чист от всего этого, как упомянул аль-Байхаки в «Аль-Асмау ва ас-Сифат»».

4. Что касается слов некоторых мутакаллимов: «Аллах не находится внутри мира», – то этими словами они отрицают «хулюль», т.е. растворение Аллаха в мире творений и Его соприкосновение с этим миром. А что касается слов: «и не находится вне этого мира», – то они отрицают направление и пространственную отдалённость. Аль-Баяди на это указал в «Ишарат аль-Марам» (стр. 197). И очевидно, что тот, кто не находится в этом мире, отделён от него.

5. Что касается «истава», то имам аль-Байхаки пишет в «Аль-Асмау ва ас-Сифат» (сс. 396-397): ««Истава» не означает, что Аллах находится над Аршем, соприкасается с Аршем или занимает там место. Аллах отделён от своих творений. И все сообщения об этом мы не должны понимать буквально. Мы проговариваем их, но оставляем смысл. Ведь нет ничего, подобного Ему, и Он Слышащий и Видящий».

И в конце мы приведём слова имама аль-Ашари:

Имам аль-Ашари пишет в своей книге «Аль-Ибана» (стр. 71): «Аллах истава над Аршем в том смысле, с которым Он это сказал. А смысл, который Он вложил, – отрицание соприкосновения, нахождения, растворения и перемещения. Арш не несёт Его, Арш несом теми, кто его держит, на основе могущества Аллаха, и все они находятся во власти Аллаха. Он над Аршем и над каждой вещью таким возвышением, которое не означает приближенность к Аршу и небу. И Он возвышен над Аршем так же, как и над остальными творениями. И вместе с тем Он близок к творениям. И Он ближе к рабу, чем сонная артерия. И Он свидетель каждой вещи».

Этого отрывка из «Аль-Ибана» нет в распространённом издании. Эти строки взяты из рукописи, которая находится в Александрии и издана доктором Фавкия Хусейном Махмудом. Первое издание вышло в издательстве «Дар аль-Ансар», а второе – в «Дар аль-китаб ли-ннашр ва тавзи» в Каире.

А Аллах знает лучше. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и его сподвижникам.

(Статья публикуется с сокращениями)

[1] См. примечание №117 аль-Кавсари в «Ар-Радд аля нуния Ибн аль-Каййим», стр. 54

Похожие материалы